Добавлено в закладки: 0
Что такое блеф? Описание и определение понятия.
Блеф (англ., от bluff– обман) – это заведомое приукрашивание, преувеличение, которое рассчитано на создание у воспринимающей стороны выгодного впечатления для себя; хвастовство несуществующими силами и средствами, выдумка, создание преувеличенного представления о собственных возможностях; ложь, запугивание, введение в заблуждение показной уверенностью, решительностью, с целью скрыть действительное положение какой-нибудь ситуации, дел. Также существует понятие – карточный блеф, когда игрок, имеющий плохие карты на руках, действует так, чтобы создать у противников впечатление о наличии выигрышных карт у себя.
Блеф — поведение в покере, которое создает у противников впечатление, будто на руках у вас намного более сильная карта, нежели есть на самом деле (тем самым пугая и обманывая их, заставляя бросить в вашу пользу карты).
Чистый блеф оправдан, когда вероятность, что все оппоненты сделают фолд и игрок заберет банк, больше, чем шансы банка. Иначе блеф будет иметь отрицательное математическое ожидание. У игрока в случае полу-блефа есть две возможности выиграть — когда противник сбросит карты или когда игрок соберёт собственную комбинацию. Соответственно, полу-блеф эффективен, когда шансы банка менее суммы вероятности выиграть банк и собрать комбинацию немедленно.
Когда игрок будет блефовать очень часто, противник обнаружит быстро этот факт и перестанет верить. Но и совсем отказываться от блефа также неразумно, так как он дает возможность забирать банк и добавляет сложности в оценке карты игрока от оппонентов. Есть некоторые ситуации, когда блеф работает лучше:
- на стол попала опасная карта, которая может кому-то дать сильную комбинацию;
- небольшое число противников;
- противник получает низкие шансы банка;
- действия игрока до блефа дают возможность предположить, что он может иметь сильную комбинацию;
- противник — достаточно хороший игрок (шпиль), который способен сбросить средней силы карту.
Виды блефа
Зависимо от ситуации, блеф разделяют на следующие типы:
- Стил (от англ. steal — воровать) — это увеличение ставки из поздних позиций (баттон или катофф) для того, чтобы забрать блайнды. Сюда же возможно отнести рестил — контрмера для стила, сопротивление от поставивших блайнды.
- Контбет (от англ. continuation bet — продолженная ставка) — это ставка от того, кто выполнял активные действия (рейз, бет) в предыдущем круге торговли. Говоря «контбет» зачастую подразумевают ставку от префлоп-агрессора на флопе.
- Флоат — колл ставки для того, чтобы выбить противника из банка на следующих улицах. Совершается обычно в позиции (то есть последнее слову исполняющего флоат о).
- Сквиз — это тип блефа на префлопе: один участник увеличивает, второй коллирует, а третий (исполняющий сквиз) увеличивает ещё раз. Таким образом игрок, который зарейзил первым, оказывается в ловушке, так как не знает, что игрок № 2 предпримет.
- Блеф-3бет/4бет/5бет — применяют к игре на префлопе. 1бет — это ставка блайнда, 2бет — рейз, соответственно, 3-4-5бет — это следующие увеличения ставок.
Особенности блефа
Рассмотрим, более детально, что значит блеф. Блеф – это заведомое приукрашивание, преувеличение, которое рассчитано на легковерие воспринимающей стороны, на то, чтобы создать выгодное впечатление. Конечно, можно его и жестче трактовать, как действие, которое вводит в заблуждение в отношении действительных обстоятельств. Но исполнители бывают обычно настолько виртуозны, что вызывают поневоле восхищение вне зависимости от того, разоблачены они или нет.
Как правило, большая часть людей блефует. Весь вопрос в том, насколько убедителен блеф, насколько он тонко продуман. Иногда намек лучше работает, нежели прямое заверение.
В блефе приятно то, что он не является ложью. Это только некоторое преувеличение реальности. Из черно-белой фотографии необходимо сделать цветную. Из цветной фотографии – картину. Из обыкновенной картины – произведение искусства.
Блеф может распространяться на родословную блефующего, его личностные достижения, связи или победы в отношениях с противоположным полом.
Ученые даже постарались разработать определенную шкалу допустимых уровней блефа для журналистов, политиков, медиков, адвокатов, бизнесменов, спортсменов и представителей других профессий, при которых можно достичь необходимых результатов. Перебор или недобор – провал.
Без блефа и в бизнесе, и в личной жизни нечего делать. Ведь все желают иметь дело с надежными и достойными партнерами.
Говорят, кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Так что блефующему человеку, по идее, полагается много шампанского.
Приемы блефа
Какие средства в ход идут, какие приемы применяются мастерами блефа? Да самые простые!
Внешний вид. Имидж в оркестре блефа играет первую скрипку. Встречают нас, как известно, по одежде. Дорогие часы, элегантная одежда, модные косметика и аксессуары всегда производят впечатление. И вообще стильная внешность помогает наиболее использовать сильные стороны личности.
Но всем ли по карману это – одежда haute couture? А в грязь лицом нельзя ударить – не на помойке же нашли себя, в конце концов! Выход один: пустить в глаза пыль. И в ход идут обыкновенные житейские хитрости. На одежде, в первую очередь, меняются так называемые «лейблы». Конечно, когда дама на костюм фабрики «А ля Москвошвея» пришпандорит ярлык от Versace, Chanel, Dior, ее в лучшем случае примут за городскую сумасшедшую. Женские языки, как пистолет: уж точно репутация будет испорченной навсегда. Поэтому опытные люди не венчают никогда розу с жабой и даже в разговоре о пристрастиях в моде упоминают имена модельеров знаменитых, но не самых известных. И бутики, в которых они якобы одеваются, носят имена не Sonia Rykiel или Valentino, а к примеру, Georges Rech. Это подчеркивает лишний раз их изысканный вкус и разборчивость в одежде. Но, конечно же, данный человек не купит никогда, за тридцать рублей то, что можно купить за 30 долларов.
Украшения. Зачастую вместо золотых украшений надевают позолоченные или даже просто бижутерия с поддельными камнями. Но преподносится и носится это все как фамильные драгоценности, так, что ни одна живая душа подлога не заподозрит. Аксессуары от Givenchy знатоки угадают, а в фамильных ценностях – кто разберется?
Гаджеты. Поддержать имидж позволяют и вещи, как сотовый телефон (который может оказаться на самом деле даже и не подключенным), заметные часы какой-либо знаменитой фирмы, скажем, Cartier или Longines (но на самом деле электронные, а не дорогие механические), и другие атрибуты современного делового человека. И тому подобное.
Итак, имидж играет в оркестре блефа первую скрипку. Но этим дело может закончиться, когда игра не будет продолжена.
Эффективный трюк, который способен оказать влияние на партнера — это достоверно сыгранная многозначительность или попросту умалчивание. Владеющий искусством блефа москвич, к примеру, никогда не скажет «у нас в Выхино», чтобы не развеять впечатления, что он живет в границах Бульварного кольца.
В этом же ряду и прием «свита делает короля». В непринужденном разговоре упоминают как хорошие знакомые те или другие влиятельные лица и вообще подчеркивается всячески значимость круга знакомых. Как правило, проверить данную информацию не представляется возможным. В этом-то вся хитрость. Расчет на то, что известный стереотип народного мышления сработает: «Скажи, кто твой друг, и станет понятно, кем ты есть». Люди, как правило, начинают охотно отождествлять данного человека с сильными этого мира. Известно, что хорошие связи ценят дороже любых денег. Это золотой ключ к решению многих самых различных проблем.
Конструктивный характер блефа
Блеф, как ни странно, может носить и конструктивный характер. Преувеличения в достижениях могут действительно стимулировать блефующего к тому, чтобы достигнуть заявленных целей. Важно «не зарваться», так как информация блефующего проверяема, в принципе. Да и слушатель может быть осведомленнее, нежели предполагалось.
Конструктивность некоторых типов блефа в том, что дают блефующему возможности добиться поставленных целей благодаря «кредиту доверия». К примеру, автомобиль, престижная одежда, жилище, за яркими фасадами которых могут скрыть самую что ни на есть нищету, тем не менее, дают возможность их обладателю быть в том социальном слое, где ему можно предложить работу, позволяющую это имидж поддерживать и преуспевать действительно. Социальная мимикрия дает возможность осуществлять принцип «деньги к деньгам», хотя вместо реальных денег выступают их муляжи.
В блефе важна актерская убедительность. Это может быть дрожь в голосе, «волнение», «мучительная» тревога за сделанное дело. Однако блеф – умение оставаться спокойным и демонстрировать собственную уверенность. Как говорил один карточный шулер: «Если говоришь что у тебя 50000 долларов, а у тебя в кармане 10000 долларов, то говори это не меняя темпа и громкости голоса, не делай лишних жестов, смотри собеседнику в глаза, ни в коем случае в этот момент не закуривай, держи паузу, и тогда тебе поверят люди».
Блеф – это создание мечты, легенды. Наверное, потому наиболее распространенные варианты блефа из жизни деловых людей вертятся около самого блефующего, его родословной, биографии, успехов личной и деловой жизни, его знакомствах и связях, будущих планов. То есть, блеф эгоцентричен. Тогда он самый убедительный, так как позволяет вжиться в роль.
Блеф часто встречается не только в играх, но и в жизни: когда человек пытается выдать себя за того, кем на самом деле не является.
Основные принципы блефа
Вот основные принципы блефа:
- эмоциональная или убедительная логическая манера изложения;
- у блефа — всегда реальное основание;
- малая вероятность проверяемости нереальных фактов;
- преувеличение сочетается с полностью реальными фактами;
- полная некомпетентность или ограниченная компетентность слушателей;
- изобилие деталей (иллюзия компетентности и достоверности);
- доверительная многозначительность (дескать, я не могу все вам сказать, вы же понимаете!).
Блеф, как легкомысленная и красивая женщина, которая сомневается в том, что любит вас, но ей самой так хочется обмануться и поверить в то, что она говорит вам!
Мы коротко рассмотрели блеф, его основные принципы, средства, особенности. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.