Конкуренция несовершенная

Добавлено в закладки: 0

Что такое конкуренция несовершенная? Описание и определение понятия.
 Несовершенная конкуренция – это конкуренция, когда на рынке есть мало продающих и много покупающих или наоборот,  когда производятся  действия конкурирующих фирм с целью подавить конкуренцию на рынке.

Для несовершенной конкуренции  применяют  различные средства:  важные данные о товаре не доводятся до потребителя;  один  и тот же товар могут продавать по различным ценам; распространяют ложную информацию  о месте или способе изготовления товара, о его наличии; появляются преграды для вхождения на рынок какого-либо товара; разглашение коммерческих тайн конкурентов и другие. От несовершенной конкуренции цены поднимаются, проходит падение экономических показателей, тормозится научный и технический прогресс.

Несовершенная конкуренция — ситуация в согласии с экономической теорией, когда структура рынка условиям для существования совершенной конкуренции не соответствует.

Распространенной является такая классификация форм несовершенной конкуренции:

  • Олигополия, в которой есть небольшое число продавцов (к примеру, рынок мобильных услуг);
  • Монополия, при которой есть лишь один продавец (к примеру, рынок газоснабжения);
  • Монопсония, в которой есть лишь один покупатель (к примеру, рынок тяжелого оружия);
  • Монополистическая конкуренция, в которой есть множество продавцов, которые производят похожие товары, при этом немного отличаются (критерием дифференциации может быть место нахождения продавца);
  • Олигопсония, в которой есть малое число покупателей.

Также на таких рынках может быть несовершенная информация, где информация о товарах или ценах недостаточна, рыночная среда является непрозрачной.НКes

Рассмотрим, более детально, что значит несовершенная конкуренция.

Конкуренция — это борьба между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

В современной экономике различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция — это такой вид конкуренции, при которой рпроисходит соперничество многочисленных производителей, которые создают приблизительно одинаковые объемы идентичной (абсолютно взаимозаменяемой) продукции.

В отличии от совершенной, несовершенная конкуренция ограничена влиянием монополий и государства.

Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) — это вид конкуренции в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Стоит отметить, что не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция.

В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая по своей сути является абстракцией и практически отсутствует в реальной жизни, а существует лишь в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. На сегодняшний день большинство реальных рынков в современной экономике — это именно рынки несовершенной конкуренции.

 Признаки несовершенной конкуренции

Существуют определенные признаки, по которым можно определить несовершенную конкуренцию:

  1. наличие входных барьеров в отрасль;
  2. дифференцированность продукции;
  3. основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
  4. возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

Труды известных экономистов о несовершенной конкуренции

Теорию механизма рынка несовершенной конкуренции разрабатывали такие известные экономисты, как  Э. Чемберлин, А. Курно, Дж. Хикс , Дж. Робинсон,и другие. В их 5555esнаучных трудах содержатся основные положения теории рынка несовершенной конкуренции. А именно: монополист обладает абсолютной властью над ценой и по собственному желанию, действуя исключительно в своих лишь интересах может понижать или повышать ее в целях управления спросом и предложением на рынке товаров, которые производит сам. При этом монополист осознанно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором личная прибыль была бы максимальной. Важно отметить, что в экономике любого государства  существуют естественные монополии, когда отрасль состоит всего из одной фирмы (сюда относятся, например, снабжение населения электроэнергией, связью, газом и так далее). Здесь средние издержки минимальные, а прибыль, наоборот, максимальная; в условиях монополии существуют входные барьеры (это определенные препятствия для входа на рынок данного товара) для фирм-новичков для входа на рынки, где хозяйничают фирмы-старожилы.

НКsВ числе барьеров вхождения могут быть: наделение правительством фирм исключительными правами; обладание собственностью на редкие или невосполнимые ресурсы, авторские права и патенты; эффект масштаба, когда для входа на данный рынок, например, нужен очень крупный капитал, нелегальные методы борьбы монополий с новыми конкурентами на их рынке.

