Добавлено в закладки: 0
Что такое диверсификация? Описание и определение термина
Диверсификация – (от лат. diversus — разный и facere — делать) это инвестиционная концепция предприятия.
Ее цель — понижать риск инвестиционного портфеля без снижения его доходности (прибыльности). Чем разнообразнее будут вложения предприятия, тем и выше диверсификация. Самая эффективная диверсификация – это та, что подразумевает объединение в инвестиционном портфеле активов разных отраслей, классов и регионов. В таком случае если упадет ценность одного актива, это может компенсироваться ростом стоимости (доходности) другого, а следовательно меньше и риск.
Когда вкладываемые (или ссужаемые) денежные средства предприятия распределяются между различными объектами, то тогда такую диверсификацию называют также диверсификацией кредитов.
В сфере банковской деятельности принцип диверсификации реализуется когда есть в наличии большое число клиентов, среди которых распределяется ссудный капитал. В некоторых ситуациях банковское законодательство содержит запрет для коммерческих банков, обязывающий их не предоставлять одной компании кредиты в объеме, превышающем 10% капиталов банка. Работа инвестиционных компаний и фондов всегда основывается на принципах диверсификации. Также диверсификацией называют обновление вида продукции, расширение ассортимента товаров предприятия, организация и развитие новых производств.
Диверсификация – это всегда рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков и получения максимальных доходов.
Приемы диверсификации
Любой, даже самый успешный, бизнес не сможет действовать в неизменном виде долгое время, так как все меняется и не стоит на месте. Но существует важный прием, увеличивающий устойчивость бизнес модели и который существенно уменьшает риск критических убытков под влиянием изменившихся обстоятельств. Речь идет о диверсификации. Внешняя среда изменчива, и любая модель неизменно подвергается проверке на прочность, заставляя нас постоянно быть в курсе новых тенденций и корректировать бизнес в соответствии с трендами экономики, а также изменениями делового климата. Если говорить в общем, то данное понятие, противоположное специализации.
А именно, это расширение ассортимента продукции и услуг, а также освоение новых рынков сбыта. Итак, говоря коротко, диверсификация это инвестирование капитала в разные активы с целью снижения рисков.
Рассмотрим более детально, что значит термин диверсификация.
Диверсификация -это процесс распределения капитала между разными объектами вложения, которые могут быть непосредственно не связаны между собой.
Она является наиболее экономически обоснованным и существенно менее затратным способом снижения степени риска. Используется диверсификация для нейтрализации непредвиденных плохих последствий несистематических (специфических) видов рисков, позволяет свести к минимуму в определённой степени и отдельные виды систематических (специфических) рисков — валютного, процентного и некоторых других. Принцип действия диверсификации основан на разделении рисков, чтобы воспрепятствовать их концентрации и, следовательно, не проиграть во всем.
Основные формы диверсификации рисков
-
диверсификация видов финансовой деятельности — она предусматривает использование разных (альтернативных) возможностей получения прибыли от различных финансовых операций — это могут быть краткосрочные финансовые вложения, формирование кредитного портфеля, осуществление реального инвестирования, формирование портфеля долгосрочных финансовых вложений и так далее;
-
диверсификация валютного портфеля (так называемой «валютной корзины») предприятия — предусматривает свободный выбор для проведения внешнеэкономических операций нескольких видов валют (этим и обеспечивается снижение потерь по валютному риску предприятия);
-
диверсификация депозитного портфеля — предусматривает размещение крупных сумм временно свободных денежных средств на хранение в нескольких банках. Так как условия размещения денежных активов при этом существенно не меняются, это направление диверсификации обеспечивает снижение уровня депозитного риска портфеля да еще и без изменения уровня его доходности;
-
диверсификация кредитного портфеля — предусматривает большое разнообразие покупателей продукции предприятия и направлена на уменьшение его кредитного риска. Обычно диверсификация кредитного портфеля осуществляется совместно с ограничением концентрации кредитных операций путём установления дифференцированного (по группам покупателей) кредитного лимита;
-
диверсификация портфеля ценных бумаг (акции компаний, облигации и т. д.)— позволяет существенно снизить уровень несистематического риска портфеля, не уменьшая при этом уровень его прибыльности (доходности);
-
диверсификация программы реального инвестирования — предусматривает включение в программу инвестирования самых разных инвестиционных проектов с альтернативной отраслевой и региональной направленностью, что позволяет снизить общий инвестиционный риск по программе и в то же время получить максимальную прибыль.
Часто при создании торговых стратегий опытные трейдеры гонятся в первую очередь за максимальной прибыльностью системы. Однако, как показывает опыт, важнее бывает не столько повышение значения ожидаемой прибыльности (доходности), сколько сокращение возможного риска, который выражается в максимально допустимой норме.
Диверсификация – это инвестиционный подход, направленный на минимизацию возникающих во время производства или торговли рисков, связанный с распределением финансовых или производственных ресурсов по разным отраслям и сферам. Широкое распространение диверсификация получила на валютном и фондовом рынке как средство, которое позволяет минимизировать потери во время торговли.
Диверсификация производства
Также диверсификация – это и расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности собственного производства, получения максимальной экономической выгоды, предотвращения банкротства и снижение конкурентности на рынках сбыта. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.
Диверсификация используется как процесс расширения сферы деятельности предприятия или выпуска им разнообразной номенклатуры продукции — это особая стратегия, означающая выход предприятия на новый для него рынок, на новые уровни продаж, включение в производственную программу продуктов, которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия (организации).
Финансовая деятельность предприятия во всех ее формах неизменно сопряжена с многочисленными, чаще всего непредвиденными рисками, степень влияния которых на результаты этой деятельности )в частности (доходность и прибыльность) существенно возрастает с переходом к рыночной экономике. Стратегия диверсификации (diversification strategy) означает обновление товарного ряда и выход на новые рынки одновременно (при этом минимизируя возможные риски).
Мы коротко рассмотрели термин диверсификация, постарались раскрыть его особенности и суть, рассмотрели приемы и основные формы диверсификации.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.