Добавлено в закладки: 0
Что такое бюджет федеральный? Описание и определение понятия.
Бюджет федеральный – это финансовый план, который является частью бюджета государства с федеральной системой государственного устройства. Порядок исполнения и формирования федерального бюджета регламентируется на законодательном уровне.
Этот документ является главным, в котором прописываются все перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него проходит Мобилизация финансовых ресурсов для того, чтобы реализовать социальную политику государства, регулировать его экономическое развитие, укреплять обороноспособность страны.
С бюджета федерального распределяют основную часть денежных средств для народного хозяйства, разных отраслей непроизводственной и производственной сферы страны.
Рассмотрим, более детально, что значит федеральный бюджет.
Сущность федерального бюджета
Федеральный бюджет Российской Федерации — это основной финансовый план правительства России, имеющий силу закона и который составляется на текущий финансовый год.
Федеральный бюджет — это центральный элемент всей бюджетной системы государства.
Федеральный бюджет состоит из доходов и расходов.
Структура доходов определяется несколькими факторами, прежде всего основными потребностями государства в денежных ресурсах, а также возможностями государства по эффективному использованию этих ресурсов.Есть еще один немаловажный фактор, который определяет структуру доходов федерального бюджета — это особенности экономической политики, которую проводит государство в данный период времени.
Структура расходов федерального бюджета определяется каждый раз основными потребностями и функциями государства.
С экономической точки зрения федеральный бюджет является самым важным элементом макроэкономической политики государства, так как именно он обеспечивает активное накопление денежных ресурсов, а также несет огромную ответственность за их эффективное распределение.
Стоит отметить, что большая часть платежеспособного спроса формируется именно за счет бюджетных средств. Это достигается посредством того, что из федерального бюджета выплачиваются существенные объемы заработной платы, осуществляются крупные капиталовложения, приобретаются необходимые товары и услуги.
Существуют определенные параметры федерального бюджета, которые непосредственно влияют на самые важные показатели макроэкономики— сюда включаются: объемы инвестиций и производства, уровень занятости населения и их доходы, валютный курс и процентную ставку.
Таким образом, подведя итог вышесказанному, можно с уверенностью определить федеральный бюджет по своей сути и содержанию как инструмент политики и одновременно экономическая категория.
Федеральный бюджет по своей форме – это финансовый план государства, то есть, проще говоря, план по сбору и использованию финансовых ресурсов в целях обеспечения главных государственных функций.
Если посмотреть с юридической точки зрения, федеральный бюджет – это нормативный акт (или закон). Разрабатывается федеральный бюджет органами исполнительной власти, а принимается и утверждается органами представительной (или законодательной) власти.
Доходы и расходы федерального бюджета
Все доходы федерального бюджета делятся на два типа: налоговые и неналоговые.
Налоговые доходы составляют:
- основные федеральные налоги и сборы, которые установлены налоговым законодательством;
- таможенные платежи и сборы, таможенные пошлины;
- государственная пошлина.
Неналоговые доходы формируются за счет:
- доходов от использования и продажи личного имущества;
- части прибыли унитарных предприятий.
Также в доходах федерального бюджета учитываются:
- прибыль Банка России;
- доходы от внешней экономической деятельности;
- доходы от реализации запасов и государственных резервов.
Средства из федерального бюджета используются на такие расходы:
- на обеспечение деятельности президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации , Счетной палаты Российской Федерации , Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
- на функционирование федеральной судебной системы;
- на осуществление международной деятельности;
- на национальную оборону и обеспечение безопасности государства;
- на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- на государственную поддержку воздушного, железнодорожного и морского транспорта;
- на государственную поддержку атомной энергетики;
- на ликвидацию последствий стихийных бедствий федерального масштаба и чрезвычайных ситуаций;
- на исследование, а также использование космического пространства;
- на формирование федеральной собственности в государстве;
- на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
- на компенсацию государственным внебюджетным фондам расходов, а именно: на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, которые подлежат финансированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
- на федеральную инвестиционную программу;
- на официальный статистический учет на государственном уровне.
Когда формируются бюджеты всех уровней, обязательно предусматривается создание резервных фондов. Так, в федеральном бюджете резервный фонд не может превышать 3% уже утвержденных расходов федерального бюджета. Устанавливается размер резервных фондов органами законодательной власти при их утверждении на очередной финансовый год.
Резервные фонды используются прежде всего на финансирование непредвиденных расходов, например, на проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных и непредвиденных ситуаций.
Порядок расходования из этих фондов определяется исключительно правительством государства.
Составление проекта федерального бюджета
Составляется проект федерального бюджета правительством Российской Федерации и основывается на следующих документах:
- на бюджетном письме Президента Российской Федерации;
- на предварительном прогнозе социально-экономического развития государства на будущий год (на основе статистических данных за последний отчетный период, а также на основе намечаемых тенденций развития экономики и социальной сферы в государстве);
- на основных направлениях бюджетной и налоговой политики на будущий год (например, могут быть предусмотрены некоторые изменения ставок некоторых налогов, а также распределения налогов между бюджетами разных уровней);
- на прогнозе сводного финансового баланса на будущий год по всей территории Российской Федерации (то есть имеется в виду прогноз доходов и расходов бюджетов всех уровней по территории Российской Федерации);
- на плане развития государственного сектора экономики.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации выделяют два этапа составления федерального бюджета.
Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета.
Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями.
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
Составленный правительством проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой. Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год , обсуждает его концепцию и утверждает основные характеристики федерального бюджета.
Мы коротко рассмотрели федеральный бюджет и его сущность, структуру, доходы и расходы, а также составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.