Добавлено в закладки: 0
Практически все совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют дело с банками. При чем дело даже не в том, работоспособный человек или нет, ведь даже в случае признания нетрудоспособным — гражданин продолжает получать социальные пособия или совершать финансовые операции через банк. Подобные вещи стали очень легкодоступными. На сегодняшний день вопрос взять кредит или нет можно решить в достаточно короткий срок. Другие быстрее решаются сделать определенные вклады под проценты, если конечно есть что положить. Абсолютное же большинство лиц, так или иначе связанных с банками — это обычные граждане, которые получают заработную плату на пластиковую карточку одного из банков России.
Суть и особенности жалобы на действия банка
Ввиду популярности и общедоступности трудно подсчитать сколько финансовых операций происходит на протяжении дня между разными банковскими и финансовыми организациями. Однако все они вместе взятые не могут быть абсолютно и полностью удовлетворять законные права каждого отдельно взятого гражданина. Часто подобные вещи происходят не по вине финансовой организации, а по вине тех же отдельно взятых граждан. Все же совершенства нет нигде, поэтому ошибки сотрудников банка, а в некоторых случаях и умышленное превышение законных полномочий приводит к возникновению конфликтных ситуации. Если говорить о том, какие проблемы особенно часто приводят к финансовым конфликтам, первое место занимают вопросы, связанные с несвоевременным погашением взятых на себя финансовых обязательств.
Вина финансовых организаций в этом всем часто лишь косвенная, а скорее даже психологическая. На протяжении многих лет финансовые структуры совершенствовались, основываясь на человеческой природе. Так, например, если обычный гражданин обращается в любое банковское учреждение или кредитное общество — последние, пользуясь психологией воздействия, пытаются навязать свои условия, зачастую выгодные для них самих. Иногда граждане даже и не подозревают о многочисленных подводных камнях, подписывая соглашение воспользоваться дополнительными услугами. А порой такая подпись ставится от ощущения безвыходности положения. Некоторые люди по своей природе думают, что они не получат желаемое, если будут твердо стоять на своем. Поэтому, в итоге, когда дело доходит до конфликтной ситуации — финансовая организация, имея авторитет и владея ситуацией, остается невиновной. И причиной в данном случае является не нарушение закона самой организацией, а добровольное согласие на определенные бессмысленные условия самого гражданина.
Все же, часто, и сами финансовые структуры умышленно или косвенно нарушают нормы действующего законодательства. И, владея подобными сведениями — граждане имеют полное право подавать свои жалобы, с целью установить справедливость или добиться выгоды для себя, действуя в рамках отведенных законом полномочий. Главным адресатом жалобы является организация “Роспотребнадзор”. К услугам данного предприятия можно прибегнуть тогда, когда банком производятся попытки внести корректировки в уже оформленный договор с клиентом. Также основанием для обращения в Роспотребнадзор является заявление банка об отказе принимать участие в судебном процессе на месте постоянного проживания клиента. В определенных случаях вина банка заключается в неожиданном для клиента повышении процентной ставки по уже взятому кредиту.
Другой структурой, призванной оказывать помощь, предоставлять правовую защиту и давай необходимое руководство гражданам, вовлеченным в финансовые махинации — является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). К ее услугам следует прибегать когда гражданин чувствует на себе огромное давление оформить определенный вид страхования или когда банк умышленно завлекает клиентов прибегая к обманным действиям, включая рекламу, не оправдывающую ожидания.
Еще одна государственная организация, которая способствует порядку и соблюдению закона различными финансовыми предприятиями — это Центробанк РФ. При выявлении каких-либо нарушений со стороны банка или если сотрудниками банка без объяснения причин намеренно скрывается от своих клиентов необходимая им документальная информация по вопросу предоставления определенных услуг — тогда это работа Центробанка.
Однако существует также неофициальные лица, явно действующие в интересах различных финансово-кредитных структур. Это так называемые коллекторы. Их цель состоит в том, чтобы при помощи психологического, а порой даже физического и эмоционального воздействия убедить гражданина согласится на явно не выгодные для себя условия, либо вернуть кредит в очень сжатые сроки, о чем не было сказано в договоре о предоставлении такового. Когда сроки для погашения кредита уже прошли, но банк или кредитная организация осознает, что клиент не собирается предпринимать никаких действий — руки коллекторов полностью развязаны, однако борьба с ними уже в компетенции правоохранительных органов. Но чаще всего клиент остается прав, а запугивание не завершается никакими действиями. Поэтому лучшее, что можно сделать в такой ситуации — это сохранять хладнокровие и стоять на своей правоте.
Жалобы можно подать прямо на горячую линию самой банковской организации. Репутация банка в глазах клиентов очень важна, поэтому нетактичное поведение сотрудников банка обязательно будет взято во внимание руководством. И наказание в таком случае будет полностью соответствовать нарушению. Если вина сотрудника будет доказана или его поведение уже некоторое время вызывало сомнения — он может лишится солидной части заработной платы в виде премии, а в исключительных случаях даже уволен.
Для успешной реализации данного вопроса гражданину нужно не мешкая записать неприятный разговор с сотрудником и при звонке на горячую линию упомянуть о наличии такой записи. При этом следует также помнить фамилию, имя, отчество и занимаемую должность сотрудника, на которого оформляется жалоба.
Жалоба на действия банка или его сотрудников в органы прокуратуры
Органы прокуратуры имеют свою иерархию, разделенную на несколько подразделений в согласии с принципом подотчетности. Так можно перечислить следующие подразделения: республиканская, краевая, областная и Генпрокуратура. Наилучшим исходом для гражданина, конечно же будет решение вопроса именно последней инстанцией, однако генеральная прокуратура обычно рассматривает дела исключительной важности.
Жалобу на действия банка можно подавать для рассмотрения органами прокуратуры только на основании действительно совершенного нарушения или преступления. Зачастую подобные нарушения происходят по причине несвоевременно погашенных финансовых обязательств со стороны гражданина. Тогда банк может прибегнуть к крайним мерам, например: порча имущества, прямы угрозы или через родственников. Подобные вещи тянут на нарушения уголовного кодекса Российской Федерации и заслуживают внимания со стороны правоохранительных органов.
При обращении с жалобой — клиент банка должен обосновать свое заявление предоставив факты и доказательства противоправных действий со стороны банка. Среди прочего — это может быть запись телефонного разговора или личной встречи, информация о входящих звонках или текстовые сообщения. Иначе, без фактических доказательств в рассмотрении вопроса будет отказано.
Обращение с жалобой в Роспотребнадзор, Центробанк и ФАС
Роспотребнадзор является самой востребованной и самой деятельной структурой в решении подобных вопросов, связанных с противозаконными или противоправными действиями банковской организации. В обязанности служащих Роспотребнадзора входит работа по пересчету процентных выплат банковского клиента, а также непосредственное присутствие в зале суда вовремя разбирательства по заявленному делу. Но самое главное то, что Роспотребнадзор имеет полномочия для оказания давления на банковскую или кредитную организацию, чтобы восстановить справедливость и предупредить дальнейшие неправомерные действия. Если же жалоба на действия банка подается от имени целого коллектива — тогда вполне может встать вопрос об отзыве лицензии либо наложение крупных штрафных санкций. Поиск единомышленников для подачи коллективной жалобы доступен на специальных форумах.
Центробанк или Банк России выступает больше в роли органа надзора за всеми банками, имеющими лицензию на деятельность в пределах Российской Федерации. Эта же структура является основным источником законотворческой деятельности в сфере банковского делопроизводства. Поэтому при выявлении каких-либо нарушений, связанных непосредственно с самой деятельностью банка, нужно обращаться с жалобой именно в Центробанк. Среди прочего, это может быть неустанное навязывание определенного рода услуг, которые не могут подпадать под категорию как обязательные. Но для грамотного составления жалобы, с учетом всех нюансов, необходимо проконсультироваться с юристом, а может и составить жалобу вместе с ним. Тогда можно быть более уверенным в положительном исходе, а также в том, что жалоба будет серьезно принята.
Последней доступной для обычных граждан структурой — является Федеральная Антимонопольная Служба. К услугам данной структуры можно обращаться, если банк ведет нечестную игру привлекая клиентов невероятно низкими процентами по кредиту, но на деле налагает на клиента большие затраты, объясняя это техническими причинами или дополнительными сборами. Однако речь о них заходит только тогда, когда клиент начинает подозревать неладное. Это явная спекуляция.
Таким образом законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд организационных структур, которые призваны обеспечить граждан защитой при возникновении конфликтных ситуаций с банками или кредитными компаниями. Эти же структуры могут дать необходимую консультацию и, при потребности, могут оказать правовое воздействие на финансовые предприятия, если нарушение будет выявлено и доказано.
Образец жалобы на действия банка
Скачать образец жалобы на действия банка в формате .doc