Внешний долг

Добавлено в закладки: 0

Что такое внешний долг? Описание и определение термина.

Внешний долг является суммарным выражением денежных обязательств той иной страны, суммой, которую необходимо к определенному сроку возвращают внешним кредиторам. Под  внешним долгом следует понимать совокупность задолженности страны по взятому ею внешним долгам, а также процентам, которые не были выплаченными по этим займам. В качестве кредиторов по внешнему долгу выступают международным банкам, частным банкам и правительствами других стран. Внешний долг может быть текущим, на уровне данного года, и общим, возвращением которого следует заняться в будущие годы.

Внешним долгом — суммарным денежным обязательствам государства, выражаемым денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и не выплаченному по ним процентам. Может взиматься:

  • правительство страны и субъекты федерации (руководством областей и городов)
  • кредитно-финансовые организации (банками, фондами и т.п.)
  • напрямую крупные предприятия страны
  • у кредит-финансовые организации других стран

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом следует понимать все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отмечать, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственной программы. В данном случае долг подсчитывают при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствованию повторно.

Валовой внешний долг

Валовой внешний долг (ВВД) представлен собой непогашенной суммой фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данного государства перед не резидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени.

Валовой внешний долг (ВВД) включают в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственным (банков, национальные и акционерным компаниям, в том числе нефтяным компаниям – у своих материнской зарубежной компании).

Инструменты внешнего заимствования

  • Прямым займам у мировых кредит-финансовых организаций: Парижский клуб, Всемирный банк, МВФ
  • Выпуском облигаций
  • Связью с другими макроэкономическими показателями

Обычно говоря о внешнем долге приводится его сравнение с объемом ВВП.

Задолженность развивающихся стран

Внешний долгМногим развивающимся странам испытывающим трудности с возвращением взятых ранее кредитов: на погашение внешнего долга уходят вся прибыль страны, так что необходимому текущим затратам погашается за счёт новых кредитов; таким развитием событий часто приводящим к тому, что страны-кредиторы вынуждаются списать накопившийся долг, потому что вернуть его всё равно невозможно.

Парижский клуб неформальному объединение правительств стран-кредиторов, имеющие в своем составе Австралию, Австрию, Бельгию, Великобританию, Германию, Данию, Испанию, Италию, Канаду, Нидерланды, Норвегию, Португалию, США, Швейцарию, Швецию, Францию, Финляндию и Японию. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризацию задолженности развивающихся стран.

В своей работе Парижский клуб руководствуются тремя основными принципами:

  • наличием непосредственной угрозы прекращения платежей;
  • обусловленностью реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
  • равномерного распределения бремени не выплаченных долгов среди кредиторов.

Реструктуризация долга это одна из форм реорганизацию условия долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об oтсрочке выплат задолженностей по основного сумме кредита и по процентам, срок которого должен наступить в определенный период времени, а также o новом графике таких платежей. 79423В рамках Парижского клуба реструктуризацию задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран. В отношении разных стран государствами-кредиторами применяется различные методы.

Проект под названием «Инициатива HI PC» предусматривают целенаправленные усилия по снижению бремени долга самого бедного развиваются стран при условии проведения в этих странах в течение определенных периодов реформ по финансовому оздоровлению, которые  одобрены Всемирным банком и МВФ.

Внешний долг – это часть общей задолженность субъекта экономической деятельности в стране, которые приходятся на иностранных кредиторов.

Внешний долг подразделяется на государственного и корпоративного. Кроме того, в странах со свободно конвертируемая валюта возможно получение кредитов граждан за рубежом, то есть в отдельную категорию выделяющиеся частный долг, но для нашей страны это редкость.

Государственный долг РФ

35654673Государственного внешнего долга России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, которые возникают в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципального образования перед РФ, возникающего в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

На лето 2011 года госдолг России составлял 34,2 млрд долларов США, из которых 31,7 млрд приходится на федеральных, 2,5 млрд – на муниципальных органах власти.

По времени заимствования общий внешний долг разделяют на наследие СССР в размере 2,6 млрд и 29 млрд – новые долги.

Максимального размера государственный внешний долг России достиг в 1999–2000 годах и достигал почти 160 млрд. Однако большая часть этого долга приходилась именно на СССР и впоследствии была реструктуризирован и выплачен.

Таким образом, на сегодняшний день размер госзаимствований российских органов власти на внешнего рынка считается небольшим.

Корпоративные долги

32345325Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейшего компании, имеющего доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшего акционером выступает государство. Поэтому не исключается, что в случае дефолта иностранным кредиторам можно попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.

Для оценки размера внешнему долгу экономисты, как правило, пользуются показателем отношений его размера к валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: Россия занимает 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны.

Бюджетно-налоговая (или фискальная) политика государства – это политика в области налогообложением и государственного расхода. Бюджетный дефицит – это важнейший обобщающий показатель фискальной политики в краткосрочном периоде, а государственному долгу – в долгосрочном.

