Добавлено в закладки: 0
Что такое микроэкономика? Описание и определение понятия
Микроэкономика – это раздел экономической теории, посвященный изучению проблем выбора производителей на микроуровне и потребительского выбора. Микроэкономика исследует вопросы: как принимать решения в оперативной деятельности предприятия, какие услуги и товары целесообразно изготавливать, какую выбрать технологию для производства определенных услуг и товаров, по каким ценам необходимо продавать услуги и товары, и какие при этом ценовые уступки допустимы. Еще объектом изучения микроэкономики являются соотношения меж предпринимателями, государством и производителями.
Микроэконо́мика (др.-греч. μικρός — маленький; οἶκος — дом; νόμος — это закон) — это наука, которая изучает функционирование экономических агентов в ходе их распределительной, производственной, обменной и потребительской деятельности.
Микроэкономика объясняет, почему и как принимаются экономические решения на низшем уровне — как потребители принимают решения о приобретении товара и как на их выбор оказывают влияние изменения доходов и цен; каким образом компании планируют количество рабочих; как рабочие принимают решение, сколько и где им нужно работать.
Предмет изучения микроэкономики
Предмет микроэкономики – это экономические отношения, которые связаны с эффективным применением ограниченных ресурсов, — принятие отдельными субъектами экономики решений в условиях экономического выбора. В каждом обществе ограниченность ресурсов предусматривает выбор при его рациональном применении для потребления или производства.
Микроэкономика исследует следующие основные направления:
- Проблема потребителя — почему агенты выбирают данные наборы благ (обычно для конечного использования).
- Проблема производителя — почему и как агенты-производители подбирают именно такие наборы факторов структуры выпуска и производства.
- Структура и рыночное равновесие рынка.
- Общее равновесие — почему и как формируются цены на услуги и товары, как проходит обмен при разных предположениях; когда рынок эффективен экономически.
- Асимметрия информации — почему и как несовпадение информационных множеств экономических агентов способно привести к экономической неэффективности.
- Экстерналии (внешние эффекты) — почему и как существует возможность собственным выбором повлиять косвенно на решения других.
- Общественные блага — почему и как существование некоторых видов экономических благ способно вызвать экономическую неэффективность.
- Теория общественного выбора — это раздел экономики, который изучает разные методы и способы, при помощи которых люди эксплуатируют правительственные учреждения в собственных интересах.
Способы микроэкономического анализа
Микроэкономика применяет частные и общие методы. К общим методам можно отнести: аналогия, абстракция, дедукция, индукция, синтез, анализ. К частным относят:
- Статистические методы: регрессия (определение воздействия факторов на итог, корреляция (нахождение степени зависимости величин одна от другой), .
- Математическое моделирование (описание экономических явлений при помощи неравенств и уравнений).
- Предельный анализ (изучение изменения величин при изменении других).
- Функциональный анализ (постройка функциональных зависимостей).
- Равновесный подход (анализ) основывается на предположении, что есть равновесное состояние и смена разных параметров и показателей связывается со стремлением к равновесию.
Стадии развития микроэкономики
Политическая классическая экономия: в границах исследований классиков политической экономии — Смита Адама, Рикардо Давида, Сэя Жана Батиста, Мальтуса Томаса — обсуждение микроэкономических аспектов народного хозяйства являлось неотъемлемой частью экономических рассуждений о причинах образования богатства.
I. До 1871 года не было знаменитого научного труда, который предлагал новую систему экономического мышления вместо классической. Но возникали работы, которые предлагали отдельные подходы, вошедшие впоследствии в инструментарий экономической теории. Так, в 1826 году немец Иоганн фон Тюнен использовал впервые дифференциальное исчисление в экономике и предложил собственный вариант дифференциальной ренты в пространственной экономике. Француз Курно Огюст в 1838 году предложил вариант анализа компаний на рынке («модель Курно»). Герман Госсен в 1854 году изучил психологический фактор экономического поведения субъектов и объяснил законы насыщения потребностей человека.
II. 1871−1880-е годы. «Маржиналистская революция» 1871—1874 (применение в анализе граничных величин и отказ от теории трудовой стоимости австрийцем Менгером Карлом, англичанином Стенли Джевонсом Уильямом и швейцарцем Вальрасом Леоном) вызвала формирование новой дисциплины, которая названа по-английски «economics» («экономической теорией»).
Австрийская школа — Менгер Карл , Эйген фон Бём-Баверк, Фридрих фон Визер открыли для себя принципы граничной полезности и предложили ординалистский (порядковый) подход к её определению. Улучшив теорию граничной полезности, американец Бейтс Кларк Джон создал теорию граничной производительности факторов производства. Математическая школа Стенли Джевонса Уильяма и Лозаннская школа Леона Вальраса применяли аппарат дифференциального исчисления для того, чтобы анализировать поведение, как потребителя, так и производителя при условиях абсолютной конкуренции. Вместе с тем Вальрас Леон, впервые после «Экономической таблицы» Кенэ Франсуа, предложил модель общего равновесия в экономике.
III. 1890−1920-е годы. Английский экономист Маршалл Альфред в 1890 году публикует собственную монографию, которая стала главным учебником по микроэкономике первой половины XX века. Он предложил компромиссный вариант определения рыночной стоимости граничной полезностью и затратами изготовления, сформулировал Закон предложения и спроса. Пигу Артур продолжил исследования Маршалла, анализируя ситуацию вариантов и монопольных рынков государственного контроля возникающих рыночных несовершенств при помощи налогов.
Представители математической школы (Парето Вильфредо, Эджворт Фрэнсис) применяя математику в качестве инструмента экономических исследований, предложили кардиналистский (количественный) подход к определению граничной полезности, обосновали теорию экономического равновесия.
IV. 1930−1960-е годы. Микроэкономику пополняют новые открытия. В публикациях 1930-х годов активно исследуют ситуацию монополистической олигополии и конкуренции (Робинсон Джоан (1933), Чемберлин Эдвард (1933), Генрих фон Штакельберг (1934)).
Отличия микроэкономики и макроэкономики
Экономическая современная теория структурно делят на два раздела — макро и микроэкономику.
Предмет микроэкономики — это изучение поведения особых экономических агентов (фирм, домохозяйств). В этом разделе изучаются объемы и цены потребления и производства конкретных услуг и товаров.
Предмет макроэкономики — это наоборот исседование функционирования в целом экономической системы и ее крупных секторов. Объект изучения — это общественный продукт и национальный доход, общий уровень занятости и экономический рост, общие потребительские расходы, национальные сбережения и прочие агрегированные показатели.
Между микро и макроэкономикой есть тесная взаимосвязь:
- макроэкономические явления и процессы складываются в итоге взаимодействия особенных экономических агентов, определяются решениями;
- непосредственно данные решения принимают в определенной макроэкономической среде и зависят существенно от нее.
Глубинный источник различных экономических проблем заключается в относительной ограниченности ресурсов, которые имеются в распоряжении государства и человека с одной стороны, и неограниченности возникающих постоянно потребностей с другой. Ввиду ограниченности собственного дохода потребитель, не может иметь все желанные для него товары и услуги. Компания должна определять приоритетные направления развития собственной деятельности отказываясь от прочих проектов. Государство ограничивает область собственной социальной политики определенными строго направлениями, так как не способен одновременно финансировать долги по ГКО и долги по заработной плате.
Противоречие меж неограниченностью человеческих потребностей и желаний и ограниченным характером ресурсов лежит в основании всех экономических проблем и предопределяет предмет микроэкономики как науки.
Неограниченность желаний человека и ограниченность экономических ресурсов и порождает экономическую фундаментальную проблему выбора — выбора способов и направлений распределения ограниченных ресурсов меж разными конкурирующими целями.
Проблема экономического выбора
В процссе выбора как отдельный человек, так и общество сталкиваются с решением трех главных задач:
- Что производить? (какие услуги и товары и в каком количестве)
- Как производить? (при помощи какой технологии и каких ресурсов)
- Для кого производить? (как распределять между членами общества производственные блага)
Проблемы для кого, что, как производить по-разному решают в разных экономических системах:
- В традиционной системе все экономические проблемы разрешают на основании традиций и обычаев, которые передают из поколения в поколение.
- Командная экономика — все вопросы разрешает государство на основании государственной ответственности и централизованного распределения и планирования.
- В рыночной системе проблемы для кого, что, как решают на экономическом основании.
Современную экономику трудно определить как смешанную, регулируемую где контроль производит монополии и государство, а смешанный характер экономики определяет наличие в ней государственного и частного сектора.
Экономическая модель — это простое изображение экономической действительности, которое позволяет выделить самое главное в компактной сжатой форме.
Требования к экономическим моделям
- реалистичность принятых допущений и посылок;
- содержательность;
- возможность проверки;
- возможность обеспечения информацией;
- возможность создания прогнозов.
Среди экономистов отсутствует общее мнение, какие требования можно отнести к приоритетным.
Главные этапы создания экономической модели
Создание какой-либо теоретической модели, включая и экономическую, проходит несколько этапов:
- отбор переменных;
- определение допущений, которые нужно сделать чтобы модель не усложнять;
- выдвижение одного или некоторых предположений, гипотез, которые объясняют взаимосвязь параметров;
Переменные, которые используются в теории — это конкретные величины, которые имеют разное значение.
Различают экзогенные и эндогенные переменные:
Эндогенные переменные — это переменные, которые входят непосредственно в модель, будучи объектами изучения (в нашем примере это число товаров: ракеты и зерно)
Экзогенные переменные — это переменные, которые оказывают влияние на исследуемые величины, но объектом изучения не являются (в нашем примере, на число товаров, которые производятся обществом оказывают воздействие уровень технологии и наличие ресурсов). Для удобства их могут принять за константы.
Допущения (научные абстракции) дают возможность избежать больших сложностей при создании теории (в модели кривой возможностей производства к данным допущениям относят: ограничение двумя товарами производства, заданный объем ресурсов, стабильный уровень научно-технического прогресса, отсутствие внешнеэкономических связей).
Гипотеза — главный элемент модели. Гипотеза — это старание объяснить в одном утверждении, как меж собой связаны эндогенные переменные.
В нашем примере, анализ в условиях ограниченности ресурсов поведения общества дает возможность заметить, что изготовление определенного числа одного товара вынуждает неизбежно уменьшать изготовление определенного числа другого товара и наоборот. Это дает возможность выдвинуть гипотезу об альтернативных издержках производства.
Гипотезы, обычно, предполагают образование функциональной зависимости меж неизвестными в виде графика, формулы, таблицы.
Главные виды экономических моделей
В экономической теории пименяются, в основном, модели двух видов: равновесные и оптимизационные.
Оптимизационные модели применяются при анализе поведения особенных экономических агентов (производителей, потребителей и так далее) для того, чтобы найти оптимальные величины. В данных моделях применяются граничные показатели: предельный продукт, предельная полезность, предельные издержки, предельный доход и так далее. Этот анализ обычно называют маржинализмом (от англ. margin).
Модели рыночного равновесия применяются при исследовании отношений меж экономическими агентами. При анализе предполагают, что система располагается в равновесии, когда взаимодействующие силы сбалансировали и нет внутреннего импульса к нарушению равновесия.
Значение равновесных моделей поясняется тем, что отдельные субъекты рынка, фирмы и домохозяйства могут оптимизировать собственное положение, только обладая полной информацией о рынке блага, предлагаемого ими и о рынках ресурсов, потребляемых ими. Отсутствие данной информации вынуждает субъекта принять решение: какое число товара он мог бы продать или купить при изменении цены и при условии, что цены всех других товаров неизменны.
Модель равновесия меж предложением и спросом — это основа микроэкономического анализа рынка.
Виды экономических моделей
Экономическая теория, как наука имеет не лишь собственный предмет (что исследуется), но и особенные методы изучения (как изучается). Самым важным способом является построение экономических моделей.
Мы широко пользуемся моделями в повседневной жизни, даже это не осознавая. Типичная модель — это карта города, то есть его образ, который описан по определенным правилам. На ней мы можем увидеть расположение транспортных магистралей и улиц, объектов, которые нас интересуют. Такая карта не включает в себя, однако, информацию, которая представляется в этом случае неважной (состояние дорожного покрытия, чистота улиц, время работы магазинов и так далее).
Экономическая модель аналогично является упрошенным формальным описанием сторон экономического явления, интересующих нас.
Модели бывают двух видов: равновесные и оптимизационные. Оптимизационные модели применяются для изучения поведения особенных экономических агентов или их групп и указывают, как группы экономических агентов увеличивают собственное благосостояние. Примеры — это модель поведения отдельного потребителя, модель поведения фирмы. Равновесные модели необходимы для изучения отношений меж группами экономических агентов. Пример — это модель образования рыночной цены под влиянием спроса покупателей и предложения продавцов.
Правильная экономическая модель имеет некоторые характеристики:
- допущения и посылки модели реалистичны и содержательны;
- ее не перегрузили детали информации, которые содержатся в ней, должно быть не более необходимого для разрешения поставленной задачи;
- модель дает возможность предсказать объяснить наблюдаемые реально экономические явления;
- можно собрать информацию, которая соответствует условиям модели.
Весьма важную роль в экономике имеют математические модели. Их использование дает возможность не просто в общем делать предположения в отношении различных событий, однако довольно точно рассчитать числовые последствия определенных решений и дать тем самым конкретные рекомендации бизнесу и правительству. Вот, к примеру, весьма актуальный вопрос о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) России. Сторонники вступления говорят о его достоинствах, противники обращают внимание на минусы, но лишь грамотные экономисты на основании эконометрических моделей могут сказать: «Тут выигрыш составит приблизительно столько-то, а в данной области очень возможны такие потери».
Модели строят для позитивного и нормативного анализа. Положительный анализ устанавливает следствия и причины экономических явлений, не оценивая их. Данный анализ отвечает на вопросы, например: «Почему и что происходит сегодня в экономике?», «Почему и что происходило вчера?», «Что будет, если?..» К примеру, русский богатырь видит указатели на распутье: «Пойдешь направо — потеряешь коня. Пойдешь налево — потеряешь голову» и так далее. Все это — типичные примеры положительных утверждений.
Наоборот, нормативный анализ включает в себя оценку желательности тех или других последствий. Круг вопросов: «Что необходимо сделать, чтобы?..» Нормативный анализ включает в себя, следовательно, рекомендательную часть. Между этими двумя типами анализа есть тесная взаимосвязь: нормативные утверждения оказывают влияние на выбор предмета положительного анализа, тогда как итоги последнего облегчают достижение нормативных целей.
К примеру, признано нужным уменьшить экономическую инфляцию. Это нормативное утверждение. Однако достигнуть этой цели можно по-разному:
- увеличив налоги для уменьшения дефицита государственного бюджета;
- сократив государственные расходы;
- заморозив цены на главные типы энергоносителей и сырья;
- ограничив увеличение курса доллара в отношении рубля и так далее.
Выбрать наилучший метод дает возможность позитивный анализ. К примеру, увеличение налогов вызовет то-то и то-то, снижение расходов государства — к тому-то и тому-то… Таким образом, экономическая теория не лишает людей выбора, но дает возможность сделать данный выбор более ответственным и осознанным.
Мы коротко рассмотрели микроэкономику: способы, предмет изучения, стадии развития, отличия от макроэкономики, проблему экономического выбора, требования, главные виды, этапы создания моделей. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу
Мне, дилетанту не имеющего теоретической подготовки трудно рассуждать на тему. Однако более 70 лет жизни дают право на свое мнение. Первая проблема – отсутствие системы. Под системой понимаю совокупность форм воздействие, которых позволяет решать комплекс задач, добиваться такого уровня эффективности воспитательного воздействия, который не в состоянии решить ни одна отдельно взятая структура. Отличительными признаками любой системы называют связь, целостность и обусловленную ими устойчивость – множество внешних точек опоры, прочные связи .между отделами идеологии, образования, культуры, спорта и туризма, РВК, экологии, ,ДОСААФ – БСВВА – Союз офицеров – БРСМ и т. д.
К примеру Правительством в третий раз, за последние 20 лет, инициируется создание Координационных центров общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи. Местными органами управления эта та работа даже не начата. Таким образом “подростки наше будущее!” о котором не говорит разве только самый ленивый чиновник полностью выпадает из сферы нашего внимания. А ведь в истории России есть уникальный пример: ” Потешные полки” – давшие начало регулярной армии… Стоит пробовать создать “ПОТЕШНЫЕ кооперативы” и направить педагогику на то, чтобы создавать их цивилизованными. В таком случае мы можем мечтать о возрождении социализма а вместе с ним и СССР…