Дезорганизация

Добавлено в закладки: 0

Дезорганизация 2Что такое дезорганизация? Описание и определение понятия.

Дезорганизация – это термин который схож по значению с термином «развал работы». Дезорганизация это по сути преднамеренное стремление нарушить установленный порядок, дисциплину, целенаправленное разваливание работы. При этом, разрушенная организация в такой ситуации не заменяется никакими новыми формами. Функционирование системы, подвергнутой дезорганизации, неизбежно ухудшается, или совсем прекращает свою деятельность.

Особенности дезорганизации

Дезорганизация это явление которое может проявляется в любой сфере деятельности с целью разрушить или разладить установленный порядок. Важнейшая субъективной причиной социальных конфликтов, то есть проявления дезорганизации, есть уровень интеллекта, ментальность личности. Недостаток интеллекта зачастую является субъективной причиной социальных конфликтов, когда организующая и агрессивная сторона не может «просчитать» соотношение своих и чужих сил, цену своей победы и поражения и ввязывается в конфликт в расчете на легкую победу, когда есть соответствующие потребности, интересы, убеждения.

ДезорганизацияЯвления дезорганизации имеет силу отражения как на внешней ( формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. К числу социальных причин, дезорганизовывающих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения, или же в таких, для которых является характерной неопределенность социальных ролей, то есть. требований, предъявляемых к индивиду, а так же отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения. Как правило, данное явление связано с ослаблением социально-психологического эффекта общности, которое в свою очередь служит средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания. Дезорганизация общества как правило имеет связь с с дезинтеграцией государственных и общественных устоев, которые не способны удерживать экологические, производственные, экономические, политические, идеологические процессы в нормальных для данного общества рамках. Так же можно отнести природные (землетрясения, наводнения, цунами), техногенные (Чернобыль), экономические, политические, военные катастрофы и события.

Рассмотрим, более детально, что значит дезорганизация.

Социальная дезорганизация, преступность и отклоняющееся поведение

Дезорганизация 3Когда условием существования каждого социального образования, которое складывается в итоге взаимодействия его членов, является его упорядоченность, то есть хотя бы относительная стабильность данного взаимодействия, его организованность, то неизбежной характеристикой каждой социальной системы является проявление элементов социальной дезорганизации. Дезорганизация социальной системы проявляется в появлении видов поведения, содержание которых отклоняется от социальных норм, которые характеризуют в целом систему. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, присущи с неизбежностью каждой социальной системе вместе с ее основой — социальными нормами и социальной организованностью.

Отклоняющееся поведение всегда (хотя и в различной мере) присутствует везде, где действуют социальные нормы. Это могут быть нормы поведения эстетического, морального, этического характера. Проституция, алкоголизм, наркомания — это примеры видов поведения, которые относятся к видам социальных отклонений в границах принятых систем социальных оценок. Определенные виды отклоняющегося поведения государство расценивает, как правонарушения, преступления.

Не существовало и невозможно существование общества без преступности и социальных отклонений. Кроме этого, в каждой социальной системе, в обществе каждого вида социальные отклонения (в том числе преступность) исполняют определенную социальную функцию. Это функция – обеспечить возможность появления отклонений от среднего, нормального вида, сохранить нужный уровень открытости социальной системы к неизбежным переменам.

Дезорганизация 4В этом смысле нужно уточнить понятие «социальная дезорганизация». Ее наиболее очевидным проявлением являются социальные отклонения. При их непропорциональном росте под угрозу ставится непосредственно существование социальной организации этого вида. Но непропорционально ограниченное количество (или полное отсутствие) социальных отклонений ведет также к социальной дезорганизации, так как знаменует потерю данной организацией самого важного условия своего выживания — способности к социальным адекватным переменам, к своевременной адаптации. «Чтобы получила возможность выражения индивидуальность идеалиста, чьи мечты опережают время, нужно, чтобы существовала возможность выразить индивидуальность преступника, который стоит меньше уровня современного ему общества. Одно без другого немыслимо».

