Добавлено в закладки: 0
Что такое государственный бюджет? Описание и определение термина
Государственный бюджет – это самый главный из финансовых документов государства. Он включает в себя сметы всех государственных органов, ведомств, правительственных программ, и др. В государственном бюджете предусматриваются потребности страны, которые будут удовлетворяться за счет средств, содержащихся в ее казне. В бюджете определяются также источники поступлений в казну государства, и размеры этих поступлений. Бюджет России составляется на основе бюджетов нескольких уровней: федеральный бюджет, региональные и муниципальные бюджеты.
Государственный бюджет — самый главный финансовый документ страны. Он представляет из себя совокупность финансовых смет всех ведомства, государственные службы, правительственные программы и т. д. В нём определены потребности, которые подлежат удовлетворению с помощью государственной казны, в то время как указываются источники и размеры предполагаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства при формировании, рассмотрении, утверждения, исполнения бюджета, а также составления и утверждения отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, которые входят в бюджетную систему РФ) называют бюджетным процессом.
Что такое государственный бюджет. В бюджетную систему Российской Федерации входят наличие следующих бюджетов
- Федерального бюджета
- бюджета субъектов Российской Федерации (региональный бюджет)
- бюджета муниципальных образований (местный бюджет)
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовым обслуживанием исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации занимается Федеральное казначейство.
Если запланированные доходы государственного бюджета будут превышать его расходы, то это можно назвать бюджетным профицитом (или профицитом бюджета). Запланированное превышение расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом (или дефицитом бюджета). Если при исполнении бюджета на уровень дефицита бюджета превышается в установленное при утверждении бюджета значение, или происходит значительное снижение положенное в бюджет значение ожидавшихся доходов, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) может принять решение чтобы ввести установленное законом механизм уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называют секвестром.
Доходами государственного бюджета являются денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в связи с действующей классификацией, а также при существующем законодательстве.
Доходы формируются за счёт:
- налоги, которые взимаются как центральными, так и местными органами власти;
- неналоговые доходы, которые складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, которое находится в государственной собственности;
- доходы целевых бюджетных фондов.
В согласии с последней редакцией бюджетного кодекса доходами бюджета можно назвать и налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.
Расходы
Расходы государственного бюджета — являются денежными средствами, которые направлены на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Расходы, которые имеются можно разделить на следующие группы:
- военными;
- экономическими;
- на социальные нужды;
- на внешнеполитическую деятельность;
- на содержание аппарата управления.
Государственный бюджет составлен правительством и утвержден высшими законодательными органами (в России – как закон Государственной Думы Федерального Собрания РФ). При завершении финансового года Правительством Российской Федерации должен быть предоставлен отчет об выполнении бюджета.
Важнейшими частями государственного бюджета являются его доходная и расходная части.
- доходная часть – указывает источники денежных средств бюджета;
- расходная часть – указывает в каком направлении будут использованы накопленные государством средства.
Доходная часть пополняется:
- налогами;
- государственными займами (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
- эмиссиями (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
- займами у международных организаций.
Структура расходной части
Структура расходной части бюджета в развитых странах:
- социальными нуждами (не менее 50% всех расходов);
- поддержанием обороноспособности страны (примерно 20%);
- обслуживанием государственного долга;
- предоставлением дотаций предприятиям;
- развитием инфраструктуры (на нужды дорог, связи, транспорта, внешнего энергоснабжения, озеленения и др.).
Структуру расходной части бюджета можно определить по актуальности поставленных задач и способов их решения в соответствии с выбранной экономической политикой.
Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. В таком случае возможными могут быть три различных варианта:
- Сбалансированным бюджетом – расходы бюджета равняются доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.
- Дефицитным бюджетом – расходы бюджета превышают доходы. Дефицит – является разностью расходов и доходов бюджета.
- Профицитным бюджетом – доходы бюджета превышают расходов. Профицит – является разностью доходов и расходов бюджета.
Бюджетный дефицит
Источниками покрытия бюджетного дефицита являются
- Государственными займами (политика дефицитного бюджетного финансирования)
- Внутренними займами – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).
- Внешними займами – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.
Дефицитное бюджетное финансирование может служить важным средством предостерегающее против спадов частных инвестиций и потребления, а это означает и против сокращения занятости. Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. Результатом напечатания дополнительных денег может возникнуть угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, которая выливается в рост цен), потому что создан добавочный спрос на товары и услуги. Когда инфляция принимает угрожающие размеры, Приходится незамедлительно сокращать бюджетные расходы.
Факторы, которые влияют на состояние государственного бюджета
- долгосрочными тенденциями налоговых поступлений и государственных расходов;
- фазой экономического цикла в стране;
- текущей политики государства.
Государственный долг
Государственный долг является суммой задолженности государства займам, которые выпущены и не погашены, включая начисленные по ним проценты. Обслуживание долга является выплатой процентов по задолженности, а также постепенное погашение основной суммы долга.
Внутренний государственный долг является долговыми обязательствами федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, которые выражены в национальной валюте.
Внутренние долговые обязательства:
- Рыночные являются долговыми обязательствами, которые выпущены государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
- Нерыночные – могут возникнуть в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)
Внешний государственный долг является задолженностью государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., которые выражены в иностранной валюте
Внутренний государственный долг является результатом дефицита бюджета а также выпуска облигаций государственного займа чтобы его покрыть. Государство является должником владельцев облигаций.
Причинами возникновения внутреннего государственного долга
- Получить государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, которые выражены в национальной валюте.
- Осуществлять государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
- Предоставлять бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
Показатели внешнего долга
Внешний государственный долг является более серьезной проблемой. При появлении внешнего долга возникает не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода при оказании финансовой помощи кредиторы могут требовать выполнения ряда условий. Внешний государственный долг может подразумевать жесткие сроки погашения кредита, при несоблюдении которых можно нарваться на санкции.
Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
- величиной долга на душу населения;
- отношением долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);
- отношением величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
- расходами по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
- отношением внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
Реструктуризация долга является пересмотром условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация может производиться в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
Меры по управлению государственным долгом:
- Недопущением долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
- Поиском средств для выплаты долга.
- Нейтрализацией негативных последствий государственного долга.
- Эффективным использованием средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.