Добавлено в закладки: 0
Что такое горизонтальная интеграция? Описание и определение понятия
Горизонтальная интеграция – это одна из разновидностей объединения предприятий внутри одной отрасли или нескольких под отраслей. Особенно широко распространена в отдельных областях промышленности, к примеру, в пищевой. Задачей такой интеграции является углубление специализации, уменьшение издержек производства, повышение эффективности хозяйственной деятельности. Одной из форм подобных систем научно-производственные объединения, которые включают в себя научные подразделения и подразделения другой отрасли, к примеру, сельского хозяйства.
Рассмотрим более детально термин горизонтальная интеграция.
Горизонтальная интеграция в экономике
Горизонтальная интеграция — в микроэкономике и стратегическом менеджменте термин описывает тип собственности и контроля. Горизонтальная интеграция происходит тогда, когда одна фирма берет под контроль или поглощает другую фирму, находящуюся в той же отрасли промышленности и на той же ступени производства, что и поглощающая фирма.
К примеру, один авто производитель берет под контроль другого авто производителя; в данном случае они находятся на одной ступени производства и в одной и той же отрасли промышленности. Монополия созданная посредством горизонтальной интеграции называется горизонтальной монополией.
Преимущества и недостатки горизонтальной интеграции
Горизонтальная интеграция – это интеграция фирм, находящихся на одинаковых этапах производства, на одном звене торговой цепи, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на производстве однотипной или сходной продукции или предоставлении однотипных или сходных услуг.
С одной стороны, горизонтальная интеграция дает ряд преимуществ:
- экономия на масштабах производства, что способствует снижению себестоимости, улучшению качества продукции и стимулирует производительность труда;
- возможность предпринимателю продать свою фирму кому-то, кто уже знаком с этим типом производства. Перспектива выгодной продажи побуждает предпринимателей основывать новые фирмы, стимулируя конкуренцию, облегчая как выход на рынок, так и уход с рынка;
- помогает компаниям преодолевать трудности периода экономической трансформации.
Рост рыночной власти фирм
Наиболее очевидным последствием горизонтальной интеграции является снижение количества независимых фирм-производителей на отраслевом рынке. Согласно традиционной экономической теории, чем больше самостоятельных продавцов на рынке определенной продукции, тем ниже их способность влиять на уровень цен продукции.
Горизонтальная интеграция производителей приводит к так называемому квазиконкурентному рынку или рынку с небольшим числом участников. При квазиконкурентной рыночной структуре высокая концентрация продавцов совмещается с низкими барьерами входа на рынок для потенциальных конкурентов. В связи с этим желание производителей повысить цены сдерживается угрозой появления новых конкурентов, которых будет привлекать высокая норма прибыли на данном отраслевом рынке. Следовательно, квазиконкурентный рынок может обеспечивать эффективный выпуск в отрасли при отсутствии рыночной власти у какого-либо экономического агента.
Возможна и другая ситуация, когда повышение входных барьеров с сохранением небольшого числа крупных фирм-производителей на отраслевом рынке приводит к появлению структуры, называемой олигопольным отраслевым рынком. Объем продаж и уровень равновесной цены на таком рынке определяются характером взаимодействия фирм: либо это будет «ценовая война», сопровождающаяся снижением цен, либо картельный сговор, результатом которого может стать ограничение объема выпуска и рост цен. В этом случае важно понятие «доминирующей фирмы», то есть той, которая контролирует значительную долю совокупного объема продаж отраслевого рынка. За счет этого фирма обладает возможностью влиять на цену и получать высокую прибыль, а ее конкуренты лишь «следуют» за ценой. В российском законодательстве доминирующей признается фирма, рыночная доля которой составляет 35 % и более.
Третий вариант – когда горизонтальная интеграция всех фирм отрасли может привести к появлению монополии, которая обладает всей полнотой рыночной власти в регулировании уровня цен и объема продукции.
Снижение конкуренции может угрожать общественному благосостоянию, однако такая точка зрения может быть оспорена, если принять во внимание следующие последствия горизонтальной интеграции.
Появление синергических эффектов
Интеграция позволяет фирмам снизить ряд издержек, что является результатом синергических эффектов, когда результат деятельности объединения фирм превосходит сумму результатов деятельности разрозненных фирм. Эти эффекты, которые можно разделить на операционные, финансовые и инвестиционные, перечислены в табл. 1.
Появление трансакционных издержек при интеграции в форме договоров или альянсов (частичного объединения собственности)
Очевидно, что каждый участник соглашения преследует свои интересы, которые в ряде ситуаций, а особенно в случае соглашения между конкурентами, не раскрывает полностью своему партнеру. Можно с высокой вероятностью ожидать, что партнер-конкурент воспользуется любой возможностью, чтобы использовать пробелы в договоре или изменившиеся обстоятельства в своих интересах в ущерб другому партнеру. Следовательно, обеспечение выполнения горизонтального соглашения требует высоких затрат, то есть трансакционных издержек.
В этом случае большую роль играет институциональная среда, в которой действуют конкуренты. В государствах с развитой институциональной средой горизонтальная интеграция в форме договоров или альянсов будет более распространена. Тогда как для стран с менее развитой институциональной средой характерно полное объединение собственности компаний, то есть создание организационной структуры, позволяющей снижать или устранять трансакционные издержки между конкретными участниками.
Ослабление рыночной власти поставщиков и потребителей
При высоком уровне концентрации поставщиков фирмам, принадлежащим одной отрасли, необходимо усилить влияние на поставщиков с целью снижения цен на ресурсы. Горизонтальная интеграция фирм может стать способом решения этой задачи.
При концентрации потребителей между предприятиями поставщиков обостряется борьба за крупные заказы потребителей. Для снижения своих цен и выпуска уже более значительного объема продукции поставщикам необходимо укрупняться. Они могут сделать это либо за счет расширения своих производственных мощностей, либо через горизонтальную интеграцию. В первом случае при сохранении числа поставщиков обострение конкуренции между ними значительно снизит цены на их продукцию, поскольку у потребителей появится выбор. Во втором случае высококонцентрированный рынок поставщиков будет противопоставлен высококонцентрированному рынку потребителей, что позволит сохранить уровень цен.
Создание конкурентных преимуществ
Для выживания в конкурентной борьбе фирма должна обладать особыми конкурентными преимуществами, которые следует удерживать и защищать в долгосрочной перспективе. Фирма вырабатывают эти преимущества за счет повышения своей компетентности, наращивания и использования научно-технического потенциала, благодаря которому она сможет поставить на рынок продукцию, отличающуюся от продукции других продавцов.
Стремительное развитие технологий и процессы глобализации экономики заметно изменили не только конъюнктурные экономические факторы, но методы работы по сохранению и развитию конкурентных преимуществ.
Ускорение темпа научно-технического прогресса приводит к увеличению затрат на научно-исследовательские работы, расходов на новые технологии, тем самым усложняя создание новых конкурентных преимуществ. Эти факторы служат дополнительным стимулом к горизонтальной интеграции фирм.
Кроме того, на фоне глобализации экономики и унификации нужд потребителей, интеграция становится необходимостью, прежде всего, для того, чтобы стремительно осваивать перспективные рынки. Компания должна распространять свою продукцию быстрее, чем ее конкуренты. Поскольку размещение в других регионах или странах автономных подразделений связано с высокими издержками, то без кооперации не обойтись. При этом если нужды потребителей в разных географических областях отличаются друг от друга, компания должна дифференцировать свое предложение, чтобы в каждом регионе, где совершаются операции компании, она смогла использовать конкурентные преимущества местных партнеров.
Обеспечение конъюнктурной безопасности
С конкурентной точки зрения, поведение фирмы в любой ситуации определяется логикой конкурентной борьбы, противостояния своим экономическим соперникам. Однако во многих ситуациях фирма целенаправленно избегает конкурентного противостояния, чтобы защитить и обеспечить безопасность собственного производства. Для обеспечения устойчивости конъюнктурных экономических факторов компании готовы понести существенные дополнительные расходы на организацию координационной структуры.
С экономической точки зрения, интеграция позволяет в существенной мере сократить уровень неопределенности и риска на рынке. В противоположность общепринятому представлению о конкуренции, само по себе понятие «интеграция» свидетельствует о союзе между компаниями, обязательствах осуществлять взаимную поддержку и взаимопомощь. Фирмы принимают все эти условия с тем, чтобы гарантировать «мир и безопасность» для каждого из них, чтобы противостоять какой-либо внешней угрозе.
Недостатком такого подхода является допущение, что в рамках одного альянса все партнеры преследуют одну и ту же цель, а именно обеспечение собственной безопасности. Другими словами, интеграция рассматривается только в качестве такого средства, которое позволит усилить группу союзников с помощью целого ряда коллективных действий. На практике же создание альянсов часто приводит к ослаблению одного партнера к выгоде другого. Следует отметить, что такая ситуация характерна в случаи интеграции в форме договоров или альянсов.
Организационное обучение и взаимное дополнение
С точки зрения концепции «организационного обучения» предприятие, как единая организационная структура, является средством передачи «неявного ноу-хау», то есть таких научных и технологических методов, которые очень сложно вербально описать. Основная идея заключается в том, что некоторые технологические разработки являются «организационными», то есть их нельзя рассматривать отдельно от структуры организации, в которой они возникли. Поэтому фирма, которая собирается получить информацию подобного рода, должна вступить в альянс с партнером – держателем данного ноу-хау. Взамен фирма может предоставить партнеру «дополняющие активы». В большинстве случаев для успеха технологически новаторской продукции требуются решение проблемы соперничества в рамках сотрудничества.
Соперничество в рамках сотрудничества
В горизонтально интегрированной группе конкуренция между фирмами выступает под видом соперничества в рамках самого объединения. Речь идет о конкуренции на рынке прибыли, которую предприятия хотели бы перенаправить из объединенной структуры к себе.
Довольно часто в качестве цели интеграции упоминается возможность объединения научно-технического потенциала участвующих партнеров для получения ощутимой прибыли. Однако есть и другая, менее невинная причина: партнеры стремятся усилить свои позиции на рынке в ущерб другому партнеру, например, за счет экономических рычагов.
Соперничество может выразиться через агрессивные намерения одного партнера по отношению к другому: желание овладеть максимальным количеством информации, стремление переманить ключевые трудовые ресурсы, попытки использовать с выгодой для себя полученные и быстро усвоенные уроки, чтобы «догнать и обогнать» своего партнера. Следовательно, создавая интегрированную группу как единое целое, необходимо анализировать механизмы, сдерживающие аконструктивное соперничество, поскольку до определенной степени оно носит позитивный характер. Создание соответствующей институциональной среды для сглаживания негативных последствий соперничества является необходимым условием. Так, например, одним из действенных механизмов цивилизованного разрешения споров между предприятиями, входящими в метакорпорацию, является третейский суд.
Рост издержек контроля и управления в единой фирме при полном объединении собственности
Будучи самостоятельным субъектом на рынке, предприятие само определяет свои действия, и величина прибыли зависит только от его действий; в случае же, когда предприятие входит в состав крупной корпорации, в своих действиях оно подчиняется указаниям более высокой управляющей инстанции, которая определяет уровень дохода фирмы. Следовательно, заинтересованность в эффективности своей деятельности у предприятия снижается и возникает необходимость создания дополнительных структур управления и контроля в рамках корпорации, что может привести к увеличению соответствующих расходов.
Анализируя ситуацию в мировой черной металлургии, можно констатировать, что в последнее десятилетие усилились интеграционные процессы. Так, доля на мировом рынке десяти крупнейших сталелитейных корпораций увеличилась с 15 до 25%. В трубной промышленности четыре интегрированные корпорации Tenaris, Vallourec&Mannesmann Tubes, Sumitoma и Трубная металлургическая компания (ТМК) контролируют около 45% мирового производства стальных бесшовных труб. Мотивами практически всех объединений являются получение синергических эффектов, взаимодополнение активов, объединение сбытовых сетей и результатов НИОКР и, наконец, привлечение значительных инвестиционных ресурсов. Результатом процессов интеграции стал переход на качественно новый уровень крупномасштабного производства с комплексным обслуживанием крупных потребителей по всему миру с использованием информационных технологий. Очевидно, что консолидация производителей предоставляет возможность ведения успешной международной деятельности в условиях глобализации мировой экономики. Поэтому для российских корпораций едва ли можно предложить другой путь, нежели интеграция, при условии доминирования новой парадигмы экономического развития.
Таким образом, метакорпорации наряду с явными антиконкурентными последствиями объективно позволяют повысить эффективность хозяйственной деятельности, а в некоторых случаях способствуют сохранению отраслей в рамках национальных экономик. При динамичном развитии глобализации и структурном изменении мировой экономики происходят процессы интеграции, задачи которой заключаются в повышении устойчивости и продолжительности существования метакорпораций, приспособлении и активном воздействии на внешнюю экономическую среду.
Представляется, что на сегодняшний день разработка комплексной теории метакорпораций является одной из важнейших составляющих в развитии экономической теории и теории менеджмента.
Мы коротко рассмотрели определение термина горизонтальная интеграция, его историю возникновения и значения сегодня. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.