Добавлено в закладки: 0
Что такое Бюджетный дефицит?
Бюджетный дефицит — это превышение государственных расходов над доходами. При появлении бюджетного дефицита, его нужно покрывать при помощи денежных займов или денежной эмиссии. Причинами появления бюджетного дефицита могут стать: необходимость провести крупных государственных инвестиций для развития экономики; появление чрезвычайных ситуаций (война, стихийные бедствия), когда недостаточно государственных резервов; экономический кризис, неэффективная кредитная финансовая политика правительства. В мировой практике различают структурный или циклический дефицит госбюджета.
Циклический дефицит появляется при сокращении поступлений налогов и спаде деловой активности, структурный – при дискреционной фискальной политике государства.
Значение и толкование Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит — это увеличение расходов бюджета над доходами. При превышении доходов над расходами появляется бюджетный профицит.
Сбалансированность бюджета
Бюджет любого уровня бюджетной системы государства в идеале должен быть сбалансирован. Но в силу действия различных факторов (природных, экономических, политических и др.) зачастую появляется ситуация, когда доходы бюджета (неналоговые и налоговые) не покрывают все расходы, необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы.
Принцип сбалансированности бюджета — это один из наиболее важных принципов бюджетной системы каждого государства. Он заключается в том, что общий объём расходов, предусмотренных бюджетом, должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. Под поступлениями в бюджет при этом подразумеваются не только доходы бюджета, но и прочие источники, к примеру заимствования. Таким образом, наличие дефицита бюджета само по себе не значит несбалансированности в том случае, когда достигнуто равенство меж суммарной величиной бюджетных поступлений и расходами. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов больше поступления) нельзя фактически назвать бюджетом, так как он нереален заведомо для выполнения.
Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) влечёт также за собой отрицательные последствия. Итогом профицитного бюджета станет уменьшение эффективности применения бюджетных средств и, как следствие, увеличение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета является основополагающим требованием, предъявляемым к органам, утверждающим и составляющим бюджет.
Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования административно-территориальных образований и органов управления государства. Если же хотя бы малая часть бюджетов не является сбалансированной, это может вызвать задержку финансирования бюджетных учреждений, срыв сроков исполнения муниципальных и государственных заказов, появлению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальный вариант был бы, конечно, бездефицитный полностью бюджет, в котором сумма расходов соответствует полностью объёму доходов. Но в условиях реальной экономики добиться этого нелегко, а подчас невозможно. Если неизбежно составление бюджета с дефицитом, для обеспечения сбалансированности необходимо привлекать источники финансирования дефицита бюджета.
Для того, чтобы достигнуть сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяют некоторые методы:
- Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их граничных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому типу расходов.
- Распределение доходов меж бюджетами различных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
- Мероприятия по увеличению бюджетных доходов, выявление добавочных резервов на основании мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
- Модернизация бюджетного регулирования в области межбюджетных отношений.
- Планирование бюджетных расходов, которые влекут за собой потенциальный рост доходов благодаря стимулированию экономики и эффективному решению социальных задач.
- Выполнение принципа экономии расходов; отказ от затрат, которые не являются необходимыми с точки зрения общественного блага.
- Использование форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают самое эффективное и надёжное привлечение с финансовых рынков денежных средств.
Важный инструмент в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его выполнения — процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за выполнением установленных лимитов бюджетных обязательств бюджетными учреждениями. Этим достигают недопущение расходов, которые не предусмотрены бюджетом и выдерживание сроков осуществления расходов. При текущем снижении доходов бюджета в отношении плановых величин, предусматривается механизм блокировки и сокращения расходов бюджета. Нужно постоянно производить мониторинг динамики бюджетных расходов, финансовый контроль за эффективным, целевым, экономным хозяйствованием в бюджетных учреждениях.
Определение термина Бюджетный дефицит
Причины появления бюджетного дефицита
Причинами появления бюджетного дефицита могут быть:
- Уменьшение в период экономического кризиса доходов государственного бюджета.
- Рост государственных расходов ввиду структурной перестройки экономики и необходимости развития промышленности.
- Неэффективность финансовой системы государства.
- Чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, войны, стихийные бедствия, крупные катастрофы)
- Коррупция в государственном секторе.
- Политический популизм, который выражается в росте социальных программ, которые не обеспечены финансовыми ресурсами.
- Неэффективность налоговой политики, которая вызывает увеличение теневого сектора экономики.
Проблема уменьшения бюджетного дефицита по ряду причин весьма серьёзна. Во-первых, велик объём необходимых государственных расходов. Эти обязательства десятилетиями накапливаются, многие из них не подлежат уменьшению, уменьшение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы разных групп населения. Во-вторых, достаточно сложно находить новые источники пополнения бюджета. Рост налогов сказывается негативно на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (росту теневой экономики, уклонению от налогообложения).
Классификация бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит можно классифицировать по нескольким критериям.
По характеру появления, бюджетный дефицит может быть действительным или случайным. Кассовый (случайный) бюджетный дефицит обусловлен как правило временными разрывами в расходовании и поступлении средств. Случайный дефицит характерен в основном для местных бюджетов, так как они зависят в большей степени от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняет невосполняемое отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывают в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться ниже или выше в процессе выполнения бюджета.