Это обстоятельство определяет и функции социального контроля. Неизбежным условием существования каждой социальной организации является наличие очевидных, явных определений полярного характера (зло и добро, аморально и морально, преступно и дозволено и так далее). Санкции, которые применяются за негативные (с точки зрения господствующей системы ценностей) отклонения, служат очевидным, явным проявлением данных ценностей, их очевидным подтверждением. Наглядное подтверждение границ социальной нормы — важная функция социального контроля, которая обеспечивает стабильность этой социальной организации. Проблема заключена в том, что обозначая такие границы, важно не привести систему в состояние стагнации, лишить ее каждого самого важного условия выживания — способности к обновлению, переменам.

Нужно нормы, выход за которые влекут признание отклонением поступка, аномалией, которая подлежит соответствующему влиянию. Для решения данного вопроса необходимо учесть, что в понятие социальной нормы включаются два компонента:

  • объективная (материальная) характеристика конкретного типа поведения, который имеет место в объективной реальности
  • социальная (субъективная) его оценка с точки зрения нежелательности или желательности, вредности или полезности для государства и общества.

Именно оценка такого рода и служит внешним выражением границ социальной нормы, за границами которой лежит область социальных отклонений. Материальное существо конкретного типа деятельности людей и их социальная оценка — нераздельные элементы социальной нормы, они не связываются меж собой жесткой связью. Эта связь подвижна, так как данные социальные оценки конкретных объективных характеристик могут, с одной стороны, запаздывать, отставать от развития, изменения существа социальных явлений; с другой стороны, данная социальная оценка может меняться зависимо от субъективных (социальных) факторов, в ходе эволюции социокультурных ценностей. Именно спустя оценочный компонент проявляется роль политического компонента в том, чтобы определена социальная норма. В оценочном элементе социальной нормы воплощают и главные религиозные, социальные, этические и другие ценности и категории общественного сознания.

Важно подчеДезорганизация 5ркнуть, что данный сплав материального (объективного) и субъективного (социального), оценочного проявляется в конкретных актах действия реальных личностей, являет собой совокупность значимых социально действий, которые не безразличны для общества, а потому получают необходимую оценку. Эта оценка обычно воплощается в норме права, в которой воедино сливаются описание поведенческого акта (диспозиция нормы), отклонения от нормы (гипотеза нормы) и тип правового реагирования (санкция нормы). Оценка нормы, которая выражена в императивной форме, становится для индивида мерой поведения и для государства мерой оценки поведения. Мерой поведения руководствуется индивидуум, оценка обществу (государству) принадлежит.

Однако, проблема, заключена в том, чтобы мера поведения, которая воплощена в норме права, располагалась в оптимальном соотношении с поведенческими реальными актами, которые образуют социальную норму. При этом необходимо иметь в виду различие, существующее между социальными идеалами и социальной нормой, то есть представлениями о том желаемом состоянии социальных явлений (объектов, процессов, предметов и так далее), которое пока не достигнуто, но достижение которого (с точки зрения необходимых социальных ценностей) составляет цель общественного развития.

Преступность и правонарушения

НДезорганизация 6арастающая социальная дезорганизация проводит к потере социальными институтами этого общества возможности реализовать главную функцию — удовлетворение некоторой социальной потребности. Социальная неудовлетворенная потребность ведет к стихийным проявлениям нерегулированных нормативно видов деятельности, которые стремятся исполнить функцию законных институтов, но за счет существующих правил и норм. В крайних проявлениях такая активность может проявиться в преступных, противоправных действиях.

Преступность, которая возникает в связи с дисфункцией социальных институтов, имеет, по преимуществу инструментальный, то есть направленный к тому, чтобы достигнуть определенной цели, и структурированный, так сказать взаимосвязанный внутренне характер. Ее признаки — это планируемость преступной деятельности, элементы организованности, систематичность, то есть распределение преступных ролей. Подобные черты структурированной преступности связываются с ее функцией — это удовлетворение потребности незаконным путем, не обеспечиваемой в должной степени социальными институтами или не признаваемой. Такая узкая функциональность, удовлетворение отдельной социальной потребности, вместе с тем ведет к дезорганизации общих социальных систем.