Существует различия экономических методов, применяемых государством чтобы балансировать бюджетом и регулирования экономического цикла. Политика, которая направлена на сглаживание колебания экономики и преодоление негативных последствий спадов носит название фискальной политики. Фискальная политика в ходе экономического цикла подразделяет на несколько видов:

Дискреционной фискальной политикой – политика, основанная на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики. Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.

В период спада на повестке дня возникает вопрос о стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, оказывающую стимулирующее воздействие на совокупный спрос в период экономического спада. Она включает: 1. Увеличивать государственные расходы. 2. Снижать налоги. 3. Увеличивать государственные расходы с одновременным снижением налогов.

Если в исходном пункте имеет место сбалансированного бюджета, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономика имеет место вызванная избыточного спроса инфляция, этому случаю соответствует сдерживающей (контрактивной) фискальной политики, которая оказывает сдерживающее воздействие на совокупного спроса в период экономического подъема. Она включает:

1. Уменьшить правительственные расходы. 2. Увеличить налоги. 3. Уменьшить правительственные расходы при увеличении налогов.

Фискальная политика должна ориентироваться на положительные сальдо правительственного бюджета, в случае когда перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией. Однако важно помнить о том, что размерами чистого национального продукта зависящие не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита и положительного сальдо), но и от абсолютного размера бюджета. Главным показателем бюджета можно считать размер бюджетного дефицита (излишка).

При данной величине дефицита государственным бюджетом его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величину бюджетного излишка его дефляционным влиянием зависит от того, как он будет ликвидируется.

Мифы и заблуждения

46234Относительно государственного долга США ходят масса слухов и существует множество заблуждений. К примеру, что власти США держит внешний долг страны под контролем.

Это самое опасное заблуждение, вызванное у обычных обывателей постоянным заявлением со стороны государственных чиновников США, твердившие ранее о том, что для контроля за ростом внешнему долгу у них есть все инструменты и механизмы.

Однако, последний раз размером госдолга Соединенных Штатов сократился в 1957 г., во время правления Эйзенхауэра, при этом на следующий год показатель долга снова вырос. Кроме того, последние годы правительство США тратит около 90% налоговых поступлений на обеспечение компенсационных программ, а также процентов по данному долгу, что не дает возможности для «маневра» и сократить государственный долг, о возможности чего утверждали чиновники.

Власти накапливают долги ради благополучия граждан

Второе по уровню «самодурства» заблуждению, которое построено на часто произносимого политиками популистских заявлениях. Фонды социального обеспечения США, а именно DI и OASI, приняли участие в накоплении долгов в сумме 2,72 трлн. долларов от всей суммы.

Правительством США занимается указанные средства за счет будущего и текущего бенефициаров указанного целевого фонда. Иными словами, долги могут расти за счет сегодня живущих граждан США и за счет будущего поколения страны. Таким образом, не совсем ясно, как же увеличивающийся долг делает жизнь граждан США лучше?

Правительство в любой момент может отказаться платить

Да, экономика США является крупнейшей в мире, а сами Соединенные Штаты Америки позиционируют себя в роли «Мирового жандарма», что дает возможность многим думать о том, что США в один прекрасный момент сможет беспрепятственно и свободно отказаться платить по своим долгам. Апогеем данного заблуждения есть и то, что некоторые уверенные, что правительство США имеет возможность выбирать, кому платить, а кому не платить.

989-06974К примеру, если у США натянуты отношения с КНР, то власти могут принять решение не производить оплату по тем облигациям, которые находятся у КНР по размеру на 2 трлн. долларов. Данный факт моментально приведет к уничтожению доверия к правительству США и обрушит экономику «Мирового жандарма».

Возможности выборочного дефолта, то есть по тем облигациям,  находящимся на балансе Федеральной Резервной Системы (около 2,46 трлн. долларов).

Такой вариант был бы возможен, но учитывает роль самой ФРС для экономики США, результатом такого дефолта в любом случае будет дефолт всей страны.

Чистый долг значительно важнее, чем валовый

Экспертами обращается внимание на значение чистого долга США.

73453432Даже у корпорации Apple в тогда было денег больше. Но не стоит путать весь объем капитала, обращаемый во всей стране с финансовыми возможностями самой страны. Момент, когда все решают «скинуться» на погашение внешних долгов страны не придет никогда.

По сути, выхода из угла, в который власти США загнали себя в течение десятков лет, просто не существует.

Внешний долг США 2015 по расчетам экспертов достигнет значения в 19 триллионов долларов уже к осени будущего года и будет дальше продолжать расти вплоть до того момента, пока не достигнет критической отметки. При этом никто точно не может ответить на вопрос, какая отметка будет в данном случае критичной.

Мы коротко рассмотрели понятие внешний долг, валовой внешний долг и задолженность развивающихся стран, государственный долг РФ, корпоративные долги, мифы и заблуждения. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Внешний долг”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: