Добавлено в закладки: 0
Дружные взаимоотношения меж Ираном и РСФСР были созданы в 1922, с Советским Союзом в 1924, а с РФ в 1993. Российско-персидские дипломатичные взаимоотношения имеют многовековую историю, первое представительство Московского государства в Иране было создано в 1589. В 1615 русские снова отправила собственную делегацию в Иран. Меж государствами постоянно проходил двухсторонний обмен представительствами, в 1814 стартовало собственную деятельность консульство Ирана в Астрахани. На данный момент особого разделения меж представительством и консульством нет, все бумаги (визы, справки, нотариальные бумаги) дает представительство.
Посольство Ирана в РФ
Физическое местоположение: Pokrovskii bulvar, 7, Moscow
Контактные номера: +74999178440,
+74959170039,
+74959177282,
+74959172442,
+74959179679
Факс: +74959179683
Консульский департамент: +74959173092
+74959170039
Факс: +74959173092
Электронный адрес: consular@iranembassy.ru
Департамент по культуре: st. Hilarovskogo, 55
Контактные номера: +74959885230
+74959885232
Факс: +74959885228
Веб-сайты: http://www.iranembassy.ru
Главное консульство Ирана в Астрахани
Физическое местоположение: Astrahan, st. Admiralteiska, house 13
Контактные номера: +78512394601, +78512395602, +78512395603
Главное консульство Ирана в Казани
Физическое местоположение: Kazan, st. Spartakovska, house 6
Контактный номер: +78435265849
Представительство РФ в Иране
Физическое местоположение: Tegeran, st. Nofl-le-Shato, 39
Контактный номер: +982166701161/+982166701163
Факс: +982166701652
Электронный адрес: rusembiran@gmail.com
Веб-сайт: http://www.iran.mid.ru
Российско-иранские взаимоотношения (раньше российсско-персидские) были образованы в 1593 ещё при Рюриковичах, в этот период в Иране управляла династия Сефевидов. В 1800-1850-х годах после двух российско-персидских конфликтов Персия оказалась под сильным воздействием Русской империи. В советское время Иран ещё имел тесные взаимосвязи с Советским Союзом, в первую очередь финансовые. Исламский переворот и помощь Ирана афганским моджахедам не вызвали разрыв финансовых взаимосвязей двух государств. В постсоветское время финансовое взаимосотрудничество меж РФ и Ираном является тесным. При помощи РФ в Иране возведены некоторые промышленные субъекты.
Общая характеристика государств
РФ | Иран | |
Площадь, км2 | 17075401 | 1648001 |
Население, чел. | 146887439 | 71208001 |
Госустройство | президентско-парламентская республика | исламская республика |
Сумма ВВП (ППС), миллиардов долларов | 2289 | 853 |
ВВП на 1 человек (ППС), долларов | 22501 | 12800 |
Армейские затраты, миллиардов долларов | 71 | 6,2 |
Количество солдат | 1037000 | 945000 |
Российская империя и Персия
В отличие от взаимоотношений с ближней Турцией, взаимоотношения РФ и Персии были в основном мирными, не принимая во внимание краткий срок двоих российско-персидских конфликтов. Еще Петр I добавил к России большую часть иранских территорий, но Анна Ивановна возвратила данные территории Ирану.
После выигрыша русских в российско-персидских конфликтах в первой половине XIX века север Персии наряду с Тегераном полностью подпал под власть Петербурга. На переломе XIX и XX веков русское воздействие в Северном Иране было весьма большое. При управлении шаха даже была образована Персидская часть, её регулировали русские военачальники. В данной части находился 34-й шах Ирана Резахан. В Северном Иране обильно находились русские вложения. В 1908 англо-российский договор полностью трансформировал Северный Иран в российскую область воздействия. Персия была одним из важнейших коммерческих сотрудников дореволюционной РФ: на неё относилось в 1914 4 % русского вывоза и 3,4 % ввоза.
РФ активно оказывала воздействие на внутренние дела Персии. К примеру, русские армии принимали участие в создании порядка в Иране в 1912. В І мировой войне площадь Северной Персии была сценой баталий меж британско-русскими и турецкими армиями.