Дисфункции политических институтов, которые вырастают из дезорганизации общества, связанные часто со сменой форм государственного правления, в условиях ослабления легитимности государственной власти могут вызвать рост противогосударственных, политических преступлений (удержание власти или насильственный захват, насильственное изменение конституционного строя, публичные призывы к данному изменению, терроризм и так далее). Преступность функционально связывается с протеканием социальных процессов, которые определяют направления и характер общественного развития, содержание социальных перемен.

Политическое насилие, модернизация, стабильность

В качестве доминирующего тДезорганизация 8ипа социальных изменений рассматривают процесс модернизации, который в различной степени охватывает страны мира, которые разделяются по данному критерию на модернизированные (развитые), традиционные и развивающиеся страны. В качестве показателей уровня модернизации рассматривают: процент валового национального дохода, процент городских жителей; который получается от сельского хозяйства; процент занятых в сельском хозяйстве; доход на душу населения; распространенность коммуникации и средств массовой информации; уровень участия в политике (стабильность исполнительной власти, голосование); социальные блага (грамотность, образование, продолжительность жизни). Таковы главные условия, которые влияют на уровень политического насилия в обществе.

По общему правилу страны, которые модернизированы, проявляют меньший уровень насилия и политических беспорядков, чем тог, который есть в менее развитых странах. Наличие модернизированных средств массовой коммуникации, экономическая модернизация, уровень здоровья, образования, участие в политической жизни ассоциируют с меньшим уровнем политического насилия.

Политическое насилие связано непосредственно с уровнем стабильности этого общества. На шкале, которая ранжируется по степени нарастания уровня политической нестабильности, отмечают такие показатели роста нестабильности: от 0 до 6.

  • Нулевой уровень — это признак нормального уровня политической стабильности — считаются проводимые регулярно выборы;
  • первый уровень роста нестабильности — это частые смены (отставки или увольнения) правительства;
  • такой признак нарастания нестабильности — это демонстрации и аресты, сопровождающие их;
  • еще более серьезный показатель уровня нестабильности — это убийство (покушение на жизнь) политических деятелей (помимо главы государства);
  • дальнейший показатель роста данного уровня — это убийство (или покушение на жизнь) главы государства или терроризм;
  • следующий уровень — это партизанская война или государственный переворот;
  • высший (седьмый) уроень — это массовые казни или гражданская война.

Уровень насилия и политическое развитие

Как насилие влияет на уровень дезорганизации? Тут есть обратная зависимость. Чем больше дезорганизация, тем больше будет насилия в обществе, потому что не будет контроля. Уровень политического насилия также завДезорганизация 7исит от характера существующего режима. Характер режима можно оценить по степени преобладания в процессе контроля общественных отношений или принудительных методов или способов разрешительного характера (разрешающий режим и принуждающий режим). В качестве групп, который позволяют судить о данного вида характеристиках политического режима в конкретной стране, выступают данные о наличии законной конкуренции, соревнования в политической системе (многопартийность и так далее), об уровне ограничения полицией свобод граждан. Согласно общему правилу, самым меньшим насилием характеризуются страны с наиболее разрешительным режимом. Политическое насилие увеличивается с ростом принудительности режима, однако несколько уменьшается в условиях крайней, максимальной принудительности данного режима.

Уровень политического развития связан также с уровнем насилия. Индикаторами политического развития служат показатели участия населения в решении политических вопросов, решениях правительства и в политических группировках и существования влиятельной законодательной власти и уровня свободы прессы. В условиях, когда политическая партия или военные играют в политике лишь собственную, специализированную роль, — налицо условия для плюрализма и демократии. В условиях, когда данные структуры монополизируют область политики, создают условия для господства авторитарной элиты.

Политическое развитие, которое связано с ростом демократических структур, оказывается связанным тесно с социальным и экономическим развитием. Чем больше уровень политического развития общества, тем больше уровень грамотности и доходов населения. Тенденции политического насилия по- иному выглядят. С ростом социального и экономического секторов общества меняется политическая система. Такие изменения, развитие экономики, социальной области ведут к росту политического насилия и социальных конфликтов, уменьшению уровня политической стабильности. Но когда страна достигает полной модернизации (поголовная грамотность населения — важный показатель), а экономика — уровня массового потребления (душевой доход намного превосходит уровень, достаточный только для поддержания существования), усиливается политическая стабильность и уровень насилия уменьшается.

Таким образом, легитимность власти, темпы и особенности социальных перемен, характер режима, степень модернизации общества, уровень политического развития — таковы социологические характеристики, которые определяют условия появления, тенденции и состояние политической преступности, вскрывают ее производный характер, ее зависимость от состояния политических институтов этого общества и протекают в нем социальных процессов. Модернизированные страны при этом характеризуются меньшим уровнем насилия и политических беспорядков, а менее развитые страны — большим.

Насилие и характер политического режима

Уровень политического насилДезорганизация 9ия связано с положениями этой страны на шкале «разрешительный режим — запретительный режим». В странах разрешительного режима — самый меньший уровень политического насилия. Последнее увеличивается с ростом принудительности режима, но уменьшается на определенную степень в условиях крайнего принуждения. Ту же тенденцию проявляет и показатель политической нестабильности. В отличие от этого, уровень модернизации уменьшается по мере перехода от весьма разрешительного режима (самый высший уровень модернизации) к условиям принудительного крайне режима (самый низкий уровень модернизации).

Демократические страны характеризуются низким уровнем политических возмущений, хотя правительства стран с тоталитарным, репрессивным режимом способны эффективно подавлять открытые выражения народного недовольства. Именно правительства в странах средней разрешительности режима и среднего уровня политического развития сталкиваются с самыми большими политическими возмущениями.

Экономическая преступность

Экономическая преступность являет собой явление, которое возникает в связи и в ходе взаимодействия экономики и государства. В итоге этого взаимодействия государственные структуры, которые располагают правовым и политическим ресурсом власти, пересекаются с субъектами хозяйственных отношений, экономическими институтами, которые располагают материальными (денежными, имущественными) ресурсами. Принципиальным в этом отношении является объем полномочий государства в области экономических отношений, где экономика, отношения собственности являются объектом, а государство — субъектом контроля экономики.

Ликвидация в советской России института частной собственности, его делегализация создали ситуацию, когда государство одновременно являлось собственником и единственным регулятором отношений собственности. Функция обладания (распоряжения, владения) слилась с функцией регулирования и контроля; насильственные способы командной экономики обеспечили абсолютную монополию государственной собственность, неподконтрольную, полную свободу распоряжения ею агентами политической власти. Там, где нет разделения объекта и субъекта контроля, где они слиты воедино, оканчивается регулирование и начинается произвол, так как реальный контроль предусматривает ориентированное целесообразно ограничение деятельности объекта контроля со стороны регулирующего субъекта на основании принципов, норм и правил, которые обязательны для них обоих.

История развития дезорганизации

Ничто так не постоянно, как непостоянство. И одним из видов непостоянства является дезорганизация. В реальности чДезорганизация 10астная собственность в советской России не была полностью ликвидирована, наравне с рыночными отношениями она продолжала существовать фактически, нелегально, являясь реальной и нераздельной чертой экономики, составляя костяк экономической преступности в рамках законодательства того периода. Нелегальное положение частного предпринимателя в экономике привело к возникновению особого рода симбиоза носителей политической власти (ресурс — власть, насилие) и нелегального частного собственника (ресурс — деньги), в котором экономический субъект покупает преступным путем саму возможность существования. Со своей стороны, в подобной ситуации носители власти попадают в зависимость от нелегальных «данников», возникает жизненный интерес в сохранении их нелегального статуса — залога поступления обильной «дани». Легализация частной собственности лишает носителей власти подобного способа обогащения.

