Монополизм

Добавлено в закладки: 0

Что такое монополизм? Описание и определение понятия

Монополизм – это преобладание одного или нескольких продавцов или производителей на рынке услуг и товаров, которые объединяются для завоевания рынка потребителей, подавления конкурентов и установления контроля над образованием цен или действиями субъектов экономики, которые направлены на подчинение рынка и установление контроля над ценами.

Есть несколько типов монополий: конгломерат, естественная монополия, олигополия, монопсония и синдикат.

Контроль монополий

МонополизмВ каждой стране создают разные органы для контроля монополий. Их цель — это поддержание на рынке конкуренции, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости прочих компаний от монополий. Для контроля монополий создают законодательство, в котором указывают правило их функционирования на рынке. В сравнении с прочими типами естественные монополии контролировать сложнее всего. Тогда появляется вопрос об экономической обоснованности их деятельности, законодательное установление доходности или цен. Еще применяется контроль отношений собственности — выясняют конкретные бенефицианты и лица, которые принимают решения о деятельности монополии.

Первый шаг — это выявление типов деятельности, которым свойственна естественная монополия. Следующий шаг — это проверка обоснованности цен и затрат. После проверки обоснованности цен и затрат и их утверждения государством последующие изменения, которые провоцируют монополии будут наблюдаться лишь после проверки антимонопольными органами. Для того, чтобы более эффективно регулировать естественные монополии, государство национализирует их. В данной ситуации наблюдается проблема закрытости информации в работе монополий.

Монополия в основном направлении современной экономической теории

Согласно мнению ХарбМонополизм 2ергера Арнольда, присутствие на рынке монополии приводит к необратимым потерям благосостояния общества — DeadWeight Loss (DWL).

Согласно мнению Лейбенстайна Харви, у монополии отсутствуют стимулы поддерживать эффективное производство (X-эффективность).

Цены Рамсея — это линейные цены, уменьшающие чистые потери общества при условии, что суммарная выручка предприятия равняется общим затратам. В данной ситуации цены будут больше, чем рыночные, однако потери общества от монополии будут наименьшие.

По мнению Познера Ричарда, монополии создают добавочные затраты на поддержание и завоевание монопольного положения.

Монополизм и его последствия

Монополизм, казалось бы, противостоит рынку, так как ограничивает конкуренцию, тормозитнаучно-технический прогресс, удерживает высокие цены, сокращая при этом объем выпускаемой продукции. В индустриально-развитых странах отношение к монополиям, однако, двоякое. Приводятся аргументы и «за», и «против» существования монополий омике

Антимонопольное законодательство. То, насколько монополия реализует свои позитивные или негативные тенденции, во многом зависит от эффективности государственного антимонопольного регулирования и роли общественного воздействия. Мировой опыт выработал две основные системы антимонопольного регулирования: американскую и европейскую.

АмерикаМонополизм 3нскими антимонопольными (антитрестовскими) законами выделены четыре объекта контроля: антиконкурентные слияния фирм, монополизация рынка, ценовая дискриминация, сговор о ценах и другие нарушения торговой практики.

В антитрестовском законодательстве «монополией» является компания, которая захватила рынок при помощи ограничительной практики (захват каналов сбыта, источников сырья, разного рода соглашения меж двумя или несколькими компаниями о ценах, разделе рынков сбыта, вытеснение имеющихся с рынка и препятствие проникновению новых конкурентов и т.д.), но не компания, которая добилась значительной рыночной доли ввиду более высокой эффективности.

Антимонопольное законодательство в Японии и Западной Европе развито слабее и характеризуется более либеральным отношением к монополистической деятельности. В некоторых ситуациях (к примеру, в Японии – в отношении к отдельным депрессивным отраслям) государство разрешает или предписывает даже картельные соглашения для улучшения экономической ситуации. Есть и прочие отличия антимонопольных мероприятий в США и в прочих развитых странах. К примеру, когда в Соединенных Штатах возбуждение антитрестовских дел — самый важный элемент ограничения монополий, то в Японии данная практика является редкостью.

В Японии и Западной Европе есть мнение (довольно справедливое), что строгое выполнение антимонопольных законов в американском стиле может вызвать падение эффективности их экономик в сравнении с экономикой США. Впрочем, даже американские экономисты считают, что абсолютизация свободы конкуренции вызывает ослабление международной конкурентоспособности американской промышленности. Потому в 1980-е годы началась либерализация антитрестовского законодательства: считают, что одной целью антимонопольной политики должно быть эффективное функционирование рынка, несмотря на нарушение способов «справедливой» конкуренции.

К законам европейского вида примыкает закон « О конкуренции и ограничении монополистической практики на товарных рынках», принятый в России 22 апреля 1991 г. первый антимонопольный акт в стране. Хотя он и отображает специфику переходного периода (так, некоторые его статьи направляются против монополизма органов власти и управления в области экономики), но недостаточно. Опыт показал, что в законе не предусматривается контроль большинства проявлений монополизма торговцев и производителей, доставшегося от командной экономики.

Включение предприятия в Государственный реестр предприятий-монополистов обозначает признание его монополистом и усматривает государственный контроль за объемами производства, ценами и качеством продукции. Но применение в качестве критерия только показателя доли предприятия на рынке не дает возможности определить правильно список монополистов, так как размер предприятия, его доля на рынке не являются еще свидетельством монополизма. Главное заключено в ограничительной практике, монополизм — это проблема не только количественная, но и качественная.

Промышленные финансовые группы

СовремМонополизм 4енная экономика развитых стран – это олигополизированная экономика. Каркас современной экономики во всех развитых странах Востока и Запада являются большие финансово-промышленные группировки (ФПГ) и корпорации-олигополии, именно они играют роль главных субъектов современного хозяйства рыночного типа. Грань меж этими двумя понятиями достаточно относительна. Большие фирмы-корпорации включают в себя сотни предприятий, которые выпускают самую различную продукцию и функционирующих часто довольно независимо друг от друга. ФПГ — это самоорганизующиеся объединения под одним контролем нескольких крупных финансовых и промышленных компаний, которые осуществляют хозяйственную согласованную деятельность. Поэтому вырисовывают иерархическую структуру современного «большого бизнеса»: предприятие — большие компании – финансово-промышленные группы.

Смешанную экономику называют порой упрощенно сочетанием государственного регулирования и рыночной саморегуляции. В действительности надфирменный и внутрифирменный олигополистический контроль рынков исполняет не меньше, а, может быть, больше важных функций, нежели экономическая политика правительств развитых стран.

Цели деятельности — это:

  • увеличение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, проникновение на глобальный рынок, увеличение экспортного потенциала;
  • организация НИОКР в больших масштабах, их ускоренное внедрение в производство;
  • кооперирование объединенных единым контролем предприятий, упрочение хозяйственных связей, упорядочение материально-технического снабжения большого производства, маневрирование денежным обобществленным капиталом для увеличения эффективности его применеания.

Итогом реализации данных целей должны быть увеличение объема продаж и увеличение прибыли производителей. Изучение работы самых интегрированных и эффективных ФПГ – японских «дзайбацу» – указывает, что ориентация на увеличение объема реализации играет заметно большую роль для них, нежели погоня за временной прибылью. Видимо, деятельность ФПГ (и «большого бизнеса» вообще) связана неизбежно с ослаблением чисто прибыльных мотивов предпринимательства, большим вниманием к нуждам скорее потребителей собственных товаров, нежели акционеров. Организация ФПГ в то же время дает возможность стабилизировать доходность компаний-участниц и защитить их надежно от разорения.

Контроль – это властные отношения, которые дают возможность определять главные итоги управленческой деятельности. Отношения контроля в ФПГ могут проводиться с помощью одной из трех форм: контроль со стороны совещания президентов компаний, контроль из банка, контроль из холдинга,.

Монополизм холдингов

ХолдМонополизм 5инг — это финансовый фонд, который владеет большими долями акционерного капитала прочих фирм группы, достаточный для контроля над ними. Материнская (головная) компания-холдинг может проводить исключительно функции координирующего центра, не занимаясь своей производственной деятельностью. В деятельности холдинга главное место занимают финансовые операции: перераспределение финансовых средств в ФПГ, учредительско-эмиссионная деятельность, контроль взаимных платежей и так далее

Когда холдинговые формы контроля преобладают в Западной Европе, то в США центры контроля за работой ФПГ — это зачастую банки, которые проводят крупномасштабное целевое кредитование членов группы. Лидеры группы могут при этом занимать главные посты в совете директоров главного банка.

По японскому законодательству (равно, как и по современному российскому) финансово-кредитные институты могут владеть не больше, чем 10 процентами акций какой-нибудь компании. Поэтому специфика Японии — это система взаимного (перекрестного) владения акциями ФПГ. В 1980-е годы средняя доля перекрестного владения акциями в трех самых крупных ФПГ Японии (Сумитомо, Мицубиси, Мицуи) было приблизительно 30 %, что обеспечивает довольно высокую степень их сплоченности.

Центральный орган координации деятельности данных групп — это совещания президентов фирмы, которые секретно проводятся. При этом банки играют роль финансовых центров, но не центров контроля, так как они сами контролируются прочими фирмами группы.

С одМонополизм 6ной стороны ФПГ стимулируют улучшение национальной экономики и увеличение ее конкурентоспособности, с другой – их деятельность основывается на «приглушении» конкурентной борьбы и потому в принципе может обернуться торможением экономического роста.

Эта двойственность ФПГ обусловливает и двойственность позиции правительств в отношении них. Когда экономика страны страдает уменьшенной конкурентоспособностью, правительство оказывает большому отечественному бизнесу протекцию. Когда экономическое развитие устойчиво и стабильно, то правительство переключает внимание на антимонопольные мероприятия, малый бизнес и так далее. Таким образом, рыночное современное хозяйство потребует поддержания определенного динамичного равновесия между малым и большим бизнесом, что и является одной из самых важных задач экономической государственной политики.

Мы коротко рассмотрели монополизм: его контроль, роль в экономической теории. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу



Нет комментариев и отзывов для “Монополизм”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: