Добавлено в закладки: 0
Что такое императив? Описание и определение понятия.
Императив – это настоятельное требование или совокупность требований, которые предусматривают решение ситуации и проблемы. Термин возник от латинского слова imperativus, что означает в переводе повелительный. Императив в политике подразумевается как неукоснительное выполнение требований, которые предписаны определённому типу взаимоотношений меж экономическими партнёрами, социальными группами, внешними и внутренними производственными компаниями и меж государственными представителями.
Императи́в (лат. imperativus) — это закон, требование, приказ.С возникновением кантовской «Критики практического разума» императив — эо тобщезначимое предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, которое выражает долженствование (объективное принуждение поступать определенным образом, а не иначе).
Гипотетический императив и императив нравственности
Гипотетический императив имеет силу только при известных условиях; категорический императив выражает неуклонное, безусловное долженствование, он устанавливает принцип и форму, которым необходимо следовать в поведении.
Императив нравственности или категорический императив, формулируется Кантом так: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в любое время стать принципом всеобщего законодательства».
Рассмотрим, более детально, что значит императив.
Особенности императива
В среде ученых различных специальностей в последние 15-20 лет и в политических кругах большинства стран мира более активно обсуждают вопрос о том, что необходимо создать национальную и международную стратегию устойчивого развития. Так как масштабы современной общественно-политической, бытовой, производственной деятельности людей в рамках мирового сообщества настолько внушительны, что порождают все больше новых ситуаций кризиса и глобальных противоречий, которые поднимают перед правительствами, учеными, населением Земли глобальные проблемы о возможностях существования в дальнейшем человеческой цивилизации. Из них две группы проблем, которые связаны тесно между собой, имеют в особенности важный характер. Первая — это влияние на природу техногенных и антропогенных факторов, что порождает экологический глобальный кризис. Человечество, в основном, промышленно развитые страны, поглощают такое число минеральных природных ресурсов, в особенности невозобновляемых (газа, нефти, угля и так далее), что продолжение производства в дальнейшем в прошлых объемах и имеюшимися индустриальными методами ведет не просто к истощению этих ресурсов, но ставит под угрозу существование природы и биосферы.
Вторая — это неравенство в экономической, научно-технической, политической, интеллектуальной областях меж промышленно развитыми странами, так называемым «золотым миллиардом», и прочими странам и социально-экономическое неравенство в разных странах.
Императивы в экономике
Опасности такого рода для всего человечества в последние десятилетия осознаются уже на уровне правительств, политических деятелей разных стран, международных политических и экономических организаций. Это проявилось в созыве нескольких международных конференций, форумов, встреч руководителей различных стран, на которых обсуждалась сложившаяся ситуация.
Так, в 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по развитию и окружающей среде на уровне глав правительств и государств, которая указала на появляющиеся перед мировым сообществом проблемы и необходимость устойчивого глобального развития (sustainable development; необходимо сразу заметить, что, с нашей точки зрения, русский перевод данного выражения как «устойчивое развитие» является неудачным. Смысл этого понятия — это самоподдерживаемое развитие, т. е. развитие общества, согласованное с развитием и состоянием природы, окружающей среды, в итоге природа и общество необходимо рассматривать, как единую целостную систему).
Председатель Конференции Президент Бразилии Коллор де Мелло Фернандо так определил цели ее проведения: «Мы собрались, чтобы снабдить прогресс в разрешении общей задачи, которая основана на двух фундаментальных положениях — окружающая среда и развитие. Мы принимаем нравственную обязанность и историческую необходимость сформировать новую модель (развития), в которой благополучие всех и сбережение окружающей среды обязательно были бы синонимами… Мы не можем снабдить экологическую безопасность планеты в несправедливом социально мире».
Императив стабильного развития, его осознание в науке складывали в течение ряда десятилетий. В научной литературе в этой связи называют концепцию ноосферы необходимого отечественного ученого академика Вернадского В. И., известные доклады представителей Римского клуба и определенные течения социально-экономической и философской мысли. Концепция Вернадского имеет общенаучный и философский характер, и суть се, коротко говоря, заключена в следующем: человеческий разум достигает ныне такого могущества, что познавая законы природы, развивая технологию и технику, становится не только геологической, но и социальной силой. Появляются новые формы обмена энергией и веществом меж природой и обществом, углубляется и расширяется биогеохимическое и другое воздействие на природу человека. В итоге биосферу превращают в ноосферу, то есть переходит в высшую, новую стадию. Природа и общество должны и могут рассматриваться в качестве некоторой целостности.
Римский клуб — это объединение некоторых политиков, ученых, общественных деятелей, неформальная организация. В ряде своих докладов в 1970-1980-х гг. его представители доказали, что продолжение прошлой политики неконтролируемого экономического роста губит природу, вызывает истощение природных ресурсов планеты. Данная идея в особенности отчетливо выражена в известном докладе Медоуза Д. «Пределы роста». Авторы доклада наряду с этим доказывали, что ввиду ситуации, которая сложилась в мировой экономике, нужно установить границы экономического развития и роста, в первую очередь не допустить превращения стран «третьего мира» в развитые индустриально страны западно-европейского или североамериканского уровня. Иначе по мысли докладчиков, может случиться глобальная катастрофа ввиду исчерпанности природных — минеральных, материальных, продовольственных и других ресурсов и необратимого поражения природной среды обитания человека.
Императив стабильного развития
Императив стабильного развития имеет и региональные, и национальные, и глобальные аспекты. Он касается непосредственно перспектив развития Российской Федерации в дальнейшем в указанных аспектах. В 1996 г. издали Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в котором предложили внести на рассмотрение Президента разработать проект Государственной стратегии стабильного развития РФ. Разработка Государственной стратегии стабильного развития России сталкивается вместе с двумя группами проблем, которые являются и практичсско-политическими, и научно-исследовательскими,. Первая группа связывается с состоянием экологического современного кризиса и перспективами разрешения. Дело в том, что кризис одновременно является, как глобальным, так и внутрироссийским. Другими словами, научное, правильное определение сущности кризиса и способов его разрешения возможно только при сбалансированности и учете потребностей и интересов мирового сообщества и потребностей и интересов российского многоэтнического народа, российского общества. В данной связи небезынтересно привести мнение президента Римского клуба Р. Диес-Хохлайтнера: «Концепция стабильного развития будет иметь право на существование лишь тогда, когда полностью будут учтены особенности всех стран, оценены ее перспективы и ресурсы сельскохозяйственного и промышленного развития, проанализированы тенденции мировой торговли, исследуется экологическая жизнеспособность глобальной экономики. Пока не установим гранично допустимый уровень загрязнения и не договоримся о том, как компенсировать ущерб, применяя механизмы влияния, которые находятся в распоряжении мировой общественности, не получится гармоничное и устойчивое развитие мира».
Другая группа проблем не меньше, а, возможно, больше сложная. Идет речь о кризисе глобального распространения в течение нескольких веков такой модели социально-экономического развития, которая базируется на представлениях об эффективности и безусловных преимуществах рыночных капиталистических отношений, необходимости и возможности бесконечного эксплуатирования природных ресурсов, природных богатств, неизбежности разделения мирового сообщества на благополучные, развитые страны («золотой миллиард»), в которых господствует обрабатывающая промышленность, экологически чистое, наукоемкое производство, и слаборазвитые страны, где доминирует экологически «грязные» технологии, добывающая промышленность.
Не секрет, что данную модель экономическо-социального развития в неявной или явной форме поддерживают некоторые видные западные ученых, политических деятелей, представителей транснациональных компаний. И не лишь поддерживают, но через государственные органы определенных западных стран и сквозь некоторые международные организации стремятся всему миру навязать представления, что такая модель — единственно приемлемая, единственно возможная модель стабильного развития в современных условиях.
Противоречивость понятия императива
Но такие взгляды подвергаются критике от не только ученых и общественных и государственных деятелей развивающихся стран, но и проницательных дальновидных интеллектуалов развитых Запада. Они подчеркивают исчерпанность капиталистического неконтролируемого рыночного развития, несправедливость разделения мирового сообщества на «страны-изгои» и «страны благополучные». Так, в Рио-де-Жанейро на упоминавшейся Конференции 1992 г. Генеральный секретарь Конференции Стронг заявил: «Эта модель роста и структура потребления и производства, которая связана с ней, не являются стабильными для богатых и их нельзя взять на вооружение бедными. Следование по данному пути может спровоцировать конец нашей цивилизации… Разрушительный и расточительный образ жизни богатых не может сберегаться за счет условий существования природы и бедных и жизни».
Некоторые крупные ученые (к примеру, академик РАН Коптюг В. и др.) подчеркивают, что основной вопрос — это вопрос совместимости стабильного развития и рыночных отношений, так как первое предусматривает доминирование планомерного и сознательного контроля, а второе — элементов стихийности, неуправляемости, неконтролируемости.
Императив в экологии
Другие большие ученые (академик РАН Моисеев И. И. и др.) полагают, что речь должна идти не только о бережном отношении к природе, ее сбережении для будущих поколений, и о всецелом осознании необходимости перехода социума к новому виду эволюции, так называемой коэволюции, то есть гармоничному совместному развитию общества и природы. Моисеев считает абсолютно недостаточными и иллюзорными представления о том, что когда мы научимся окружающую среду не загрязнять промышленными отходами и не разрушать живой мир, то гарантировано будущее наше. Конечно, «сбережение живой природы — условие абсолютно необходимое, однако недостаточное». Ситуация намного серьезнее. Проблема стабильного развития — «это проблема образования новой цивилизации». Мы не знаем, какой эта цивилизация будет, однако мы твердо убеждены, что путь развития при помощи покорения природы, при помощи покорения одних стран другими, одних народов другими, одних людей другими, этот путь фактически исчерпал собственные возможности. Он вызвал современный экологический кризис, кризис социально-экономического развития мирового сообщества. На повестке дня — выработка «стратегии переходного периода к такому состоянию общества и природы, которое мы сможем характеризовать терминами “эпоха ноосферы” или “коэволюция”».
Как видим, концепция Моисеева весьма перспективная, основательная, глубокая теоретически. Она в наиболее масштабной и острой форме ставит задачу осмысления кризиса современной цивилизации и разработки сознательно современной стратегии ее исторического и социального развития.
Мы коротко рассмотрели императив: гипотетический, нравственности, в экологии, экономике, стабильного развития, а также его противоречивость. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.