Советский Союз и Иран
Во времена Гражданской войны в РФ в ночь на 03.11.18 уничтожена советская дипмиссия в Персии, а первого политического предводителя большевистской России в Иране Коломийцева убили на иранской площади в 1920. После создания советской власти в 1921 в Туркменистане и в Азербайджане, в Иране было множество представителей Белой гвардии. Тогда советские армии выполнили водную миссию, отвоевав прошлый белый флот в Энзели. На севере Ирана создали Гилянскую ССР и появилась действительная возможность создания советской власти в Иране. В данных обстоятельствах власти Персии были покладистее и пошли на договор с Советами. Советско-иранский контракт 1922 дал Ирану несколько финансовых преимуществ — активы Учетно-ссудного банка Ирана, возведенные русскими властями пути, причалы, хранилища, теплоходы, порт Энзели, линии связи. В 1928 Контракт о взаимогарантии и нейтралитете заставлял оба государства не принимать участие в договоренностях, нарушающих взаимную безопасности. Данные контракты работали до Исламской революции в Иране.
В довоенный срок СССР имел весьма близкие взаимоотношения с Ираном. К примеру, на Ленинградском монетном дворе в 1922—1928 для Персии было изготовлено огромное число иранских монет (лишь с зимы по лето 1927 — 6304522 экземпляров). Во время Второй мировой войны Советский Союз проводил с Персией двухсторонний товарооборот. В 1944 оформлен контракт о том, что Персия продает Советскому Союзу 37 тысяч тонн риса, а приобретает советскую продукцию (главным образом, хлопковую ткань). В 1947 Иран был в центре обострённой ситуации, связанной со стараниями СССР сберечь на его землях собственные армии. При содействии США эту ситуацию решили так, что Россия утратила некоторые положения в Иране — планируемое Советским Союзом нефтяное вложенин не была дано, а шахские власти могли разбить поддерживаемых Советским Союзом мятежников Иранского Азербайджана.
После Второй мировой войны и вплоть до 1980-х взаимоотношения Советского Союза и шахского Ирана являлись неодносторонними. В политическом отношении Иран являлся членом враждебного России блока СЕНТО и нацеливался на США. Но финансово Советский Союз и шахский Иран в то время имели дружные взаимоотношения. Советские эксперты принимали участие в постройке полного комплекса иранских объектов, также нашли в данном государстве резервы железа и угля, при этом Советский Союз дал Ирану льготные займы (с возвращением доставками газа).
1977 — конфликт ввиду бегства Зосимова.
1979 — конфликт с иранскими «Чинуками».
Мусульманский переворот в Иране (1978—1980) был встречен властями Советского Союза по-доброму. Советский представитель был первым из зарубежных представителей, с кем беседовал после выигрыша восстания новый персидский руководитель аятолла Хомейни. Советский руководитель Брежнев в собственном сообщении заметил, что «итоги общего голосования, окончившего всецелое уничтожение монархического строя», в Советском Союзе обсуждают как «огромный выигрыш иранского населения». В РСФСР не могли не поощрять ликвидацию взаимоотношений новой республики Иран с США и вхождение государства в Движение неприсоединения.
Но, очень скоро взаимоотношения Советского Союза и Ирана стали хуже. Уже зимой 1980 руководство Ирана ликвидировало 5-ю и 6-ю статьи советско-иранского контракта 1922, в согласии с которой обе стороны принимали на себя обязательства не иметь на собственной площади воинственные друг другу армейские части, в ситуации армейской угрозы границам РСФСР приобрела право завести в Иран собственные армии.
Взаимоотношения стали острее в итоге двух государств 1980-х — афганской и ирано-иракской. В то же самое время, Хомейни предупредили о будущем введении армий Советского Союза в Афганистан представителем в Иране Виноградовым еще в ночь с 26 на 27.12.79 в течение личной аудиенции с советским послом. На данном совещании Хомейни пожелал СССР «побыстрее исполнить цель» и «возвратиться на родину». За 3 месяца Хомейни никоим образом не обсуждал советскую миссию, но потом осудил деяния РФ в Афганистане, после этого Иран стал усиленно помогать афганским моджахедам, образовав для них центры на собственной земле и не признал поддерживаемое Советским Союзом правительство в Кабуле. Помимо этого, из Ирана проводилась пропаганда на СССР идей мусульманского переворота, которая проводилась на языках народностей СССР. Была ликвидирована деятельность персидского консульства в Петербурге, советского консульства в Реште, посольства «Ингосстраха» в Мешхеде, дважды было уменьшено количество советского посольства в Тегеране, ликвидированы иранское Общество взаимосвязей с Советским Союзом и работавшие при нем курсы русского. В 1984 власти Ирана заставили Советский Союз дать Ирану безвозмездно советское лечебное учреждение в Тегеране.
В ирано-иракской войне полностью помогал Ираку, хотя старался наладить мир меж обоими участниками спора. В Иране данное советское положение спровоцировало большое неудовольствие. Нападениям подверглись советское посольство в Тегеране (27.12.80 и в 1987) и консульство Советского Союза в Исфахане (1987). Но необходимых аргументов доставок оружия в Ирак у иранцев отсутствовало. В конце 1987 иранские власти считали, что Советский Союз не доставлял ракеты в Ирак.
