Добавлено в закладки: 0
Что такое стратегический маркетинг? Описание и определение понятия.
Стратегический маркетинг – это активные действия фирмы (компании), которые направлены на увеличение среднерыночных показателей, при помощи систематического проведения мероприятий для создания услуг и товаров, которые способны обеспечить потребителя товарами большей потребительской ценности, чем у конкурирующих фирм (компаний). Стратегический маркетинг дает возможность более полно применять ресурсы компании, увеличивая рентабельность производимых услуг и товаров. При помощи стратегического маркетинга, компания сможет оценить свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов.
Стратеги́ческий ма́ркетинг — это маркетинговый активный процесс с долгосрочным горизонтом плана, который направлен на увеличение среднерыночных показателей при помощи систематического проведения политики создания услуг и товаров, которые обеспечивают потребителей товарами большей потребительской ценности, нежели у конкурентов.
Стратегический маркетинг компанию нацеливает на экономические возможности, которые адаптированы к её ресурсам и обеспечивают потенциал для рентабельности и роста. Задача стратегического маркетинга — формирование стратегии развития, разработка целей, уточнение миссии фирмы, обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля фирмы.
Процесс
Процесс стратегического маркетинга имеет долго и среднесрочный горизонты;
Задача стратегического маркетинга
- Определение целей;
- Уточнение миссии компании;
- Обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля;
- Разработка стратегии развития.
Мероприятия
Ме
роприятия стратегического маркетинга свое концептуальное выражение находят в маркетинговой стратегии, помогающей компании ответить на ряд вопросов.
Рассмотрим, более детально, что значит стратегический маркетинг.
Разработка стратегии маркетинга
Стратегия маркетинга заключена в приведении возможностей компании соответственно с ситуацией на рынке, то есть внутреннюю среду — с наружной средой.
Стратегий может быть множество, главное — выбрать необходимую для каждого товара и каждого рынка, чтобы она соответствовала требованиям достижения целей маркетинга.
Вот некоторые из данных стратегий:
- усовершенствование организационной структуры;
- увеличение деловой активности (проникновение на другой рынок; введение на старый рынок нового товара; проникновение на новые сегменты рынка с товаром рыночной новизны и так далее);
- снижение деловой активности (прекращение продажи товаров, которые перестали давать на данном рынке заданную прибыль; свертывание производства убыточного товара; уход с определенных рынков и концентрация усилий на самых перспективных и так далее);
- организация фирмы, совместной с иностранным партнером, за рубежом;
- организация фирмы, совместной с иностранным партнером, у нас в стране;
- кооперация с зарубежной фирмой для выхода на рынки, где все еще не удавалось успешно работать.
Зависимо от
рынка стратегия может быть какой-либо. Они совсем не должны копировать всюду друг друга. Применяя математические модели рынка и рассматривая стратегию под углом зрения теории игр, выбирают стратегию “мини-макс” (наибольшая целесообразность независимо от рисков), “макси-мин” (минимум риска независимо от целесообразности) или их сочетание.
Ввиду этого нужно учитывать такие факторы:
- сегментация рынков, на которых предполагает действовать или уже работает фирма, должна быть так произведена, чтобы сегменты на различных рынках в общем характеризовались одинаковой реакцией на рекламу, продвижение товара и прочие маркетинговые действия,
- т. е. имели похожие социопсихологические потребности и характеристики;
- выбор оптимального сегмента необходимо осуществлять, учитывая обеспечение фирмы возможно более полное лидерство (благоприятные перспективы, достаточная емкость, нулевая или даже минимальная конкуренция, удовлетворение неудовлетворенных потребностей);
- метод выхода на рынок с новым товаром должен более полно соответствовать потребительным свойствам емкости рынка и изделия (сегмента), адекватно отображать репутацию и известность фирмы и масштаб потребности в товаре;
- при подборе маркетинговых средств влияния на потенциального покупателя необходимо помнить, что цена в качестве фактора привлечения внимания к товару сейчас ставится по значимости на 3-4-е место среди прочих факторов;
- нужно внимательно подбирать время выхода на рынок с новым для него товаром (в особенности, когда данный товар сезонный) и не забывать о рекламной подготовке: не нужно выходить на рынок во время неблагоприятной конъюнктуры, когда компания не преследует идущих далеко целей и не готовит себе покупателей, предвидя период улучшения спроса.
