Добавлено в закладки: 0
Что такое бюрократия? Описание и определение понятия.
Бюрократия (франц., от bureau — канцелярия, бюро и и греч., от kratos — власть, господство) – это тип государственного управления, для которого характерна четкая управленческая иерархия, сосредоточение всех управленческих дел в органах государственной центральной власти, которая действует в границах стандартов, предписаний, правил, через показатели эффективности и оценки работы, компетенцию оцениваются действия подчиненных; под бюрократией понимают также класс лиц, четко отделенных и выделенных от остального общества, которые являются представителями государственной центральной власти.
Бюрокра́тия (от фр. bureau — это бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — под этим словом понимают то направление, которое государственное управление принимает в странах, где все дела сосредотачиваются в руках органов правительственной центральной власти, которая действует по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым); под бюрократией также подразумевают класс лиц, выделенный резко из остального общества и состоящий из этих представителей правительственной центральной власти.
История
Невзирая на то, что сам термин «бюрократия» возник лишь в начале XVIII века, концепция такой административной системы существует с древних времён. Ключевым моментом для её появления является изобретение письменности, таким образом, первые «бюрократии» появляются уже в Древнем Египте и Древнем Шумере. В Древнем Китае сложную бюрократическую систему сделал Конфуций. Римская империя имела также бюрократический аппарат, разросшийся особенно и ставший оказывать отрицательное воздействие на экономику во времена Диоклетиана. Особенно сложную бюрократическую систему после распада империи построила Византийская империя.
Развитие
Иностранный термин «бюрократический» довольно точно соответствует русскому слову «приказный». В Западной Европе усиление и возникновение бюрократии шло вместе с возникновением и усилением государственной власти. Вместе с политической централизацией развивалась и административная централизация, как подспорье и орудие первой она была нужна для того, чтобы вытеснить старые общинные власти и феодальную аристократию из всех, по возможности, областей управления и создать особенный класс должностных лиц, исключительно и непосредственно подчинённых влияниям центральной власти.
С вырождением и упадком местных корпораций, сословий и союзов возникли новые задачи управления, круг деятельности государственной власти расширялся непрерывно, пока так называемое полицейское государство не сложилось (XVII—XVIII века), в котором все отправления жизни материальной и духовной одинаково подчинялись опеке государственной власти.
Бюрократия в полицейском государстве достигает наивысшего развития, и тут же с наибольшей отчетливостью выступают её невыгодные черты — черты, которые она сберегла и в XIX веке в странах, управление которых построено по-прежнему на началах централизации. Правительственные органы при таком характере управления не могут совладать с обширным материалом и впадают обыкновенно в формализм. Ввиду своей значительной численности и сознанию собственного могущества, чиновничество принимает особенное исключительное положение: оно чувствует себя руководящим центром общественной жизни и образует особенную касту вне народа.
В итоге, дают себя чувствовать три невыгоды такого административного строя:
- соприкосновение с органами власти редко обходится без того, чтобы личное достоинство обывателя не страдало;
- управляемые вынуждены терпеть вмешательство власти в такие отношения, где в этом надобности нет;
- общественные дела, которые требуют вмешательства государства, ведутся чаще дурно, нежели хорошо.
Совокупностью данных трёх невыгод и отличается то направление государственного управления, которое характеризуется обыкновенно одним словом: бюрократия. Средоточием её обыкновенно являются органы полицейской власти; но там, где она укоренилась, она своё влияние распространяет на все чиновничество, на власть законодательную и судебную.
Ведение всякого сложного дела в жизни, общественной или частной неизбежно требует выполнения известных форм. С расширением преследуемых задач данные формы умножаются и «много писание» современного управления является неизбежным спутником усложнения и развития государственной жизни. Но бюрократия именно тем отличается от здорового строя администрации, что при последнем форма выполняется ради дела и когда необходимо, приносится в жертву делу, тогда как бюрократия выполняет форму ради неё самой и приносит ей в жертву существо дела.
Подчинённые органы власти свою задачу видят не в том, чтобы действовать с пользой в пределах, указанных ей, а в том, чтобы выполнять требования, которые предъявляются свыше, то есть отписаться, исполнить некоторые предписанные формальности и удовлетворить тем высшее начальство. Административную деятельность сводят к письмоводству; вместо фактического выполнения довольствуются написанием бумаги. А так как бумажное выполнение никогда препятствий не встречает, то высшее правительство привыкает своим местным органам ставить требования, фактически неисполнимые. В итоге получается полный разлад между действительностью и бумагой.
Вторая отличительная черта бюрократии заключена в отчужденности чиновничества от другого населения, в его кастовой исключительности. Государство своих служащих берёт из всех сословий, оно соединяет в одной и той же коллегии сыновей дворянских родов, крестьян и городских обывателей; но они все равно чувствуют себя отчуждёнными от различных сословий. Им чуждо сознание общего блага, они не разделяют жизненных задач какого-нибудь из классов или сословий в отдельности.
Как участник реальной власти, которую распространяет государство на всех без изъятия, чиновник претендует на исключительное положение по сравнению с населением.
Существование бюрократии не связывается с определенной формой правления; оно возможно в государствах монархических и республиканских, в монархиях конституционных и неограниченных.
Самоуправление и децентрализация — это единственные средства к ослаблению бюрократии: они поражают её кастовый дух и суживают район её деятельности.
В России родоначальником бюрократии зачастую считают Петра I, а её окончательным организатором и утвердителем — графа Сперанского. На самом деле уже одно «собирание Русской земли» требовало централизации управления, — а централизация провоцирует бюрократию. Только исторические основы русской бюрократии — другие по сравнению с западноевропейскими бюрократиями. «Как крестьяне были рабами помещиков, так русский народ до сих пор остается рабом чиновников», — писал Ленин в 1903 году.
Мы коротко рассмотрели бюрократию: ее историю и развитие. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Бюджетная классификация
Бюджетный цикл
Бюллетень
Валидность
Бюджетная система
Валютная политика
Валюта конвертируемая
Валовая продукция
Валютный курс
Валютный паритет
Валовая маржа
Валютные операции
Валютный рынок
Валютные ценности
Валютная интервенция
Валютная система
Директор коммерческий
Директор исполнительный
Директива
Директ мейл
Директ маркетинг
Дилинг
Дивиденды по акциям