Добавлено в закладки: 0
Что такое меморандум? Описание и определение понятия.
Меморандум– это дипломатический документ, который содержит детальное изложение какого-нибудь международного вопроса, обоснование государственной позиции и анализ ситуации. Или же, служебная справка или докладная записка. Еще меморандум может обозначать письмо с напоминанием о чем-нибудь (к примеру, в торговых отношениях). Или же перечисление опасностей в страховых полисах, страхование от которых проводится.
Меморандум (от лат. memorandum — то, о чем необходимо помнить):
- меморандум в экономических или международных отношениях — дипломатический документ, который обычно вручается лично представителю другой страны (корпорации, компании) или прилагается к дипломатической ноте, в котором детально излагают фактическую сторону вопроса, интересующего обе стороны, дают анализ определенных положений, приводят обоснование позиции государства (стороны, которая договаривается);
- в различных учреждениях — служебная справка, докладная записка;
- в торговле — письмо с напоминанием о чем-нибудь;
- в страховых полисах (в особенности морских) — перечисление опасностей, страхование от которых не проводится;
- ограничение, устанавливаемое компанией-дистрибьютором кинофильма, по акциям и скидкам для кинопрокатчиков;
- отметка всего, что достойно запечатления в памяти.
Инвестиционный меморандум — документ, содержащий структурированную информацию, предоставляемую потенциальным инвесторам.
Рассмотрим, более детально, что значит меморандум.
Суть меморандума как юридического документа
Меморандум – это официальный юридический, чаще всего дипломатический, документ, в котором изложена суть вопроса или одна сторона напоминает другой стороне о выполнении какого-либо обещания и\ или требует выполнить что-либо. Чаще всего предметом меморандума служат важные государственные и политические вопросы в отношениях между странами, которые невозможно решить без согласия обоих сторон.
Меморандум может быть трактован в абсолютно разном значении, само происхождение слова от латинского «memorandum» — означает то, о чём следует помнить.
Термин «меморандум» включает следующие значения:
- В международных отношениях – это дипломатический документ соответствующего государства, в котором подробно излагается фактическая (или юридическая) сторона какого-то международного вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства. Также меморандумом может быть особый дипломатический документ, памятная записка с изложением взглядов правительства по какому-либо вопросу; такой документ обычно прилагается к ноте, дополняя и обосновывая ее положения.
- Докладная записка, служебная справка.
- Письмо с напоминанием о чем-либо (в торговле), обычно о задолженности.
- Список видов риска в страховых полисах, страхование от которых не производится.
- Франшизы, используемые страховщиком и сведённые для удобства пользования в общую таблицу.
- Меморандум — книга, которая описывает историю прошлого.
Меморандум — чаще всего используется как приложение к ноте (нота — документ, с помощью которого может быть заявлено право или притязание, протест против неправильных актов другого правительства). В нём подробно излагается фактическая сторона того или иного вопроса, даётся анализ каких-либо положений или содержатся возражения на доводы другой стороны, меморандум-приложение пишется не на бланке, без номера, обычно (но не во всех странах) в нём указываются место и дата отправления. Если же меморандум послан отдельно (так называемый меморандум-экспресс) или с нарочным, он составляется на бланке, с указанием места и даты отправления, но всегда без подписи и печати.
Примеры меморандумов
Инвестиционный меморандум — документ, который содержит структурированную информацию, которая предоставляется потенциальным инвесторам.
MoU (Меморандум, (англ. memorandum of understanding) — меморандум, многостороннее соглашение между партиями или компаниями описывающее общую линию действия.
Дебетовый меморандум – это:
- документ, используемый продавцом для извещения покупателя о том, что соответствующий данному покупателю счет к получению был дебетован;
- документ, предоставляемый банком вкладчику, который информирует о том, что банковский счет вкладчика сокращен вследствие определенных событий ( например, в результате отчислений за банковские услуги).
Меморандум: основные понятия
Как уже было отмечено выше, меморандум – это юридический документ, содержание которого может видоизменяться в зависимости от того, в какой сфере его используют.
Меморандумы являются неотъемлемой частью международных отношений.
Если рассматривать меморандум как дипломатический документ, то он содержит детальное обоснование позиции одной из сторон как правило со ссылками на другие документы, а также аналитические данные, также меморандум является приложением к дипломатической ноте и вручается лично представителю государства, с которым ведутся переговоры.
В политической сфере под меморандумом понимается многостороннее соглашение (например. между государствами, общественными организациями или партиями), в котором представляется или описывается общая линия взаимодействия.
В рамках делопроизводства и организации деятельности организации или предприятия в целом меморандум – это служебное письмо или докладная записка.
В рамках торговых отношений меморандум является документом, который напоминает о каких-то финансовых обязательствах или же определенных обязательств в рамках заключенного договора.
