Добавлено в закладки: 0
Что такое бюрократия? Описание и определение понятия.
Бюрократия (франц., от bureau — канцелярия, бюро и и греч., от kratos — власть, господство) – это тип государственного управления, для которого характерна четкая управленческая иерархия, сосредоточение всех управленческих дел в органах государственной центральной власти, которая действует в границах стандартов, предписаний, правил, через показатели эффективности и оценки работы, компетенцию оцениваются действия подчиненных; под бюрократией понимают также класс лиц, четко отделенных и выделенных от остального общества, которые являются представителями государственной центральной власти.
Бюрокра́тия (от фр. bureau — это бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — под этим словом понимают то направление, которое государственное управление принимает в странах, где все дела сосредотачиваются в руках органов правительственной центральной власти, которая действует по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым); под бюрократией также подразумевают класс лиц, выделенный резко из остального общества и состоящий из этих представителей правительственной центральной власти.
История
Невзирая на то, что сам термин «бюрократия» возник лишь в начале XVIII века, концепция такой административной системы существует с древних времён. Ключевым моментом для её появления является изобретение письменности, таким образом, первые «бюрократии» появляются уже в Древнем Египте и Древнем Шумере. В Древнем Китае сложную бюрократическую систему сделал Конфуций. Римская империя имела также бюрократический аппарат, разросшийся особенно и ставший оказывать отрицательное воздействие на экономику во времена Диоклетиана. Особенно сложную бюрократическую систему после распада империи построила Византийская империя.
Развитие
Иностранный термин «бюрократический» довольно точно соответствует русскому слову «приказный». В Западной Европе усиление и возникновение бюрократии шло вместе с возникновением и усилением государственной власти. Вместе с политической централизацией развивалась и административная централизация, как подспорье и орудие первой она была нужна для того, чтобы вытеснить старые общинные власти и феодальную аристократию из всех, по возможности, областей управления и создать особенный класс должностных лиц, исключительно и непосредственно подчинённых влияниям центральной власти.
С вырождением и упадком местных корпораций, сословий и союзов возникли новые задачи управления, круг деятельности государственной власти расширялся непрерывно, пока так называемое полицейское государство не сложилось (XVII—XVIII века), в котором все отправления жизни материальной и духовной одинаково подчинялись опеке государственной власти.
Бюрократия в полицейском государстве достигает наивысшего развития, и тут же с наибольшей отчетливостью выступают её невыгодные черты — черты, которые она сберегла и в XIX веке в странах, управление которых построено по-прежнему на началах централизации. Правительственные органы при таком характере управления не могут совладать с обширным материалом и впадают обыкновенно в формализм. Ввиду своей значительной численности и сознанию собственного могущества, чиновничество принимает особенное исключительное положение: оно чувствует себя руководящим центром общественной жизни и образует особенную касту вне народа.
В итоге, дают себя чувствовать три невыгоды такого административного строя:
- соприкосновение с органами власти редко обходится без того, чтобы личное достоинство обывателя не страдало;
- управляемые вынуждены терпеть вмешательство власти в такие отношения, где в этом надобности нет;
- общественные дела, которые требуют вмешательства государства, ведутся чаще дурно, нежели хорошо.
Совокупностью данных трёх невыгод и отличается то направление государственного управления, которое характеризуется обыкновенно одним словом: бюрократия. Средоточием её обыкновенно являются органы полицейской власти; но там, где она укоренилась, она своё влияние распространяет на все чиновничество, на власть законодательную и судебную.
Ведение всякого сложного дела в жизни, общественной или частной неизбежно требует выполнения известных форм. С расширением преследуемых задач данные формы умножаются и «много писание» современного управления является неизбежным спутником усложнения и развития государственной жизни. Но бюрократия именно тем отличается от здорового строя администрации, что при последнем форма выполняется ради дела и когда необходимо, приносится в жертву делу, тогда как бюрократия выполняет форму ради неё самой и приносит ей в жертву существо дела.
Подчинённые органы власти свою задачу видят не в том, чтобы действовать с пользой в пределах, указанных ей, а в том, чтобы выполнять требования, которые предъявляются свыше, то есть отписаться, исполнить некоторые предписанные формальности и удовлетворить тем высшее начальство. Административную деятельность сводят к письмоводству; вместо фактического выполнения довольствуются написанием бумаги. А так как бумажное выполнение никогда препятствий не встречает, то высшее правительство привыкает своим местным органам ставить требования, фактически неисполнимые. В итоге получается полный разлад между действительностью и бумагой.
Вторая отличительная черта бюрократии заключена в отчужденности чиновничества от другого населения, в его кастовой исключительности. Государство своих служащих берёт из всех сословий, оно соединяет в одной и той же коллегии сыновей дворянских родов, крестьян и городских обывателей; но они все равно чувствуют себя отчуждёнными от различных сословий. Им чуждо сознание общего блага, они не разделяют жизненных задач какого-нибудь из классов или сословий в отдельности.
Как участник реальной власти, которую распространяет государство на всех без изъятия, чиновник претендует на исключительное положение по сравнению с населением.
Существование бюрократии не связывается с определенной формой правления; оно возможно в государствах монархических и республиканских, в монархиях конституционных и неограниченных.
Самоуправление и децентрализация — это единственные средства к ослаблению бюрократии: они поражают её кастовый дух и суживают район её деятельности.
В России родоначальником бюрократии зачастую считают Петра I, а её окончательным организатором и утвердителем — графа Сперанского. На самом деле уже одно «собирание Русской земли» требовало централизации управления, — а централизация провоцирует бюрократию. Только исторические основы русской бюрократии — другие по сравнению с западноевропейскими бюрократиями. «Как крестьяне были рабами помещиков, так русский народ до сих пор остается рабом чиновников», — писал Ленин в 1903 году.
Мы коротко рассмотрели бюрократию: ее историю и развитие. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.