Добавлено в закладки: 0
Что такое бюджетная система? Описание и определение понятия.
Бюджетная система – главный элемент финансовой системы государства, в который включаются бюджеты муниципальных и государственных организаций, основанных на экономических отношениях и юридических нормах. Структура бюджетной системы страны связана с ее формой государственного устройства.
Унитарное государство имеет бюджетную систему, которая состоит из государственного и местных бюджетов. Федеративное государство имеет бюджетную систему, в которую входят местные бюджеты, бюджет членов федерации, федеративный бюджет.
Бюджетная система конфедерации государств образуется за счет взносов входящих в федерацию государств. Каждое государство, которое входит в конфедерацию, при этом имеет собственную бюджетную систему.
Рассмотрим, более детально, что значит бюджетная система.
Бюджетная система государства — комплекс всех бюджетов государства ( муниципальных, федеральных, региональных).
Все составляющие соответствующих бюджетных систем самостоятельны (это значит, что принимаются они соответствующими региональными и местными органами управления).
Бюджетная система определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства.
Различаются бюджетные системы в зависимости от политической структуры государства — с учетом того, является ли оно федеративным или унитарным. Бюджетная система унитарных государств более централизована. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов Федерации . Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Структура бюджетной системы государства:
Унитарного (например, Швейцария, Япония, Франция)
- Госбюджет
- Местный бюджеты
Федерального (Россия, Канада, США)
- Госбюджет
- Федеральные бюджеты
- Местные бюджеты
В мировой практике в настоящее время функционируют бюджетные системы, которые различаются между собой по оновным трем критериям:
- Доля ВВП, централизуемая для финансирования государственных расходов .
- Реализация социальных функций за счет государственных расходов.
- Обратное воздействие бюджетной системы на сектор экономики.
В мире существуют различные бюджетные системы. К типичным относят американскую и европейскую, а также есть модель бюджетной системы, которая существенно отличается от всех остальных -это японская модель. Есть и другие модели, сочетающие в себе признаки названных (например, арабская, австралийская, китайская, и другие).
Характерные черты американской бюджетной системы
Для американской системы характерна обязательность жестко исполнять законы, которые регулируют государственные доходы и расходы. Разрабатывается бюджет правительством государства. Отдельные штаты имеют свои бюджеты и взаимодействуют с центральным бюджетом в более узких пределах, чем это принято в европейских странах. В американской бюджетной системе предполагается значительная самостоятельность отдельных штатов. Существенные особенности американской бюджетной системы: государство финансирует программы развития отдельных секторов экономики страны; стимулирует развитие предпринимательства путем предоставления различных налоговых льгот.
Для этой системы характерна довольно невысокая доля государственных расходов в объеме ВВП.
Характерные черты европейской бюджетной системы
Для европейского типа бюджетной системы характерно прежде всего то, что государство предоставляет гражданам социальные гарантии за счет бюджетных средств, вмешивается в решение финансовых проблем административно-территориальных структур, и, несмотря на относительную самостоятельность, обеспечивает определенное «выравнивание» экономических условий в регионах. Самой отличительной чертой всех бюджетных систем европейского типа является их гибкость. Также в бюджетном процессе четко учитываются финансовые обязательства государства, предусмотренные конституцией и действующими законами.
Характерные черты японской бюджетной системы
Отличительной чертой японской бюджетной системы является социализация бизнеса как основного фактора экономического роста и повышения благосостояния граждан.
Степень социальной ответственности бизнеса в Японии является наиболее высокой по сравнению с другими бюджетными системами мира. Именно с этим специалисты связывают высокий научно-технический прогресс в Японии.
По доле государственных расходов японская бюджетная система напоминает американскую и российскую — примерно около трети ВВП поступает в бюджетную систему, но растущую внушительную часть социальных расходов, связанных с оказанием социальных услуг работающим, берут на себя отдельные фирмы.Государственное вмешательство в экономику на основе финансирования приоритетных расходов делает се похожей на американскую модель. Японская модель не является статической, а постепенно трансформируется. Существенное значение фирмы придают развитию так называемых «социальных тылов» производства.
