Добавлено в закладки: 0
Что таккое мерчандайзинг? Описание и определение понятия.
Мерчандайзинг — это часть маркетингового процесса, способ организации в продажах товара.
Мерчандайзинг определяет конкретные параметры: набор товаров, способ выкладки товара, который направляют в розничный магазин, цену товара, обеспечение рекламой товаров. Понятие мерчандайзинга есть и в розничной торговле, продажах услуг, оптовых продажах в интернет-магазинах.
Мерчандайзинг – это технология продвижения торговых марок и товаров в розничной торговле, которая предполагает создание комплекса мер. Мерчандайзинг обыкновенно используется большими организациями розничной торговли (гипер и супермаркеты). Предусматривают, что причина возникновения мерчандайзинга являлось недостаточное количество квалифицированных продавцов. Основные требования к мерчандайзингу:
- специализированное оформление торговых залов: холодильников, стеллажей, витрин; размещение оборудования; звуковое оформление;
- наличие разного ассортимента товаров;
- образование выкладки товаров, стимулирующей потребителя тратить больше времени, обходить торговые площади, не обращаться к продавцам.
Мерчанда́йзинг – это часть маркетинга, определяющая методику продажи в магазине товара.
Мерчандайзинг должен определять товары, которые продают в розничном магазине, цены, методы выкладки товаров, их снабжение рекламой. Понятие мерчандайзинга вообще не применяется к продажам (услугам, оптовым и розничным продажам с помощью интернет-магазина).
Мерчандайзинг — это вид деятельности, который направляется на продвижение товаров на внутреннем рынке, который применяется крупными розничными предприятиями (супер и гипермаркетами), причина появления которого – дефицит квалифицированных продавцов.
Главные требования для применения:
- предприятие всегда должно в наличии иметь все товары;
- необходимо специализированное оформление: организация залов, в том числе холодильники, стеллажи с подогревом и так далее; расстановка оборудования по залу, освещение, звуковая атмосфера, покраска стен торгового зала;
- на предприятии нужно создать небольшие торговые точки, обычно, с более качественными и дорогими товарами;
- выкладка товара производится так, чтобы вынудить потребителя дольше прохаживаться по торговым залам, почти не прося о помощи реализаторов.
Выкладка товара — это один из главных элементов мерчандайзинга. Зачастую введение мерчандайзинга начинают именно с анализа и контроля выкладки товара.
Поэтому можно назвать пять главных инструментов мерчандайзинга:
- место и площадь выкладки продуктов;
- место расположения продуктов;
- применение рекламы.
- планировка зала;
- специальные выкладки.
Мерчандайзинг продукции является важным так же, как проектирование бренда товара, внешняя реклама и проведение рекламы. Поэтому возникают мерчандайзинговые агентства, предоставляющие услуги в розницу.
Идеи мерчандайзинга на русский рынок занесли мультинациональные корпорации: CocaCola, PepsiCola, PhilipMorris.
Практика визуального мерчандайзинга внедряется в России в конце 1990-х годов модными брендами одежды и обуви, которые предоставляются в России четырьмя крупными компаниями: CrocusGroup, Bosco, Mercury, Jamilco.
Эволюция мерчандайзинга
Начальная инициатива внедрить идеи мерчандайзинга была от розничных торговцев – сетей супермаркетов. Среди ассортимента товарных групп можно достаточно четко выделить марки и упаковки, которые завоевали самую большую популярность среди потребителей, и торговля которыми приносит основную прибыль собственнику магазина. В их продвижении заинтересуются розничные торговцы. Облегчив поиск и выбор необходимого товара, превратив процесс покупки и выбора в увлекательное занятие и, таким образом, сделав больше время пребывания в торговом зале покупателя, возможно получить добавочный эффект. Также для стимулирования сбыта мерчандайзинг стал применяться поставщиками и производителями товаров.
В результате своей эволюции, мерчандайзинг ещё стал и инструментом, который даёт конкурентные ощутимые преимущества. Статистика указывает, что покупатели оставляют на 13 процентов больше денежных средств в тех магазинах, где мерчандайзинг продукции безупречен.
Визуальный мерчандайзинг
Визуальный мерчандайзинг — это вся презентационная деятельность, которая обуславливается особенностями визуального восприятия потребителей.
Визуальный мерчандайзинг в начале XXI века имел лишь прикладное значение, научное образование визуального мерчандайзинга началось лишь после 2005 года с некоторых исследований и научных статей в данной сфере. К настоящему времени вероятно выделить четыре основных составляющих визуального мерчандайзинга, которые поясняют его научную сущность: теория дизайна, психология, психофизика, экономика.
Визуальный мерчандайзинг с точки зрения теории дизайна дает возможность проводить образное художественное моделирование предметного мира.
Обоснование психологии визуального мерчандайзинга построено на общенаучных принципах обоснования предмета научного исследования, и в себя включает:
- Определение параметров совокупности данных характеристик, которые определяют психологию визуального мерчандайзинга;
- Описание саиых значимых с теоретической и практической точек зрения черт выделенных свойств;
- Выделение основных свойств психологии визуальной презентации.
Визуальный мерчандайзинг опирается на два важных понятия, которые относится к области психофизики человека – восприятие и внимание. Важность учета особенностей внимания и восприятия при создании визуальной презентации определяет то, что с помощью визуальной презентации потребителю сообщают данные о товаре, которую он может получить, опираясь на собственные психофизиологические возможности.
С позиций экономики визуальный мерчандайзинг может являться частью маркетинговой и рекламной стратегии компании. Так как направляется на создание маршрутов передвижения потребителей и контроль покупательских потоков. И при создании стратегии визуального мерчандайзинга во многих случаях может ставиться задача продвижения конкретных марок.
Научные аспекты визуального мерчандайзинга раскрыты впервые в контексте экономики в диссертации Ю. Сягловой. С позиций дизайна среды визуальный мерчандайзинг рассматривался впервые Галуном Д. в ряде статей по этой теме.
Мы коротко рассмотрели мерчандайзинг: его эволюцию и визуализацию. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Менеджмент финансовый
Меморандум
Межбюджетные трансферты
Материальная ответственность
Материалоемкость продукции
Маркетинг целевой
Маркетинговый анализ
Маркетинг прямой
Масс медиа
Маркетинговое исследование
Маркетолог
Маркетинг стратегический
Масса денежная
Материалоемкость
Маркетинг дифференцированный
Марка товарная
Маржинализм
Маржа
Маргинальный
Маргиналы
Манто
Мандат
Малое предприятие