Добавлено в закладки: 0
Что такое диверсификация производства? Описание и определение термина
Диверсификация производства – (от лат. diversus — разный и facere — делать) это существующая мера, которая направлена на улучшение эффективности производства, увеличения получаемой выгоды или недопущение банкротства компании.
Диверсификация производства как правило заключается в единовременном развитии нескольких не связанных видов производственной деятельности и она может затрагивать расширение ассортимента выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Ввиду этого, увеличения товарного разнообразия может быть достигнуто улучшение экономического положения производства. Диверсификация это достаточно обширное определение, поэтому, говоря о разных видах деятельности, подразделяют разные виды диверсификации: диверсификацию производства, диверсификацию продукции, концентрическую диверсификацию, горизонтальную диверсификацию, конгломератную диверсификацию, диверсификацию инвестиций (капитала). Диверсификация производства может быть проводиться как с применением внутренних ресурсов фирмы, так и с привлечением сторонних.
Особенности диверсификации производства
Диверсификация производства по сути это переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.
Диверсификация производства — это расширение активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, под этим бизнесом понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в объёме продаж по сравнению с другими видами продукции. Диверсификация — в широком смысле конечно же это стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства.
Данная форма организации всегда является важнейшей составной частью современной рыночной экономики, которая оказывает существенное воздействие на систему разделения труда, конкуренцию, эффективность производства. Диверсификация производства означает как корректировку основной деятельности фирмы, так и значительную перезагрузку её стратегии. Первое направление называется узкоспециализированной диверсификацией, второе — широкой, то есть не связанной с основным производством.
Рассмотрим более детально, что значит термин диверсификация производства.
На практике могут предложить немалое количество необходимых альтернатив, чтобы развиваться и расти фирме в условиях рынка. Одна из уместных альтернатив – это диверсификация.
Диверсификация – это такая концепция, которую трудно конкретизировать в определении.
Диверсификацию определяют как стратегию расширения ассортимента производимого товара и переориентацию сбыта на новых сегментах рынка, осваивание ранеее неиспользованных типов производств, чтобы повысить эффективность в производстве, приобретение выгоды в экономике, а также чтобы избежать банкротства. Такую диверсификацию определяют, как диверсификация производства.
Диверсификация позволяет фирмам “держаться на плаву” при усложнённой экономической конъюнктуре благодаря выпуску широкого ассортимента товаров и сервиса. Урон от невыгодных изделий (временно, особенно по новым) можно перекрыть доходом от других типов товаров.
Диверсификация – это: во-первых – возможность фирмам расширится в отраслях, которые не имеют производственных связей на прямую или функциональной зависимости от основного вида их производства. Во-вторых — говоря шире – распространение хозяйственного производства в новых сферах (расширение номенклатуры товаров, видов предоставляемых услуг и другое.).
Диверсификация производства и деятельность предпринимателей, есть способ устранения диспропорций воспроизводства и правильного распределения средств, заинтересована, в частности, в различных целях и задаёт направленность реструктуризации корпораций.
Соответственно это относится, прежде всего, к перстройке предприятия на новые технологии, рынки и сферы, с которыми раньше производство никак не соприкасалось. Более того сами товары (услуги) производства должны быть также совершенно новыми. По этой причине, как правило, необходимы новые финансовые вливания инвесторов.
Лучшим вариантом деятельности любого производства, и это понятно, есть предвидение различных промахов и утрат производительности, которые возможно увидеть при помощи прогнозов фирмы. Нужная вам диверсификация может быть определена при сравнении желаемого и возможного уровней производительности и именно того уровня, который уже достигли вследствии активной деятельности фирмы.
Говоря прямо, все причины диверсификации вызваны одним – минимизация рисков и повышение эффективности деятельности кампании, и это не только в настоящее время , но и на более длительную перспективу.
Что же является основной целью диверсификации? Это всегда стремление обеспечить жизнедеятельность кампании, стремление усилить ее конкурентоспособность и повышение доходов (прибыли). Любая фирма в коммерческом мире будет стараться оставаться “на плаву” и в постоянном поиске, чтобы этого добиться. Как раз диверсификация – это поиск новых направлений эффективной деятельности, которые помогут позволить предприятию ускорять свое развитие, получить дополнительно прибыль и быть хорошим конкурентом на рынке с преимуществами. Считают, что диверсификация кампании — например, расширение видов деятельности посредством открывания новых производств или приобретение холдингом дочерних структур различных направлений – явление рискованное. Подходя к каждому конкретному моменту, руководители, обдумывая направленность в развитии, обязаны учитывать как позитивные, так и негативные последствия диверсификации производства
Виды диверсификации производства
Известны два основных вида диверсификации – связанная и несвязанная.
Связанная диверсификация являет собой новую сферу деятельности кампании, завязанную с известными сферами бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии). Бытует мнение, что связанная диверсификация более предпочтительна, чем несвязанная, это потому, что кампании действует в более известной обстановке и при этом риск минимален. Если же уже приобретённые навыки и технологии не предоставляется возможным предоставить другому структурному подразделению, а возможностей роста и развития уже и немного, в таком случае лучше рискнуть и кампании лучше воспользоваться несвязанной диверсификацией.
Несвязанная диверсификация всегда выражена в переходе фирмы в другую область, чем имеющийся бизнес, к новым технологиям и потребностям рынка. Всегда имеет направленность на получение большей прибыли и на минимум предпринимательских рисков. При проведении такой стратегии, фирмы со специальным уклоном, вырастают в многоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части упомянутых, не имеют функциональных связей между собой. Несвязанная диверсификация более сложная чем связанная.
Всегда учитывают тот фактор, что диверсификация является трудоёмким и сложным процессом, который приносит не только дивиденды, но иногда проблемы и убытки.
Пути осуществления диверсификации производства
Диверсификация может осуществляться следующими путями:
- через внутренний рынок капиталов;
- реструктуризацией;
- передачей специфических искусств между стратегическими зонами хозяйствования;
- разделением функций или ресурсов.
Цели диверсификации производства
Существует ряд мотивов и целей, которые зачастую, являются стимулирующими расширение масштабной деятельности. Предпосылки: – нестабильное развитие отраслей экономики (закон неравномерного экономического развития); – закон падения нормы прибыли в традиционном производстве (закон тенденции нормы прибыли к понижению); – развитие научно-технического прогресса.
Мотивы:
- Технико-технологические.
- Существует потребность плотно загрузить производственные мощности и стабилизировать производственный потенциал.
- Альтернативы применения сырья, материалов, технологий.
- Незанятость и частичное применение ресурсов.
- Экономические.
- Рост капитала в традиционных отраслях производства и желание расширить области применения капитала.
- Расширение рыночной части, освоение с целью доминирования на новых рынках, получение синергического эффекта.
- Экономия на объёмах производства.
- Дефицит ресурсов в экономике.
- Финансовые.
- Применение рынков среди большого объема производства.
- Стабильность капитала.
- Социальные.
- Сохранение рабочих кадров.
- Создание нового числа рабочих мест.
- Удовлетворение других потребностей.
- Прогрессивная политика менеджеров.
- Стратегические.
- Адаптация на конъюнктурном рынке.
- Препятствия колебаниям конъюнктуры.
- Страховка будущих производств.
- Антимонопольное законодательство.
- Слияния и поглощения.
- Государственный заказ.
Цели:
- стабильность в экономике и финансовая независимость;
- доходность;
- конкурентоспособность.
Все эти мотивы могут существовать раздельно, но могут и сочетаться друг с другом – зависеть это может от конкретных ситуаций в каждой кампании, в силу этого и выбор вида диверсификации необходимо хорошо обосновать и внимательно спланировать в согласии с возникшими обстоятельствами.
Цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния и производственных возможностей кампании.
Мы коротко рассмотрели термин диверсификация производства, постарались раскрыть его характерные черты и суть.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.