Добавлено в закладки: 0
Что таккое мерчандайзинг? Описание и определение понятия.
Мерчандайзинг — это часть маркетингового процесса, способ организации в продажах товара.
Мерчандайзинг определяет конкретные параметры: набор товаров, способ выкладки товара, который направляют в розничный магазин, цену товара, обеспечение рекламой товаров. Понятие мерчандайзинга есть и в розничной торговле, продажах услуг, оптовых продажах в интернет-магазинах.
Мерчандайзинг – это технология продвижения торговых марок и товаров в розничной торговле, которая предполагает создание комплекса мер. Мерчандайзинг обыкновенно используется большими организациями розничной торговли (гипер и супермаркеты). Предусматривают, что причина возникновения мерчандайзинга являлось недостаточное количество квалифицированных продавцов. Основные требования к мерчандайзингу:
- специализированное оформление торговых залов: холодильников, стеллажей, витрин; размещение оборудования; звуковое оформление;
- наличие разного ассортимента товаров;
- образование выкладки товаров, стимулирующей потребителя тратить больше времени, обходить торговые площади, не обращаться к продавцам.
Мерчанда́йзинг – это часть маркетинга, определяющая методику продажи в магазине товара.
Мерчандайзинг должен определять товары, которые продают в розничном магазине, цены, методы выкладки товаров, их снабжение рекламой. Понятие мерчандайзинга вообще не применяется к продажам (услугам, оптовым и розничным продажам с помощью интернет-магазина).
Мерчандайзинг — это вид деятельности, который направляется на продвижение товаров на внутреннем рынке, который применяется крупными розничными предприятиями (супер и гипермаркетами), причина появления которого – дефицит квалифицированных продавцов.
Главные требования для применения:
- предприятие всегда должно в наличии иметь все товары;
- необходимо специализированное оформление: организация залов, в том числе холодильники, стеллажи с подогревом и так далее; расстановка оборудования по залу, освещение, звуковая атмосфера, покраска стен торгового зала;
- на предприятии нужно создать небольшие торговые точки, обычно, с более качественными и дорогими товарами;
- выкладка товара производится так, чтобы вынудить потребителя дольше прохаживаться по торговым залам, почти не прося о помощи реализаторов.
Выкладка товара — это один из главных элементов мерчандайзинга. Зачастую введение мерчандайзинга начинают именно с анализа и контроля выкладки товара.
Поэтому можно назвать пять главных инструментов мерчандайзинга:
- место и площадь выкладки продуктов;
- место расположения продуктов;
- применение рекламы.
- планировка зала;
- специальные выкладки.
Мерчандайзинг продукции является важным так же, как проектирование бренда товара, внешняя реклама и проведение рекламы. Поэтому возникают мерчандайзинговые агентства, предоставляющие услуги в розницу.
Идеи мерчандайзинга на русский рынок занесли мультинациональные корпорации: CocaCola, PepsiCola, PhilipMorris.
Практика визуального мерчандайзинга внедряется в России в конце 1990-х годов модными брендами одежды и обуви, которые предоставляются в России четырьмя крупными компаниями: CrocusGroup, Bosco, Mercury, Jamilco.
Эволюция мерчандайзинга
Начальная инициатива внедрить идеи мерчандайзинга была от розничных торговцев – сетей супермаркетов. Среди ассортимента товарных групп можно достаточно четко выделить марки и упаковки, которые завоевали самую большую популярность среди потребителей, и торговля которыми приносит основную прибыль собственнику магазина. В их продвижении заинтересуются розничные торговцы. Облегчив поиск и выбор необходимого товара, превратив процесс покупки и выбора в увлекательное занятие и, таким образом, сделав больше время пребывания в торговом зале покупателя, возможно получить добавочный эффект. Также для стимулирования сбыта мерчандайзинг стал применяться поставщиками и производителями товаров.
В результате своей эволюции, мерчандайзинг ещё стал и инструментом, который даёт конкурентные ощутимые преимущества. Статистика указывает, что покупатели оставляют на 13 процентов больше денежных средств в тех магазинах, где мерчандайзинг продукции безупречен.
Визуальный мерчандайзинг
Визуальный мерчандайзинг — это вся презентационная деятельность, которая обуславливается особенностями визуального восприятия потребителей.
Визуальный мерчандайзинг в начале XXI века имел лишь прикладное значение, научное образование визуального мерчандайзинга началось лишь после 2005 года с некоторых исследований и научных статей в данной сфере. К настоящему времени вероятно выделить четыре основных составляющих визуального мерчандайзинга, которые поясняют его научную сущность: теория дизайна, психология, психофизика, экономика.
Визуальный мерчандайзинг с точки зрения теории дизайна дает возможность проводить образное художественное моделирование предметного мира.
Обоснование психологии визуального мерчандайзинга построено на общенаучных принципах обоснования предмета научного исследования, и в себя включает:
- Определение параметров совокупности данных характеристик, которые определяют психологию визуального мерчандайзинга;
- Описание саиых значимых с теоретической и практической точек зрения черт выделенных свойств;
- Выделение основных свойств психологии визуальной презентации.
Визуальный мерчандайзинг опирается на два важных понятия, которые относится к области психофизики человека – восприятие и внимание. Важность учета особенностей внимания и восприятия при создании визуальной презентации определяет то, что с помощью визуальной презентации потребителю сообщают данные о товаре, которую он может получить, опираясь на собственные психофизиологические возможности.
С позиций экономики визуальный мерчандайзинг может являться частью маркетинговой и рекламной стратегии компании. Так как направляется на создание маршрутов передвижения потребителей и контроль покупательских потоков. И при создании стратегии визуального мерчандайзинга во многих случаях может ставиться задача продвижения конкретных марок.
Научные аспекты визуального мерчандайзинга раскрыты впервые в контексте экономики в диссертации Ю. Сягловой. С позиций дизайна среды визуальный мерчандайзинг рассматривался впервые Галуном Д. в ряде статей по этой теме.
Мы коротко рассмотрели мерчандайзинг: его эволюцию и визуализацию. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.