Добавлено в закладки: 0
Что такое закон предложения? Описание и определение понятия.
Закон предложения – это экономический закон, который выявляет прямую зависимость меж количеством на рынке и ценой товара. Чем цена товара выше, тем больше доля его предложения. Закон предложения – функциональная зависимость, график которой являет собой позитивно наклонённую кривую. Кривая указывает, сколько товаров производители готовы продать в определённый момент времени по своим ценам. Функция предложения определяет число услуг и товаров, которые появляются на рынке зависимо от разных факторов: количество продавцов, технологии производства, цены на средства производства и другие.
Предложение
Предложение — это желание и возможность производителя (продавца) предлагать собственные товары для реализации по определённым ценам на рынке. Такое определение описывает предложение и отображает с качественной стороны его суть. Предложение в количественном плане характеризуется по своим объёму и величине. Величина, объём предложения — это количество услуг, продукта, товара, которое производитель (продавец) может, желает и способен соответственно с производительными возможностями или наличием предложить для продажи на рынке при определённой цене в течение конкретного периода времени.
Величина предложения, как и объём спроса, зависит не только от цены, но и от некоторых неценовых факторов, в том числе производственных возможностей, состояния технологии, ресурсного обеспечения, уровня цен на другие товары, инфляционных ожиданий.
Закон предложения — при других неизменных факторах объём (величина) предложения увеличивается по мере увеличения на товар цены.
Увеличение величины предложения товара при увеличении его цены обуславливается в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены увеличивается прибыль и продавцу (производителю) становится выгодным продавать больше товара. Реальная картина на рынке гораздо сложнее, чем эта простая схема, но тенденция, выраженная в ней, имеет место.
Факторы, которые влияют на предложение:
- Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
- Наличие товаров-заменителей.
- Объём и доступность ресурсов.
- Уровень технологий.
- Природные условия
- Дотации и налоги.
- Размеры рынка
- Ожидания (социально-политические, инфляционные)
Эластичность предложения
Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения, которые проходят в связи с увеличением цен. В ситуации, когда увеличение предложения больше роста цен последнего характеризуется как эластичное (эластичность предложения более единицы — E> 1). Если прирост предложения равняется приросту цен, предложение называют единичным, а показатель эластичности равняется единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше, чем прирост цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения менее единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует реакция (чувствительность) предложения товаров на изменении их цен.
Эластичность предложения связана с такими факторами, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и его особенность к длительному хранению. Особенности производственного процесса дают производителю возможность увеличить производство товара при увеличении цены, а при уменьшении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение данного товара эластично.
Эластичность предложения связана с часовым фактором, когда производитель не могут быстро реагировать на изменения цены, так как для дополнительного производства товара необходимо значительное время. К примеру, увеличить производство автомобилей за неделю почти невозможно, хотя цена на них может многократно возрасти. В таких случаях предложение неэластично. Для товара, который не может длительное время сохраняться (к примеру, продукты, которые портятся быстро), эластичность предложения будет малой.
Многие экономисты выделяют такие факторы, которые изменяют предложение:
- Изменения в себестоимости производства за счёт цен на ресурсы, изменения дотаций и налогов, новых технологий, достижений техники и науки. Уменьшение себестоимости дает производителю возможность доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости вызывает противоположный результат — предложение уменьшается.
- Изменения цен на прочие товары, в частности на товары субституты.
- Индивидуальные вкусы потребителей.
- Перспективные ожидания производителей. При прогнозах в отношении увеличения цен производители в будущем могут сократить предложение, чтобы скоро продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание уменьшения цен вынуждает производителей избавиться как можно скорее от товара, чтобы не получить в будущем убытков.
- Число товаропроизводителей влияет непосредственно на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем больше предложение и наоборот, при уменьшении количества производителей резко уменьшается предложение.
Кривая предложения
Кривая предложения (график предложения) указывает соотношение меж рыночными ценами и числом товаров, которые производители желают предложить.
Главный фактор, который влияет на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары фирмы изготавливают ради прибыли. К примеру, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают больше пшеницы, так как пшеницу на данный момент выгоднее продать, нежели другую культуру. И наоборот.
Второй фактор, который влияет на передвижение кривой предложения — это технический прогресс. Более эффективный трактор, новый посевной материал, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это дает фермеру возможность уменьшить затраты производства и изменить предложение собственного товара. Производственные затраты — это главный элемент долговременного воздействия на «кривую предложения».
История осознания закона
Мусульманский арабский философ, социальный мыслитель, историк Ибн Хальдун в XIV веке постулировал, что цена услуг и товаров определяется предложением и спросом. Когда товар редок и пользуется спросом, его цена высока, а когда товара много и он спросом не пользуется, то его цена будет малой. Предприниматель в погоне за прибылью будет покупать товар там, где он не является дефицитным и дешевле, и продавать по более высокой цене там, где он пользуется спросом.
Детальная разработка закона спроса и предложения впервые возникла в трудах перуанского и испанского экономиста и юриста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.
Его теория субъективной стоимости вызывает различение элементов предложения и спроса внутри рынка. Матьенсо применяет термин «конкуренция», чтобы описать соперничество в свободном рынке. Это послужило основанием определения понятий публичных торгов и соперничества продавцов и покупателей.
Мы коротко рассмотрели закон предложения: эластичность, кривая, история осознания. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.