Анализ ситуационный

Добавлено в закладки: 0

Что такое  ситуационный анализ – это SWOT (СВОТ)-анализ (первые буквы англ. слов strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга.

Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, каждая из которых включает в себя набор основных элементов организации (типов бизнеса) и процессов, состояние которых определяет в совокупности те возможности и тот потенциал, которыми организация располагает. Внутренняя среда включает финансовую, маркетинговую, кадрово-организационную и производственную составляющую.

Так как организационная культура четкого проявления не имеет, то весьма затруднен ее анализ на формальном основании. Хотя можно, конечно, попытаться по приведенной форме экспертно оценить такие факторы, как наличие миссии, которая объединяет деятельность работников; наличие некоторых общих ценностей; гордость за собственную организацию; система мотивации, увязанная четко с итогами работы сотрудников; психологический климат внутри коллектива и так далее.

  • S — strenghts — сильные стороны;
  • W — weaknesses — слабые стороны;
  • O — opportunities — возможности;
  • T — threats — угрозы, опасности;

Анализ ситуационныйSWOT-анализ является анализом слабых и сильных сторон компании, и оценкой угроз и возможностей на пути ее развития.

Рассмотрим, более детально, что значит анализ ситуационный.  Методология SWOT-анализа предусматривает вначале выявление слабых и сильных сторон, а также возможностей и угроз, а затем установление цепочек связей меж ними, которые могут быть в дальнейшем применены для формулирования стратегий организации.

Вначале, учитывая конкретную ситуацию, в которой организация находится, составляются перечень ее сильных и слабых сторон и перечень опасностей (угроз) и возможностей.

Затем устанавливают связь меж ними. Для этого составляют матрицу SWOT. Слева выделяют два раздела (слабые и сильные стороны), в которые вносятся соответственно все выявленные на первом этапе анализа слабые и сильные стороны организации. В верхней части матрицы выделяются также два раздела (угрозы и возможности), в которые вносят все выявленные угрозы и возможности.

Матрица SWOT

СИВ — возможности и сила. Необходимо создать стратегию по применению сильных сторон организации, чтобы получить от возможностей отдачу. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегию необходимо построить так, чтобы за счет возникших возможностей постараться преодолеть слабости, которые имеются в организации. СИУ (угрозы и сила) — создать стратегию, которая должна применять силу организации для преодоления угроз. СЛУ (угрозы и слабость) — выработать стратегию, которая бы дала организации возможность избавится от слабостей и предупредить нависшую угрозу.

Для успешного использования методологии SWOT важно уметь не лишь вскрыть возможности и угрозы, но и постараться оценить их с точки зрения того, насколько важным для ориентации является учет в стратегии ее поведения каждой выявленной угрозы и возможностей.

Для того, чтобы оценить возможности, используется способ позиционирования на матрице возможностей каждой конкретной возможности.

Эта матрица строится так: сверху откладывают степень воздействия возможности на деятельность организации (малое, сильное, умеренное); сбоку — возможность того, что организация использует эту возможность (низкая, высокая, средняя). Полученные в матрице десять полей возможностей имеют для организации различное значение. Возможности, которые попадают на поля “ВС”, “ВУ” и “СС”, имеют для организации большое значение, и их необходимо в обязательном порядке применять. Возможности же, которые попадают на поля “СМ”, “НУ” и “НМ”, почти не заслуживают внимания. В отношении возможностей, которые попали на оставшиеся поля, руководство обязано предпринять позитивное решение об их применении, когда у организации есть достаточно ресурсов.

Похожую матрицу составляют для оценки угроз. Те угрозы, которые попадают на поля “СР”, “ВР”, “ВК”, являют собой весьма большую опасность для организации и требуют обязательного и немедленного устранения. Угрозы, которые попали на поля “НР”, “ВТ”, “СК”, также должны быть в поле зрения высшего руководства и в первостепенном порядке устранены. В отношении угроз, которые находятся на полях “ВЛ”, “НК”, “СТ», то здесь необходим ответственный и внимательный подход к их устранению.

Задачи ситуационного анализа

Целесообразно производить этот анализ, отвечая в отношении возможностей и угроз по трем направлениям на такие вопросы:

  1. Как долго она будет существовать?
  2. Определите угрозы (характер возможности) и причину ее возникновения?
  3. Насколько она опасна (ценна)?
  4. Какой силой она обладает?
  5. Какова степень ее влияния?

Также для анализа среды можно использовать способ составления ее профиля. Этот способ удобно использовать для составления профиля макроокружения, непосредственно внутренней среды и окружения. При помощи способа составления профиля среды можно оценить относительную значимость отдельных факторов для организации.

Методы ситуационного анализа

Способ составления профиля среды в следующем состоит. В таблицу профиля среды выписывают отдельные факторы среды. Экспертным путем каждому фактору дается:

  • оценка его отраслевой важности по шкале: 3 — сильная важность, 2 — умеренная важность, 1 — слабая важность;
  • оценка его организационного влияния по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — не влияет;
  • оценка направленности влияния по шкале: +1 — позитивное влияние, -1 — негативное влияние.

Затем все три экспертные оценки перемножают, и получаем интегральную оценку, показывающую степень важности этого фактора для организации. Руководство по этой оценке может заключить, какие факторы среды имеют более важное относительно значение для их организации и, следовательно, заслуживают серьезного внимания, а какие факторы меньшего влияния заслуживают.

Мы старались дать наиболее полное определение и понятие термина  ситуационный анализ, раскрыть его суть и виды



Нет комментариев и отзывов для “Анализ ситуационный”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: