Франшиза по грузчикам - 150 000 руб/мес., без офиса и оборудования
Сохрани, что этот термин значит - знай, что это такое
0 0

Монопсония

Добавлено в закладки: 0

Что такое монопсония? Описание и определение понятия

Монопсония (от греч. μ?νος — один и ?ψων?α — покупка) — это рыночная ситуация, когда на предложение большинства продавцов способен откликнуться лишь один покупатель, диктующий собственные условия взаимодействия (цены и объем продаж).

Зачастую монопсония появляется на рынке труда, когда есть множество сотрудников и лишь одно предприятие, заинтересованное в этой рабочей силе. Данная ситуация типичная для малых населенных пунктов с одним большим предприятием, которое называется градообразующим.

Условия для возникновения монопсонии

Условия, при которых на рынке труда может появиться монопсония, таковы:

  • когда на рынке взаимодействует большое число специалистов, которые не объединены в профсоюз и единственная компания-наниматель (или группа фирм, которые выступают в роли единственного нанимателя);
  • когда компания-наниматель заинтересована в найме специалистов лишь определенной профессии;
  • когда специальность основной массы сотрудников характерна малой мобильностью ввиду социальной или географической ситуации, или потребности усовершенствования квалификации или получения новой специальности;
  • компания-монопсонист устанавливает уровень зарплаты, вынуждая рабочих или соглашаться на условия, или терять время на поиски работы.

Монопсония может появиться и на бирже, когда обладатель ценных бумаг увеличивает цену, из-за чего большинство покупателей отказывается от участия в торгах. Такую монопсонию называют ложной.

На рынках этого вида определяющее влияние на образование цены оказывают покупатели. Пример монопсонии — это рынок труда, на котором большее число сотрудников, и лишь одно предприятие — покупатель рабочей силы.

Рынок труда с элементами монопсонии — это не редкость. Монопсония

При абсолютном конкурентном рынке труда у предпринимателей широкий выбор специалистов, абсолютна мобильность труда, каждая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отображает граничные издержки на наем ресурса — труда. В условиях монопсонии непосредственно компания-монопсонист олицетворяет собой отрасль, потому кривые предложения труда для отрасли и фирмы совпадают. Но для отдельной компании-монопсониста кривая предложения труда указывает не граничные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда — это кривая средних издержек (ARC), а не граничных.

В отношении бирж монопсония также может быть ложной, к примеру, когда при высокой цене большая часть покупателей в торги не включается.

Если монополия – это некоторый феномен контроля рыночной цены фирмой-монополистом, когда действует только один продавец, то при монопсонии, власть над ценой находится у существующего в единственном числе покупателя.

История исследования монопсонии

Монопсония 3Особенные заслуги в исследовании этого рынка принадлежат английскому экономисту Робинсон Д. Считают, что понятие «монопсония» ввел в научный оборот именно Робинсон Д., но, в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» она ссылается на Халварда Б.Л., который подсказал ей этот термин.

До того как производить анализ установления цен при монопсонии, нужно сравнить рынки несовершенной и совершенной конкуренции «глазами потребителя». При совершенной конкуренции на рынке есть много продавцов и покупателей. Как взятый отдельно продавец не в силах воздействовать на цену в данных условиях, так и взятый отдельно покупатель не в состоянии изменить цену товара, приобретаемого им. Линия спроса на товары продавца при совершенной конкуренции абсолютно эластична. Аналогичным образом, для линии предложения покупателя при совершенной конкуренции характерна абсолютная эластичность. То есть когда покупатель предложит за товар меньше денег, чем рыночная цена, которая установилась, то он ничего не приобретет. Предложив больше денег, он приобретет товар в таком количестве, которое необходимо.

Необходимо сравнить кривые предложения и спроса при совершенной конкуренции как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.

Кривая спроса на товары продавца (производителя) имеет горизонтальный вид, а кривая предложения отвечает восходящей кривой граничных издержек MC.

Второй график – это зеркальное отражение первого графика. Это значит, что покупателей при совершенной конкуренции весьма много, и каждый из них не может повлиять на кривую предложения S собственными покупками, то есть они являются также «ценополучателями». Поэтому горизонтальный тип кривой предложения на графике — это признак совершенной конкуренции среди покупателей.

Стабильность цены при совершенной конкуренции для потребителя обозначает, что он никоим образом не оказывает на нее влияние и выполняются все условия рыночного равновесия: P = AC = MC. Оплачиваемая покупателем цена P совпадает полностью с граничными издержками получения товара. О чем это говорит?

Монопсония 5Граничные издержки приобретения – это добавочные издержки потребителя при покупке им единицы товара дополнительно. Потребитель уплачивает товар, покупаемый им, по некоторой цене. Цена – это его издержки как покупателя. В ситуации, когда цена стабильна при приобретении каждой добавочной единицы товара, граничные издержки получения данного товара будут также постоянными. Об этом и говорит горизонтальная линия предложения.

Таким образом, когда P = AC, линия предложения S — это линия средних издержек (AC) и совпадает с линией граничных издержек приобретения (MC) покупателя. При совершенной конкуренции, когда смотреть со стороны покупателя, линия предложения S также является линией граничных издержек получения товара MC и линией средних издержек AC.

Условие равновесия

Монопсония 6Основное условие равновесия производителя — это равенство MC = MR. Соответственно, аналогичного поведения на рынке обязан придерживаться и потребитель, т.е. произвести сравнение собственных граничных издержек и граничного дохода, когда желает достигнуть равновесия.

Таким образом, граничные издержки потребителя – это его добавочные затраты на приобретение добавочной единицы товара. В ситуации, когда цена покупаемой продукции стабильна, то она равняется граничным издержкам потребителя. Но что являет собой граничный доход MR потребителя? Когда он покупает товар, то, как известно, руководствуется собственной граничной полезностью MU. Прирост дохода для покупателя – это прирос полезности. Соответственно, кривая спроса D потребителя – это кривая граничной полезности MU, или кривая граничного дохода MR.

На рынке при монопсонии есть не много, а один покупатель. Как же будет выглядеть кривая предложения в данных условиях?

Необходимо заметить, что кривая предложения в данных условиях будет отображать не лишь предложение одной взятой отдельно компании, а в целом всей отрасли. Так как перед монопсонистом разворачивается весь рынок, и за его желание получить товар будут конкурировать много производителей некоторой отрасли.

Когда покупатель один, а много продавцов, то конкуренция вспыхнет именно меж продавцами, и цена товара будет уменьшаться. Таким образом, монопсонист может диктовать собственную цену на получаемый товар и устанавливать ее на низком уровне, недели при совершенной конкуренции.

Монопсония 2Известно, что монополист, контролируя цену товара, может установить ее на уровне, который будет больше равновесного уровня цен при совершенной конкуренции, а объем изготовления установить меньше, чем при совершенной конкуренции. Какой объем покупок у монопсониста? Ниже или выше уровня условий совершенной конкуренции? Ответ на этот вопрос является неоднозначным. Все будет связано с условиями предложения в целом отрасли и соответствующего уровня цены предложения. Но до того, как рассмотреть условия предложения, необходимо рассмотреть вопрос: связана ли власть монопсониста с конкретным видом товара? Очевидно, да. Сопротивляться давлению монопсониста могут производители нескоропортящейся продукции, так как они могут определенное время искать другого покупателя и придержать товар. Но что делать производителям скоропортящихся товаров (к примеру, сельскохозяйственной продукции)? Возможно, они находятся в большей зависимости от покупателя, который диктует собственные условия. Конечно, это далеко не единичный пример. К примеру, алмазы – не скоропортящийся продукт. Но, корпорация «De Beers», которая является монопсонистом при приобретении алмазов у добывающих компаний, диктует собственные условия на рынке. Часто, условия монопсонии устанавливают и на рынке труда.