Можно привести очень много примеров рынков несовершенной конкуренции. К ним относятся рынок бытовой техники и электроиники ( Sony, Samsung, Siemens ), рынок автомобилей (Honda, Toyota, BMW и другие), или нгапример рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, и многие другие.

Стоит признать, чот подавляющее большинство реальных рынков в современных условиях – это именно рынки несовершенной конкуренции. Такое название они получили потому, что конкуренция, а значит и механизмы саморегуляции (так сказать «невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. Рынок несовершенной конкуренции имеет место тогда, когда не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

Характерные черты рынка несовершенной конкуренции

Рынок несовершенной конкуренции характеризуется, как правило, следующими чертами:

  1.  функционирует одна крупная фирма или же небольшое количество преимущественно крупных фирм;
  2.  есть существенные ограничения для входа на рынок и выхода с него (эти ограничения возникают или из-за необходимости иметь капиталы внушительных размеров, или из-за недоступности информации о том, как изготовить определенный товар, и отсутствия столь необходимой технологии для его производства;
  3.  фирмы, которые уже функционируют на этом рынке, могут оказывать значительное влияние на рыночное предложение и на рыночный спрос, а значит, и на условия продаж, в том числе манипулируя объемами производства и диктуя свои цены на рынке;
  4. в силу узкого круга функционирующих субъектов продавцы очень строго следят за поведением своих конкурентов и даже могут вступать в сговор с ними.

Когда на рынке имеет место несовершенная конкуренция, то неизбежно какие-то субъекты рынка занимают монопольное положение.55ges

Каждый существующий рынок в современных условиях практически в какой-то степени монополизирован – то есть можно сказать, что это и не совершенно конкурентный рынок, и в то же время не чисто монополистический рынок, это нечто среднее – рынок несовершенной конкуренции.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается как правило, только ограниченным числом фирм, которые, занимая доминирующее положение на рынке, могут влиять (и влияют) прежде всего на цены, а также и на условия реализации продукции .

Условия несовершенной конкуренции

Условиями несовершенной конкуренции являются:

  • демпинговые цены (то есть искусственно заниженные цены);
  • создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров;
  • ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам);
  • использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации;
  • дезинфомация (то есть распространение заведомо ложных сведений в рекламной или иной информации), что касается способа и места изготовления или количества товаров;
    сокрытие или умалчивание важной для потребителя информации.

Потери от несовершенной конкуренции

Потерями от несовершенной конкуренции могут быть:

  • падение эффективности экономики;
  • неоправданный рост цен;
  • снижение конкурентоспособности на мировых рынках;
  • замедление научно-технического прогресса;
  • увеличение издержек обращения.

Несовершенная конкуренция как раз возникает там, где отсутствуют эти указанные выше условия свободной конкуренции.

Главный отличительный признак несовершенной конкуренции— способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым свою дополнительную прибыль.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция при которой производители (потребители) –непосредственно  влияют на цену и  изменяют ее. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок весьма ограничен. При несовершенной конкуренции могут быть очень затруднены вступление в рынок и и выход из него, а также ограничен выход к необходимой информации. Продукт, товар, продаваемый на таком организованном рынке, может быть дифференцирован или уникален, в связи с чем предприниматели могут назначать и продолжительное время удерживать монопольную, собственную, цену.

Факторы несовершенной конкуренции

Основными факторами несовершенной конкуренции являются:

  1.  На рынке может действовать только ограниченное число производителей.
  2.  Существуют определенные экономические условия проникновения в данное производство (к примеру: государственные налоги, барьеры, естественные монополии, лицензии).
  3.  Рыночная информация искажена (порой намеренно) и часто не объективна.

5agesВсе эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, так как ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получения монопольной прибыли.

В современных условиях любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован – то есть это и не совершенно конкурентный рынок, и не чисто монополистический рынок, это нечто среднее – рынок несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция  – это рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков наибольшая часть продукции предлагается довольно ограниченным числом фирм, которые занимают господствующее положение на рынке и могут влиять на условия реализации продукции и конечно же на цены.

Типы несовершенной конкуренции

Различают 3 типа несовершенной конкуренции:

  1. чистая монополия (при чистой монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка);
  2.  олигополия;
  3.  монополистическая конкуренция.

Монополия. Крайним случаем проявления несовершенной конкуренции является наличие единственного продавца, который обладает практическим могуществом полного imagesмонополиста. В своей отрасли он является единственным производителем, и не существует другой отрасли, выпускающей сколько-нибудь подобный заменитель его продукции.

Ярким примером чистой монополии можно привести полные монополии, которые функционируют в коммунальном хозяйстве или в сфере телефонной связи (они обычно находятся под государственным контролем), но даже и они должны учитывать потенциальную конкуренцию других товаров и услуг  (например, нефть и газ или телеграф и телефон). Это свидетельствует об относительно небольшом значении чистых монополий.

Олигополия. Означает «немного продавцов». Олигополисты бывают двух типов.

Во-первых, олигополистом может быть один из немногих производителей, производящих идентичную (или почти идентичную) продукцию.

Этот вид олигополии считается обычным явлением в ряде основных отраслей с достаточно однородной продукцией и крупными размерами предприятий.

Характерным примером второго типа олигополии является случай, когда небольшое число фирм продает дифференцированную (а не идентичную) продукцию.

Монополистическая конкуренция. Это когда много дифференцированных продавцов, но при этом их продукция неидентична в отличие от совершенной конкуренции. Они производят «дифференцированные продукты», то есть такие продукты, которые либо действительно, либо только в воображении покупателя отличаются друг от друга по своим качествам.

И такие явления, как реклама, фабричная марка, торговое наименование товара, патенты и даже обычаи — все это объясняет, почему существует дифференциация продуктов.

Все выше перечисленные категории несовершенной конкуренции тесно взаимосвязаны между собой. Различаясь по степени несовершенства, они начинаются там, где совершенная конкуренция переходит в большое число производителей дифференцированной продукции.

При несовершенной конкуренции на рынке отдельного товара или услуги взаимодействуют, в отличие от совершенной конкуренции, не множество  отдельных производителей, Конкуренция-несовершенная-280x210а много или несколько, а порой бывает так, что остается  всего одна фирма.

Сокращение числа фирм происходит под влиянием ряда факторов, так называемых барьеров рынка. Барьеры рынка – это препятствия для входа на рынок данного товара.

Труднопроходимыми или непреодолимыми барьерами рынка могут быть: положительный эффект масштаба, высокий уровень концентрации производства, собственность на ресурсы, патенты и лицензии, таможенные пошлины и квоты и так  далее.

При правовом регулировании рыночных отношений и превращении информационного ресурса в товар крупная фирма может также сэкономить на так называемых трансакционных издержках (transaction – сделка).

Моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие признаки:

  • много (но не множество), несколько или одна фирма;
  • наличие барьеров для вступления в отрасль;
  • возможность в определенных пределах влиять на рыночную цену и объем производства;
  • использование неценовых методов конкурентной борьбы (дифференциация продукта, реклама, послепродажное обслуживание и т.п.);
    сочетание рыночной саморегуляции и планового регулирования  как государственного, так и внутри- и межфирменного.

000083237_480_Uchastniki_rynochnykh_otnosheniy_v_ravnoy_konkurentnoy_borbeГосударство, стремясь поддержать рыночную систему, защитить права потребителей, не допустить недобросовестную конкуренцию, регулирует в той или иной степени деятельность на рынках несовершенной конкуренции.

Несовершенная (монополистическая) конкуренция охватывает отрасли, которые состоят из относительно большого числа фирм, действующих в производстве дифференцированных продуктов и не вступающих при этом между собой в тайные союзы (или сговоры). Как правило, ценовой конкуренции всегда сопутствует неценовая конкуренция. Легкость вступления в данную отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в более долгосрочном периоде.

Мы коротко рассмотрели несовершенная конкуренция  и ее  основные признаки в моделях рынка, виды и типы несовершенной конкуренции, а также ее влияние на экономику.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Конкуренция несовершенная”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: