Добавлено в закладки: 0
Что такое деловая игра? Описание и определение понятия.
Деловая игра – это моделирование поведения руководителя и процессов принятия управленческих решений. Участники в ходе игры проходят поэтапное обучение тонкостям управления, обсуждают вместе варианты принятия решений, вступают друг с другом в сотруднические, сопернические, формальные и прочие деловые отношения. Игроки также тренируются в ведении переговоров и оформлении договоров. Зависимо от целей, которые участники деловой игры преследуют, она может быть нескольких типов: обучающая, аттестационная, исследовательская, управленческая.
Деловая игра является методом имитации принятия решений руководящих сотрудников или специалистов в разных производственных ситуациях, который осуществляется по заданным правилам человеком или группой людей с ПК в диалоговом режиме, при наличии информационной неопределённостии конфликтных ситуаций.
История возникновения
Первая деловая игра была создана и проведена в 1932 году в СССР М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (известном ныне, как ИНЖЭКОН). Деловые игры в 1938 году в СССР постигла участь научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение состоялось лишь в 60-х гг., после того как возникли первые деловые игры в США.
Деловая игра зародилась в качестве инструмента поиска управленческих решений в условиях многофакторности и неопределённости. В настоящее время они применяются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из способов активного обучения, при проведении психологических социальных тренингов и на производстве для разрешения социальных, производственных и психологических задач. Во всех случаях есть «двуплановость деловой игры» и решаются не только профессиональные или игровые задачи, но одновременно происходит воспитание и обучение участников. Развитие компьютерных технологий вызвало создание целого ряда компьютерных аналогов стандартных деловых игр и новой категории сложных экономических компьютерных игр, но и к созданию многопользовательских больших бизнес-симуляций, онлайн-платформ являющих из себя среду для проведения и генерации нового поколения онлайн деловых игр и дистанционных тренингов.
Психолого-педагогические принципы организации деловой игры
- принцип имитационного моделирования динамики и конкретных условий производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии личностных, служебных, социальных связей является основанием методов интерактивного обучения;
- принцип игрового моделирования форм и содержания профессиональной деятельности. Реализация данного принципа является необходимым условием для учебной игры, так как несет в себе обучающие функции;
- принцип совместной деятельности. Этот принцип в деловой игре требует реализации при помощи вовлечения нескольких участников в познавательную деятельность. Он требует от разработчика характеристики и выбора ролей, определения их интересов, полномочий и средств деятельности. При этом моделируются и выявляются наиболее характерные типы профессионального взаимодействия «должностных» лиц;
- принцип диалогического общения. В этом принципе закладывается нужное условие для достижения учебных целей. Лишь дискуссия, диалог с наибольшим участием всех играющих может породить в действительности творческую работу. Коллективное всестороннее обсуждение учебного материала обучающимися дает возможность добиться комплексного представления ими значимых профессионально процессов и деятельности.
- принцип двуплановости; Принцип двуплановости отражает процесс развития личностных реальных характеристик специалиста в игровых «мнимых» условиях. Разработчик перед обучающимся ставит цели двоякого рода, которые отражают игровой и реальный контексты в учебной деятельности.
- принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса развёртывания её в игровой деятельности.
Цели использования
- воспитание системного мышления специалиста, которое включает целостное понимание не лишь общества и природы, но и своего места, себя в мире;
- формирование профессиональных и познавательных интересов и мотивов;
- обучение коллективной практической и мыслительной работе, формирование навыков и умений социального взаимодействия и общения, навыков совместного и индивидуального принятия решений;
- передача целостного представления о профессиональной деятельности и её больших фрагментах с учётом личностного эмоционального восприятия;
- обучение способам моделирования, включая математическое, инженерное и социальное проектирование;
- воспитание уважения к социальным ценностям, ответственного отношения к делу, установкам общества и коллектива в целом.
Признаки деловой игры
Характерные признаки деловой игры возможно представить таким перечнем:
- Реализация процесса «цепочки решений». Так как моделируемая система в деловой игре, рассматривается как динамическая, это вызовет то, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, которое принимается участниками игры на первой стадии, оказывает влияние на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния в игровой комплекс поступает, и на основании полученной информации участники игры вырабатывают решение на второй стадии игры и так далее
- Моделирование процесса деятельности (труда) руководящих специалистов и работников организаций и предприятий по выработке управленческих решений.
- Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют появлению конфликта интересов, противоречий меж участниками.
- Распределение ролей меж участниками игры.
- Взаимодействие участников, которые исполняют определенные роли.
- Наличие эмоционального управляемого напряжения.
- Коллективная выработка участниками игры решений.
- Наличие у всего игрового коллектива общей игровой цели.
- Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.
- Многоальтернативность решений.
Структура деловой игры
Соответственно с представлением об общей структуре способов активного обучения, центральным, ключевым элементом является имитационная модель объекта, так как лишь она дает возможность реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать профессиональная деятельность, организация, совокупность физических явлений или законов и тому подобное. В сочетании со средой (внешнее окружение имитационной модели), имитационная модель образует проблемное содержание игры.
Мы коротко рассмотрели деловую игру: история, цели использования, признаки, структура. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.