Представляет большой интерес стратегия маркетинга на новых рынках, которая применяется японскими компаниями.
Она заключается в том, чтобы закрепиться на рынках стран, у которых нет национального производства этого товара, а затем, применяя накопленный опыт, внедряться на рынки прочих стран (“стратегия лазерного луча”). Так, японские автостроительные компании для того, чтобы выйти со своими автомобилями на рынки западноевропейских стран вначале в течение нескольких лет действовали лишь в Норвегии, Финляндии, Ирландии и Дании. И только завоевав себе там прочную позитивную репутацию, стали осваивать более сложные рынки Нидерландов, Бельгии, Швеции, Швейцарии, Австрии. Третий шаг — выход на рынки Италии, Великобритании, Франции и ФРГ — стран, которые имеют мощную автомобильную индустрию.
Достойна внимания также последовательность, которая рассчитана на веьма продолжительный период, характерна для деятельности японских промышленников: начав с экспорта самых недорогих, массовых автомобилей (и соответственно с удовлетворения запросов не весьма привередливых покупателей), создав образ “японское — означает великолепного качества”, эти автофирмы переходят постепенно к работе на рынках более дорогих автомобилей (но не самых престижных), специальных автомобилей и грузовиков и строят автосборочные заводы в странах, куда до этого отправляли свои автомобили в собранном виде.
При создании стратегии маркетинга на рынках капиталистических стран необходимо иметь ввиду, в первую очередь, серьезное обострение проблемы сбыта. Усилилась конкурентная борьба, и, вследствие этого, резко увеличилось внимание к новым товарам, в продаже и производстве которых компании порой видят единственный метод выжить. Государства вводят защитные пошлины. В целом проходит (а в большинстве отраслей уже произошла) переориентация производственной политики машиностроительных компаний на резкое увеличение в ассортименте собственных товаров доли изделий наукоемких высоких технологий и соответственное увеличение области услуг (консультации; продажа лицензий; проведение проектно-конструкторских, исследовательских и прочих инжиниринговых работ; сдача в лизинг (аренду) сложной техники и так далее).
Основа стратегии маркетинга компаний, которые добиваются самых больших успехов на современном рынке, являются ориентация на превосходство в технической и научной сфере над собственными конкурентами и наращивание данного отрыва.
Вот список некоторых стратегий, которые обеспечивают быстрое увеличение объемов продажи:
- специали
зация, то есть концентрация усилий на разрешении проблем избранных групп заказчиков; - быстрый выход на другие рынки;
- использование новейших, в особенности гибких, технологий;
- выдвижение концепции другого товара;
- распространение деятельности на весь мир;
- решительное снятие “больных” товаров;
- высокие темпы перестройки;
- интенсификация НИОКР.
Помимо стратегии наступательного характера компаниями применяются и оборонительные стратегии. Когда компания удовлетворена размерами собственной рыночной доли или не может ее увеличить по тем или другим причинам, она прибегает к оборонительной стратегии. Ее цель — продуманная оборона собственных позиций от натиска конкурентов. Конечно, оборона на одних рынках может сочетаться на других с наступательной стратегией.
Пример оборонительной стратегии — это стратегия “ухода с рынка”. Она заключена в оставлении определенных рынков и их переключении на прочие рынки или типы хозяйственной деятельности. Данная стратегия используется обычно для продуктов с плохими рыночными позициями, которые приносят убытки или уменьшенную прибыль.
Создание тактики маркетинга
Когда стратегия маркетинга опирается на прогнозирование продолжительных перспектив изменения потребностей покупателей и рынков, то тактика отображает принципы и конъюнктурные соображения образования рынка (спроса) на номенклатуру товаров компании.
Тактика соз
дается на ближайшие год-полтора и регулярно, не ожидая истечения данного срока, подвергается ревизии и, когда нужно, коррекции. К задачам, которые решаются стратегией маркетинга, относят такие: организация товаропередвижения, организация стимулирования продаж и рекламы соответственно с жизненным циклом каждого товара, определение принципов выхода на сегмент рынка с новым товаром.
Покупатель без организации эффективной системы товаропередвижения не сможет получить необходимый товар в необходимое время и в необходимом месте, а значит, и коммерческая результативность деятельности компании будет невысокой. Таким же образом без убедительной и своевременной рекламы данные о потребительных свойствах товара не дойдет до потенциального покупателя и не будет связана в его сознании с потребностями (которые реклама часто вскрывает, делает побуждающими к деятельности — покупке товара и осознанными). Наконец, неверный тактически выход с новым товаром может принести огромные убытки ввиду неудачного отношения меж стимулированием сбыта, объемом продажи и масштабом рекламы.
В экспортных тактических маркетинговых приемах американских компаний (опрос 172 компаний, которые проведены Х. Джексоном, профессор университета штата Огайо) наибольшая популярность у следующих, расположенных в порядке предпочтения:
- прямые контакты с потребителями;
- энергичные действия по продвижению товара;
- увеличение за границей персонала представительств;
- рекламные мероприятия по системе “директ мейл” (почтовая прямая рассылка);
- создание филиалов за границей там, где они отсутствуют;
- активное участие в ярмарках и выставках;
- маркетинговые исследования рынков;
- выход на другие рынки;
- адаптация товара к специфическим требованиям зарубежного покупателя;
- диверсификация (увеличение номенклатуры экспортных товаров);
- принятие мер и быстрые ответы по письмам клиентов. В отношении тактики маркетинга должны непременно быть указаны меры, которые необходимо предпринимать, когда видны отклонения от хода вещей, которые считаются нормальным, и назначают лиц, которые ответственны за четкое и быстрое реагирование на данные отклонения;
- увеличение эффективности сервиса.
К примеру, когда объем продаж оказывается меньше, чем запланированный, можно прибегнуть к некоторым мерам:
- усилить мероприятия по продвижению товара и рекламу;
- уменьшить производство;
- изменить цены для того, чтобы стимулировать сбыт;
- проверить, необходимое ли количество людей занято сбытом, так ли, как необходимо, они применяются, и провести необходимые изменения;
- ввести улучшения в систему стимулирования персонала, который занят сбытом;
- организовать техническую профессиональную переподготовку сбытового персонала;
- проверить качество товара при помощи ускоренных испытаний и внести нужные усовершенствования (с оповещением об этом через научно-технические статьи и рекламу в соответствующих газетах и журналах).
Когда объем производства не поспевает за увеличением спроса, возможны такие меры:
- уменьшить расходы на стимулирование сбыта и рекламу;
- увеличить масштаб производства;
- увеличить цены.
- уменьшить количество сотрудников, которые заняты сбытом в иностранных филиалах.
Тактика маркетинга должна быть такой, чтобы дать фирме активность и развязать инициативу ее сотрудников. Главные характеристики, которые свойственны компаниям данного направления деятельности, выглядят так.
Высшее руководство:
- на са
мых больших должностях лица, которые ответственны за сбыт; - обеспечена восприимчивость к новым методам управления;
- в фирме создается атмосфера поощрения инициативных сотрудников.
Требования к персоналу:
- ведут регулярную переподготовку управляющих среднего звена;
- решительное уменьшение в должности лиц, которые не выказывают необходимой компетенции, чтобы дать путь более подготовленным;
- индивидуальные обязанности определяются письменными инструкциями;
- схема структуры компании доводится до всех; производится регулярное информирование на всех уровнях о политике компании.
Отношение к деятельности прочих компаний:
- поощряется использование и изучение чужого опыта;
- производится систематический анализ тенденций развития своей отрасли и смежных отраслей в стране, где проводится торговля, чтобы учесть, как применяется продаваемое компанией оборудование и каковы перспективы для его сбыта;
- привлекаются систематически консультанты для оценки работы компании сторонним взглядом.
В целом тактика маркетинга динамичных фирм отличается высококритическим отношением к собственным достижениям, что является надежным барьером против настроений благодушия и самоуспокоенности.
Мы коротко рассмотрели стратегический маркетинг: процесс, мероприятия, задача, разработка. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Маркетинг целевой
Масса денежная
Материалоемкость
Маркетинг дифференцированный
Марка товарная
Маржинализм
Маржа
Маргинальный
Маргиналы
Манто
Мандат
Малое предприятие
Макроэкономика
Макросреда
Маклер
Майорат
Люмпен
Льготы налоговые
Лоцман
Лот
Лоро
Ломбардный кредит
Локаут
Лоббизм