Страховой полис в качестве одного из дополнений может иметь меморандум – документ, который перечисляет обстоятельства, при которых выплаты страхового характера осуществляться не будут, а также раскрывает их суть.
Инвестиционные меморандумы (как разновидность юридических документов) содержат в себе ценную информацию для возможных инвесторов.
Меморандумы составляются юристами в ходе правовой оценки документов и договоров.
То есть это может быть любой документ, дающий конкретному лицу или компании пояснения по любому вопросу юридической направленности.
Таким образом, под понятие меморандум попадает довольно широкий спектр юридических документов, которые используются в различных сферах деятельности.
Структура меморандума
В какой бы сфере деятельности данный документ не использовался, он должен соответствовать четкой структуре и общим требованиям, предъявляемым к подобного рода документам.
Основные составляющие структуры данного документа – это:
- Вводная часть (содержит информацию о фактической стороне вопроса, а также в общих чертах раскрывает суть документа ).
- Основная часть (указывается, о чем собственно документ, подробный правовой анализ и оценка проблемы и поставленных в водной части задач).
- Ссылки на конкретные законы и их статьи (конечно, лучше не пренебрегать важностью и необходимостью ссылаться на нормы законодательства, но в то же время текст, который перегружен бесконечными названиями законов и перечислением статей, будет сложен к восприятию). Оптимальным вариантом будет упоминание их в сносках, при наличии развернутого ответа или анализа, с указанием содержания статьи или конкретного ее пункта. Также лучше воздержаться от самостоятельной интерпретации статей законов и ограничиться только официальными комментариями.
- Предупреждение о последствиях решения (или же не решения) обозначенной в основной части проблемы или поставленной задачи. Эта часть документа ориентирована на доходчивое разъяснение последствий нерешения проблемы, а также вариантов и оптимальных способов ее решения. Здесь лучше будет воздержаться от субъективного (личного) восприятия проблемы и предоставить оптимальный вариант решения. Юрист, который работает над составлением меморандума должен предложить механизм решения задачи, который будет оптимальным для клиента в условиях сложившейся ситуации.
- Заключение (или тезисные выводы).
Меморандум может использоваться внутри какой-то определенной компании или рабочей группы. В отличие от обычного делового письма, меморандум менее формален и поэтому короче. Приветствие и завершающие пожелания обычно в нем отсутствуют . Также стоит отметить, что меморандум имеет свою специфику в оформлении.
Цель меморандума и анализ аудитории
Обычно меморандум или информирует об изменениях, или предлагает принять участие в чем-либо.
Наиболее эффективные меморандумы связывают цели автора с интересами адресатов – тогда, как правило, проблемы и решаются.
Право писать меморандумы имеют все: от младших исполнителей до глав компаний.
Обычно меморандум пишут коллегам, но иногда – работникам других подразделений или даже компаний, занятых в общем проекте.
При написании меморандума важно учитывать, какой именно информацией адресаты уже владеют, а какую им необходимо донести.
Варианты построения меморандума
Существуют три варианта построения текста меморандума:
Прямое построение текста. То есть сначала описывается самое главное, а уже потом детали. Так обычно пишут о текущих делах или новостях.
Обратное построение текста. Сначала контекст, потом уже выводы. Так пишут о чем-то необычном, когда хотят сначала заинтересовать чем-то адресата и подвести его к нужным выводам.
Комбинированное построение текста. Так обычно извещают о плохих новостях.
Итак, главное в написании меморандумов:
- Прежде чем начать писать меморандум, подумайте хорошенько о своей аудитории и будьте внимательны к ней. Меморандум должен быть достаточно читабельным и легко понятным всем. Стоит заранее убедиться, что вы хорошо знаете людей, которым вы пишете. Никогда не приступайте к написанию меморандума, не представив себе в полном свете аудиторию. В меморандуме должна быть дана детализированная правовая оценка, с комплексом выводов. При составлении меморандума необходимо всегда находиться в рамках обозначенной проблемы.
- Избегайте сложных, закрученных и неясных предложений. Самый лучший подход – одна мысль в одном предложении. Так как читают меморандум не только узкие специалисты, к сути проблемы следует подходить планомерно и поэтапно.
- Соблюдайте формат меморандума. Смысл текста должен быть понятен каждому человеку.
- Если у меморандума есть приложения – обязательно сообщите о них.
- Используйте деловой стиль: говорите от первого лица, употребляйте простые и понятные слова, будьте неформальны в допустимых пределах, будьте конкретны и точны. Воздерживаться следует и от теоретических рассуждений абстрактного характера.
- Перед тем как отправлять меморандум всегда внимательно его читайте.
Мы коротко рассмотрели меморандум, его суть и структуру, варианты построения, примеры и виды.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.