Добавлено в закладки: 0
Что такое законодательство антимонопольное? Описание и определение понятия.
Законодательство антимонопольное –это набор норм права и законодательных актов, по которым государство защищает свободу рыночных отношений, создавая нужные барьеры против экономических монополий производителя.
Эти барьеры могут представляться в виде ограничений в получении кредитов, налогов, запретов в установке самопроизвольного ценового образования.
Комплекс мер, которые принимаются антимонопольным законодательством, должен сохранить и создать благоприятные условия для развития среднего и малого бизнеса, поддерживая тем самым здоровое состояние экономики страны.
Рассмотрим, более детально, что значит антимонопольное законодательство.
Одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.
В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Формы государственного участия в управлении деятельностью этих отраслей могут различаться от полномасштабного руководства (например, в рамках национальных отраслей или же предприятий государственной собственности) до регулирования только отдельных аспектов деятельности частных компаний, которые сохраняются в этих отраслях (определение важнейших ориентиров и тенденций их развития).
В странах с капиталистически ориентированной экономикой правительства всеми силами стараются в какой-то степени противостоять монополизму. Делают они это поддерживая и поощряя здоровую конкуренцию.
Во всех без исключения странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, которые контролируют и ограничивают монопольную власть.
Антимонопольная политика государства – это система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового и психологического характера, которая препятствует проявлениям антиконкурентного поведения и способствует здоровому и эффективному функционированию рыночной экономики. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также на защиту прав потребителей.
Направления антимонопольной политики и антимонопольного законодательства государства
Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
- прямое регулирование цен (установление законодательством государства максимально допустимых цен на продукцию монополиста);
- налогообложение (двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска; и поушального, то есть взимаемого независимо от объема выпуска- например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности);
- регулирование естественных монополий (монопольную политику разрабатывает и реализует государство; во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство).
Государственное регулирование
В каждой стране создаются различные органы для регулирования монополий. Их целью является поддержание конкуренции на рынке, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости других фирм от монополий. Для регулирования монополий создается законодательство, в котором указывается правило их функционирования на рынке.
Прямое государственное регулирование. Чаще всего механизм и границы государственного регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, на данный момент в Российской Федерации действует Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, которые относятся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного влияния и регулирования.
Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, который позволяет существенно снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В российском законодательстве, в частности, этому способу уделяется наибольшее внимание.
Антимонопольные мероприятия до перехода к рынку. Антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Необходимо заблаговременное создание системы мер противодействия монополиям (то есть создание четкого антимонопольного законодательства).
Антимонопольные мероприятия. Стоит отметить, что антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не ставит цель запретить и ликвидировать все монополии. В современном обществе наконец-то стали понимать, что монополия, как фактор роста прибыли, не может быть полностью уничтожена. Поэтому главной задачей антимонопольной политики и антимонопольного законодательства является то, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, а также исключить возможность злоупотребления монопольным положением. Кстати сказать, что еще в середине позапрошлого столетия Карл Маркс пришел к выводу, что появление монополий требует обязательного государственного вмешательства для эффективного его регулирования.
Цели антимонопольного законодательства
Главная цель антимонопольного законодательства заключается в защите и сохранении свободной здоровой конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции.
Конкретно же можно сформулировать такие цели:
- ограничение деятельности монополий,
- поддержка и содействие малому бизнесу,
- защита прав потребителя.
Государственный контроль за капиталом
Государственный контроль над процессом аккумуляции капитала, а также штрафные финансовые санкции, если имеют место нарушения антимонопольного законодательства, играют очень важное значение .
Государство для проведения антимонопольной политики создает антимонопольные законы и антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль над монополистическими тенденциями в стране.
Стоит учесть, что тотальная антимонопольная политика государства способна нанести даже непоправимый вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без тщательнейшей оценки той или иной проблемы, запрещает естественное увеличение фирм, которое было бы даже полезно и в то же время создало бы хорошие предпосылки для здоровой конкурентной борьбы с отечественными или зарубежными конкурентами.
Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что не во всех случаях антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности и часто не позволяет достаточно точно устанавливать реальные размеры и степень монополизации рынка. Но в целом оно, конечно же, способствует созданию условий для развития необходимой здоровой конкуренции. И между прочим, за нарушения антимонопольного законодательства предусматривается внушительная уголовная и гражданская ответственность.
Антимонопольное законодательство за рубежом
В настоящее время во всех промышленно развитых странах осуществляется правовое регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции. Это делается для того, чтобы хоть как-то смягчить социальные и экономические последствия монополизма.
Одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики является разработка и принятие антимонопольного законодательства. На сегодняшний день главная особенность этого законодательства заключается в том, что оно направлено на защиту прав потребителей и направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, а также на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.
Стоит отметить, что в истории антимонопольного законодательства сложилось два типа антимонопольных законов. Один из них ( антитрестовское законодательство Соединенных штатов Америки) просто предусматривает формальное запрещение монополии, а другой ( европейская система антимонопольного законодательства) предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим доминирующим положением на рынке. В странах, где работает европейская система антимонопольного законодательства предусмотрена обязательная регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. Если эти соглашения противоречат каким-то публичным интересам, они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.
Американская система антимонопольного законодательства принята, например, в Аргентине и ряде других стран. Европейская система действует в странах Западной Европы , в ЮАР, в Австралии и в Новой Зеландии.
Между этими двумя системами есть и промежуточное положение. Например такое положение занимает законодательство Федеративной республики Германии, что вполне объясняется фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает просто огромное количество исключений из этого правила.
Государственный контроль за монополиями за рубежом
Реализация положений антимонопольного законодательства зарубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке.
В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Опыт антимонопольного законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования и пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности:
- отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (например в таких странах: Испания, Швейцария , Австрия, ФРГ, Канада);
- антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Франция, Италия );
- антимонопольные или антитрестовские законы, а также и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (США, Великобритания).
Антимонопольная политика в России
Как это ни станно, но необходимость государственного регулирования и жесткого контроля естественных монополий была осознана российской государственной властью лишь к 1994 году.
Первый проект Закона ( он был назван «О естественных монополиях») был подготовлен работниками Российского центра приватизации по поручению Государственного комитета по антимонопольной политике Российской Федерации в начале 1994 года. После этого проект еще неоднократно дорабатывался зарубежными экспертами и российскими, а также согласовывался с разными отраслевыми министерствами и компаниями (например, с Министерством путей сообщения, с Министерством связи, с Министерством транспорта, с Министерством по атомной энергетике и другими). Выступали против проекта многие отраслевые министерства, но Государственному комитету по антимонопольной политике и Министерству экономики все же удалось успешно преодолеть их сопротивление. И уже в августе этого же года правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Государственную Думу.
В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости, а именно:
члены правлений регулирующих органов, которые назначаются на продолжительный срок, не могут быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда;
предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, а также владение акциями регулируемых компаний (чтобы избежать преследование собственных интересов).
Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, которые были позаимствованы из многолетнего опыта и практики регулирования во многих зарубежных странах, были или значительно сглажены, или вообще изъяты, что, конечно, ставит под сомнение возможность принятия правильных решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил.
К 1995 году была сформирована лишь одна система регулирующих органов, которая действовала за рамками отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 году для того, чтобы регулировать тарифы на электроэнергию и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (например Министерством экономики, Министерством топливной энергетики, Министерством путей сообщения, Министерством связи).
К январю 1996 года были приняты три указа Президента Российской Федерации о создании специальных государственных служб по регулированию естественных монополий в связи и транспорте, а также в Топливно-энергетическом комплексе. Позже, в марте-апреле были опубликованы новые постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала.
Антимонопольная деятельность и антимонопольное законодательство в России сегодня
На данный момент основными методами регулирования антимонопольной деятельности в России являются:
- регулирование цен, то есть ценовое определение тарифов и цен или назначение их предельно допустимого уровня;
- определение числа потребителей для обязательного обслуживания или установление минимального уровня для их обеспечения.
Органы регулирования обязаны контролировать разные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая даже крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества и сделки по приобретению прав собственности.
Зарубежные опыт и многолетняя практика регулирования показывает, что главным в этой деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные, но очень эффективные решения.
Подводя итог вышесказанному, сделаем вывод, что в целом в Российской Федерации были предприняты некоторые важные и необходимые меры в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий, равно как и созданы были антимонопольные законы, но еще предстоит многое сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования. Можно сказать, что в Российской Федерации антимонопольное законодательство находится в процессе постоянного развития и совершенствования.
Мы коротко рассмотрели антимонопольное законодательство и его основные цели и направления, а также антимонопольную политику и антимонопольное законодательство Российской Федерации в настоящее время.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.