Различаются бюджетные системы и по степени их централизации. По этому признаку различают три типа моделей.
Децентрализованная модель бюджетной системы – активная роль принадлежит регионам в обеспечении финансирования развития их экономики за счет собственных доходов. При этом центральная власть берет на себя расходы, которые связаны с гарантиями, установленными законами государства. Самым ярким примером децентрализованной бюджетной системы является Канада.
Умеренно централизованная (или социально ориентированная модель) бюджетная система – расходы центра и регионов оптимально сбалансированы и закреплены за уровнями бюджетной системы.Каждый уровень несет ответственность за финансирование расходов, а значит, рост их доходов. Такая бюджетная модель характерна, например для Швейцарии.
Максимально централизованная бюджетная система (также социально ориентированная модель) характерна для государств, у которых практически нет проблемы реализации принципа бюджетного федерализма. Это характерно для шведской модели бюджетной системы.
Бюджетная система Российской Федерации
К сожалению, бюджетная система России сочетает в себе далеко не самые совершенные признаки американской, японской, европейской систем. Сходство с японской было в социальной ответственности бизнеса (то есть предприятия также имеют социальные фонды и обеспечивают социальную поддержку на достаточно высоком уровне). Пока что социальные функции бизнеса в России развиты слабо, и поэтому очень актуальной является проблема повышения социальной ответственности бизнеса.
Похожесть бюджетной системы России и бюджетной системы США заключена в том, что оплата большинства социальных услуг в России осуществляется за счет личного бюджета граждан, что на самом деле является нелогичным при низком уровне средней заработной платы. Также активно внедряется принцип платности всех услуг. Конечно, эта тенденция при низкой заработной плате делает бюджетную систему России, мягко говоря, неудачным копированием опыта США.
Подобие бюджетной системы России европейской системе заключается в том, что в ней еще присутствуют «остатки» прежней социальной защиты граждан за счет средств бюджетов всех уровней. Социальная направленность бюджетной политики России в последние годы проявляется все более отчетливо в связи с реализацией социально ориентированных национальных проектов, а также в связи с совершенствованием системы социального страхования в рамках политики радикальной реорганизации пенсионной системы.
Уровни бюджетной системы Российской Федерации
В России в настоящее время действует бюджетная система, которая состоит из трех уровней (включает муниципальный уровень, уровень субъектов Федерации и федеральный уровень).
Первый уровень – федеральный – разрабатывается федеральный бюджет Российской Федерации и рассматриваются бюджеты государственных внебюджетных фондов. Стоит заметить, что финансируются за счет средств федерального бюджета все расходы, которые связаны с централизованным управлением функций государства.
Второй уровень бюджетной системы включает бюджеты субъектов Российской Федерации и также территориальные государственные внебюджетные фонды (к которым пока относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Бюджеты на этом уровне бюджетной системы являются формой централизации денежных средств, и используются для решения задач и функций, которые отнесятся к предметам ведения субъекта Федерации. Стоит отметить, что из этих бюджетов в значительной степени финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Бюджеты субъектов Федерации имеют важное значение в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Третий уровень бюджетной системы — это бюджеты муниципальных образовании (муниципальных районов, поселений и городских округов). Говоря проще, здесь имеются подуровни. На этом уровне государственные внебюджетные фонды не формируются. В пределах нижнего уровня выделяются подуровни (бюджеты городских районов, муниципальных районов и поселений).
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет местный бюджет (бюджет муниципального образования) как форму образования и расходования денежных средств, которые предназначены для эффективного обеспечения ведения местного самоуправления.
В настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны является развитие именно муниципального сектора экономики.
Мы коротко рассмотрели бюджетная система.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.