Ещё при условиях ухудшения двухсторонних взаимоотношений в 1980-е, финансовое влияние Ирана и Советского Союза всё ещё оставалось весьма тесным, так как финансовое положение Ирана требовало советской взаимопомощи. Потому советско-иранский товарооборот всё ещё проходил (хотя доставки газа в СССР были ликвидированы осенью 1979), а при советской взаимопомощи в Иране в 1980-е созданы множество предметов. В 1980-е сберегалось взаимосотрудничество, которое выражалось также в приготовлении иранских экспертов в СССР. В 1986 авиационные линии Ирана имели право пролететь сквозь авиапространство Советского Союза.
Перестройка в Советском Союзе и выведение советских войск из Афганистана вызвали значительное потепление в советско-иранских взаимоотношениях. С 15.10.87 были возобновлены постоянные маршруты «Аэрофлота» меж Персией и Советским Союзом. В 1991 восстановилась стабильная дача иранского газа в Советский Союз, при этом за доставки платили на менном основании и доставкой экспертов для постройки в Иране объектов. В 1990 советско-персидский товарный оборот был 1,3 миллиарда долларов.
Нынешняя ситуация
Развал Советского Союза принес серьёзный вред по двухсторонним взаимоотношениям. В 1993 двухсторонний товарооборот стал изменяться с взаимного обмена на свободно обращаемую валюту.
При помощи РФ веной 2005 Иран оформил с Арменией контракт о доставках газа в данное государство на ТЭС в Раздане по современному газопроводу Иран — Армения, так как ввиду переменчивого положения, зависящего от «розовой революции» в Грузии, РФ не смогла обеспечить стабильные доставки газа в Армению. Всё же, «Газпром», имеющий контрольный пакет ценных бумаг «Армросгазпрома», старается лимитировать доставки из Ирана лишь теми, что нужны Разданской ТЭС.
По результатам 2006 РФ была седьмым по значению коммерческим сотрудником Ирана, приобретя больше 5% вывоза. Коммерческий оборот меж государствами в первый раз стал больше 1000000000 долларов США. В 2006 сумма товарного оборота меж обеими государствами был 2,08 миллиарда долларов (включая русский экспорт −1,96 миллиардов долларов). Главными статьями русского вывоза в Иран были металлы и металлические изделия (больше 70 %), автомобили и агрегаты, древесина и целлюлозно-бумажная продукция. Ввоз из Ирана, главным образом, это ТНП, продукты (61 %), автомобили и агрегаты.
Зимой 2016 при обсуждении в Москве пришли к договорённости о даче Ирану займа в 7 миллиардов долларов на улучшение инфраструктуры.
В послесоветское время длится практика образования русскими промышленных предметов в Иране. К примеру, в 2017 «Уралмеханобр» создает агрегаты для иранского завода окомкования.
Армейское взаимосотрудничество
После развала Советского Союза и РФ старалась установить с Ираном взаимосотрудничество в армейской сфере ввиду того, что Иран был одним из перспективнейших рынков. Были оформлены договоры на доставку и обслуживание оружия, но под воздействием США в 1996 РФ заблокировала доставки Ирану армейских объектов.
Затем положение улучшилось. В данный момент Иран и РФ активно улучшают армейско-техническое взаимосотрудничество. РФ очень хорошо применяет ограничения европейских государств по отношению к Ирану, доставляя армии страны собственное оборудование, со временем становясь альтернативой западной технике. С зимы 2016 было объявлено о возобновлении армейского взаимосотрудничества меж 2 странами.
Атомные цели Ирана
Двухстороннее взаимосотрудничество в области мирного применения ядерной энергии стартовало в 1993 с подписью необходимого контракта. В 1996 был оформлен контракт на строительство АЭС в Бушере (юг Ирана). В 1999 фирма «Атомстройэкспорт» начала возведение АЭС. Она была пущена в эксплуатацию зимой 2012.
Иранские действия в сфере ядерной промышленности — это сложный вопрос во взаимоотношениях РФ и США. РФ различным образом охраняет контракты с Ираном от мировых ограничений. США зачастую являются инициаторами в Совете Безопасности ООН обсуждения «иранского атомного досье», которое в первом варианте имеют риск ограничений и использования армейской силы, но в итоге прений с РФ и корректировки их принятие уже в действительности не имеет абсолютно никакого значения.
В границах оформленного летом 2016 договора меж Ираном и государствами «шестёрки» предпринято решение об экспорте низкообогащённого урана в РФ. Хотят, чтобы данная деятельность была завершена до окончания года.