Итак, покупатель, являющийся монопсонистом, контролируя объем собственных покупок, может влиять на рыночную цену получаемого товара. То есть, он является «ценоискателем». Рыночная цена предложения с точки зрения монопсониста будет отображать существующую динамику средних издержек отрасли в целом. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отображающая совокуность средних издержек различных фирм данной отрасли

Кривая предложения монопсонии

Кривая предложения для монопсониста – это кривая средних издержек отрасли (AC). Каждая точка, находящаяся на кривой AC, отвечает некоторому уровню цены предложения покупателя-монопсониста при покупке им какого-нибудь числа товара Q.

Как видно из графика, для монопсониста цена предложения может быть:

  1. Уменьшающаяся – нисходящая ветвь AC (достаточно редкий случай);
  2. Увеличивающаяся – восходящая ветвь AC.

Монопсония 4Таким образом, цена предложения на рынке, которая контролируется монопсонистом, может быть как увеличивающаяся, так и уменьшающаяся. Поэтому граничные издержки получения товара (MC) покупателя-монопсониста перестают быть стабильными (как и в условиях совершенной конкуренции); они могут быть понижающимися повышающимися (т.к. MC отображает динамику кривой средних издержек AC).

Кривая спроса монопсонии

Рассмотрим самую распространенную ситуацию, когда кривая спроса D монопсониста пересекает отраслевую кривую предложения AC при увеличивающейся цене предложения

Покупатель-монопсонист, при увеличивающейся цене предложения, также столкнется с увеличивающимися граничными издержками получения продукции; кривая MC будет выше, чем восходящая ветвь кривой предложения AC. Эти кривые трактуются таким образом:

  • AC – это кривая средних издержек, которые устанавливаются в отрасли (для монопсониста – это кривая предложения товара);
  • MC – это кривая граничных издержек, которые установлены в отрасли (для монопсониста – это кривая его граничных издержек получения продукции);
  • D – кривая спроса (для монопсониста – это кривая граничной полезности, или граничного дохода MU, или MR).

Найдем точку равновесия монопсониста на пересечении кривых MR и MC.

Точка E – место, где пересекаются кривые D и MC. На кривой AC расположены точка E1, которая определяет уровень цены получения покупателя-монопсониста P1. Она меньше, чем цена P0, которая установится в условиях совершенной конкуренции покупателей. На этом графике покупатель-монопсонист приобретает товар в числе Q1, что меньше числа Q0 при совершенной конкуренции. Таким образом, число получаемого товара монопсонист определяет, проводя сравнение своих MR и MC и находя их точку пересечения.

Анализ несовершенной конкуренции со стороны монопсониста вызывает те же выводы в отношении отклонения цен от состояния равновесия при совершенной конкуренции. Разница лишь в том, что монополист устанавливает цену больше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонист – ниже уровня, который был бы при совершенной конкуренции.

Сравнение равновесия монопсонии и монополии

  • Кривая спроса в условиях монополии делится на кривую MR и кривую D. В условиях монопсонии кривая предложения разделяется на кривую MC и кривую AC (предельные издержки приобретения).
  • При монополии кривая граничного дохода – это MR. При монопсонии кривая граничного дохода покупателя-монопсониста – это кривая D, или кривая граничной полезности MU.
  • При монополии все возможные точки рыночной цены продажи товара находятся на кривой спроса D. При монопсонии все точки рыночной цены покупки продукции находятся на кривой предложения AC.
  • При графическом анализе монополии сначала ищут точку пересечения кривых MC и MR, и лишь затем проводят вертикаль до кривой спроса D. Так определяют уровень продажной цены. При анализе монопсонии сначала ищут точку пересечения кривых MR и MC (D), и затем проводят вертикаль до кривой предложения покупателя-монопсониста AC. Так определяют уровень цены приобретения.
  • При совершенной конкуренции со стороны продавца цена равновесия установится на уровне пересечения кривой предложения MC и кривой спроса D. И она была бы меньше, чем монопольная цена. При совершенной конкуренции со стороны потребителя цена равновесия установилась бы также на пересечении кривой предложения и кривой спроса для покупателя AC. И она была бы больше цены монопсонии.

Мы коротко рассмотрели монопсонию: условия для ее возникновения. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу



Нет комментариев и отзывов для “Монопсония”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Вы будете первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 

пять × 3 =

Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

один + 9 =