Легализация частной собственности, развитие рыночных отношений в российском обществе 1990-х гг. вводят новые элементы во взаимодействие государства и экономики. Нормальным, рыночным легальным отношениям угрожают две опасности. Первая — в форме преступных посягательств должностных лиц государства, которое злоупотребляет властью, торгуют собственным правом принимать решения в области экономики. Сберегается сращивание деятелей преступного, нелегального бизнеса (контрабанда, торговля оружием, наркотики и так далее) с покровителями из количества коррумпированных должностных лиц, взаимно защищающих и питающих друг друга. Вторая опасность — со стороны самих участников рыночных отношений, тех из них, кто желает получить прибыль не в итоге добросовестной конкуренции, а при помощи получения при помощью подкупа должностных лиц необоснованных льгот и привилегий.

В этих условиях незаконный выигрыш одних обозначает соответствующий проигрыш других, так как купленная привилегия перемещает блага, объем которых всегда ограничен, в пользу взяткодателя за счет тех, кто взяток не дает, или ставит совершающего подкуп в более выгодную по сравнению с прочими, но позицию, не заслуженную им. Подрывает рыночную экономику обман потребителя, получение прибыли при помощи укрытия от оплаты налогов, в итоге сговора о фиксации цен на рынке и так далее. Наконец, может быть полный отказ от конкуренции в ситуациях преступного посягательства на имущество конкурента или на его жизнь (заказные убийства).

Условия для дезорганизации

Без достижения реального доминирования на рынке влиятельного, легального, частного капитала не является возможным серьезный рост производительной экономики. Достигнуть такого доминирования ведет к двум последствиям, которые имеют социокриминологическое значение. Маргинальное (окраинное, вторичное, подчиненное) положение частного капитала ведет к тому, что отношения, устанавливаемые в ходе экономических взаимодействий, меж хозяйствующими субъектами носят несистематический, часто случайный, в большинстве хаотический характер. В такой ситуации появляют тенденция к одномоментному применению актуальной ситуации, не сдерживаемому необходимостью учитывать последствия в дальнейшем наличного взаимодействия, появляется стремление получить максимум выигрыша любыми, включая противоправные, преступными путями (скрыться и получить кредит, исчезнуть и учредить фиктивную фирму, присвоить прибыль, разорив акционеров, обворовав партнеров и так далее).

Лишь в условиях доминирования в экономике частного капитала вступает в действие закономерность, в согласии с которой максимальная прибыль достигается не экономическим разбоем, а ориентированной, стабильной на перспективу торговой и производственной деятельностью. Только в данных условиях становится очевидным, что реальный экономический успех связан с ориентации на предсказуемые, стабильные действия партнеров, что честность выгодна экономически, надежная деловая репутация — условие получения реальной прибыли, превосходящей намного преступную «добычу». В данных условиях реализуют алгоритм рыночного предпринимательства: заем (кредит) + вложение (инвестиция) = прибыль.

Слово «кредит» в переводе означает «доверие». Данная моральная категория оказывается встроенной в структуру рыночных стабильных отношений. Элементарная, первоначальная ячейка рыночных отношений (обмен товара на деньги или денег на товар) имеет важной особенностью. Данный обмен не может никогда быть одномоментным, синхронным (один контрагент посылает деньги и потом получает товар или посылает, передает товар и потом получает деньги), временной разрыв тут неизбежен, кто-то кому-то должен довериться, быть уверенным в гарантированном продолжении этого взаимодействия, в ненарушимости соответствующих договорных отношений. Перспективы успешной борьбы с экономической преступностью, следовательно, связаны прямо со становлением и развитием в экономике частного легального капитала и стабильного рынка.

Мы коротко рассмотрели дезорганизация. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Дезорганизация”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: