Добавлено в закладки: 0
Что такое теория конвергенции? Описание и определение понятия
Теория конвергенции – это учение, которое появилось в буржуазном обществе в 1960–70-х годах и положило начало использования биологического изначально.
Теория конвергенции в политологии, экономике, социологии
В основании теории располагаются идеи о вероятности постепенного сглаживания экономических и идеологических различий меж социалистической и капиталистической системами. Согласно мнению приверженцев теории конвергенции, под воздействием технического научного прогресса и благодаря развитию большой промышленности в результате вероятно слияние социализма и капитализма и создание общественно-политической унифицированной системы.
Теория конвергенции утопична во многом,так как включает в себя искаженное отображение большей части процессов капиталистической жизни, в частности, содержит концепции, которые маскируют лидирующее положение в буржуазном обществе огромного капитала. Кроме того, в теорию закладывают неправильный изначально технологический подход к регулированию социальных и экономических проблем.
Теория конвергенции имеет сторонников в большинстве стран мира. Среди самых видных ее приверженцев: Дж. Голбрейт, П. Сорокин из США, Я. Тинберген из Нидерландов, Р. Арон из Франции и Дж. Стрейчи из Великобритании.
Идеолог политической конвергенции — это русский академик Сахаров А. Д. .
Конвергенция — это политическая теория, которая возникла во второй половине XX века, в согласии с которой СССР становится постепенно более либеральным, а Запад — социалистическим, в итоге появится усреднённая экономически-социальная система, которая сочетает принципы капитализма и социализма (к примеру, политическую демократию и плановую экономику соответственно). В более обширном смысле — это увеличение сходства меж разными обществами, которые находятся на одном этапе истории, устранения внеэкономического внешнего неравенства, логика сглаживания либерально-демократических преобразований, социальных конфликтов.
А. Д.Сахаров — идеолог политической конвергенции в 1960—70-е годы.
Содержание
Идея соединения двух систем выдвинута впервые П. А. Сорокином в книге «Соединенные Штаты и Россия», которая написана в 1944 году. Авторы теории: Уолт Ростоу, Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген, Франсуа Перру и прочие.
В согласии с теорией конвергенции, обе системы экономики несовершенны с точки зрения гуманистических идеалов и передовой культуры и дальнейшее противостояние систем может вызвать острый классовый конфликт на международной арене, который способен вызвать гибель цивилизации. Учитывая данные опасности, сберечь мировую цивилизацию возможно при помощи сближения систем, образуя новые типы культурной и социально-экономической жизни, в которых бы в концентрированном виде выразилось бы лучшее, что в обеих системах имеется.
Похожие взгляды, по мнению Матич Ольги были выражены Джеймсом Бёрнхемом и Дж. К. Гэлбрейтом.
«Конвергенциями» также называются некоторые политические партии в различных странах.
Критика
В СССР
Академик Смирнов Г. Л. в Большой советской энциклопедии писал, что буржуазная пропаганда «распространяет широко взгляды, в согласии с которыми во время научно-технической революции проходит автоматическое сближение типов общественной жизни при капитализме и социализме, а идеологические различия, идейные принципы как будто бы теряют собственное прошлое значение», но действительность показывает, что «пока в мире сберегаются антагонистические классы, эксплуатация человеком человека, пока есть противоположность интересов всех трудящихся, рабочего класса и монополистического капитала, будет неизбежно длиться классовая борьба трудящихся за собственное социальное освобождение, против политического и экономического господства монополий»..
Социальная конвергенция
Конвергенция сама по себе типична для большинства живых организмов. Она заключается в том, что схожие условия обитания через генетические изменения делают относительно схожие анатомические (морфологические) типы живых организмов, даже по отношению к далеким по происхождению. Конвергенция может происходить не только ввиду схожих условий, но и в результате гибридизации.
В итоге процессов социальной гибридизации и модернизации происходит процесс социальной конвергенции, тем самым сближение (усреднение) противоположных обществ — например, Марксового капитализма и пролетарского социализма в социал-демократическом смешанном (демократического капитализма, буржуазного социализма) обществе. Социальная конвергенция захватывает не лишь демократического капитализма капиталистические, но и социалистические и традиционные страны мира. Таким образом, социальные гибридизация, модернизация и конвергенция раскрывают разные стороны процессов взаимодействия и социальных конфликтов общества.
Либеральный Марксов капитализм и советский ленинский социализм в начале XX века стали двумя видами обществ (цивилизациями и формациями), которые различаются по главным признакам, которые придают данным обществам качества справедливости или несправедливости в глазах большей части населения мира, включая пролетариат капиталистических стран. Борьба и единство данных противоположностей в обществе и меж различными обществами стали в течение всего XX века источником развития обществ.
«Пролетарский социализм» в Советском Союзе для пролетариев оказался в отношении к либеральному капитализму (который раскритикован в «Манифесте коммунистической партии» Марксом) в чем-то более прогрессивным и справедливым. В советском обществе достигли значительного социального равенства, ликвидировали эксплуатацию человеком человека (правда, ее изменила эксплуатация человека политическим господствующим классом и государством — номенклатурой), происходила культурная революция, высокими были показатели экономического роста и социальной мобильности и т. д. Это осознавал Рузвельт и политические лидеры капиталистических развитых стран. Когда в 1920-х годах капитализм потряс большой кризис, они стали к дереву марксова капитализма прививать характеристики советского социализма.
Лидеры развитых стран мира и Рузвельт произвели трансформацию марксового капитализма в буржуазный социализм в итоге обдуманных действий по внедрению в капиталистическое общество определенных советских начал: планирования, определяющей роли государства, справедливого перераспределения прибылей и т. д. Важно заметить, что все данные реформы проведены без «социалистической пролетарской» революции, эволюционным способом, так как для этого были субъективные и объективные основания.
В социалистических буржуазных странах реализовались представления о свободе среднего буржуазного класса и социальном равенстве. С одной стороны, в них остались от марксова капитализма: различие компаний собственности; рынок услуг, капиталов, товаров и конкуренция; правовое и демократическое государство. С другой стороны, они заимствовали творчески большинство пролетарско-социалистических элементов: государственный сектор экономики, налоги на предпринимательство и капитал, перераспределение властью государства бюджетных поступлений для всех социальных классов на отдых, образование, здравоохранение и так далее. В итоге в социально-демократических странах снижается до минимума количество малоимущих и появляется социальное умеренное равенство.
В конвергентных, гибридных, смешанных странах, которые составили авангард человечества в 1970-1990 годах, социальное равенство и индивидуальная свобода приводят в единство, которое является олицетворением справедливости на этой стадии развития. Возможно сказать, что в данных обществах индивидуальная автономия и социальное равенство, насколько это возможно, становятся, идеалами-ценностями, которые требуют для воплощения новых и смешанных методов-средств. Данная социал-демократическая справедливость – это наиболее распространенная ценность смешанных обществ. Бедные пролетарии и богатые буржуа, которые остались в таких обществах становятся меньшинствами, ориентированными, соответственно, на равенство и свободу, как противоположные ценности. В итоге данной капиталистически-социалистической гибридизации обществ становится больше их разнообразие, которое потребует нового единства.
Объективное противоречие в обществе существует: меж социальным равенством и эффективностью производства; это противоречие имело собственное крайнее выражение в советском и буржуазном видах обществ. Когда целью управления делать эффективность производства общества, то пострадает социальное равенство. В итоге «рейганомики» Канада, США, Чили, Мексика отказались от социалистического буржуазного общества и перешли к капиталистическому неолиберальному: с эффективной экономикой, ярким социальным неравенством, социальной слабой защищенностью малоимущих. Когда цель управления обществом — это социальное равенство, в итоге пострадает эффективность изготовления (качество, новации, производительность труда, ресурсосбережение), — что и произошло в КНДР, СССР, КНР и прочих «социалистических» странах.
Государства буржуазного социализма стараются (и небезуспешно) объединять социальную защищенность и большую эффективность экономики. К данным обществам относят сейчас страны Западной Европы, которые входят в ЕЭС и новые индустриальные азиатские страны: Сингапур, Южная Корея, Гонконг. Страны неолиберального капитализма и США демонстрируют сегодня собственную эффективность, но большинство исследователей прогнозируют социальный взрыв, который назревает в них, и неизбежность «смягчения» данного пути.
Постмарксов капитализм отображает интересы среднего класса, который развился (средней и мелкой буржуазии, включая рабочих), его мнение о социальной справедливости. Все это дает возможность назвать его — в отношении к «пролетарскому» социализму или марксову капитализму — демократическим (буржуазным) социализмом. В нем отсутствует советское равенство, аскетизм и идеологическое единомыслие. Советские люди, которые неслучайно вернулись из поездок в «капиталистические страны», утверждали, что там построили коммунизм в определенном потребительском материальном понимании, как говорил Хрущев. К данному социализму и Горбачев призывал.
Процесс модернизации в смешанных и экономических обществах проходит непрерывно, так как много частных собственников заинтересован в нем и его подталкивает конкуренция. В политических обществах, как указывает российский опыт, модернизация имеет скомканный верхушечный запоздалый характер. От Петра I, ее производит правящая элита; модернизация не доходит по факту до глубины общества, захватывает лишь верхние слои населения, обостряя конфликт с низкими слоями. Поэтому Россия оказывается каждый раз лишь внешне похожей на Запад. В итоге — неизбежный откат назад под воздействием народной традиционной массы и чиновников с их прошлым мировоззрением, характером и ментальностью.
Мы коротко рассмотрели теорию конвергенции: содержание, критику, социальную, в СССР. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу