Коносамент

Добавлено в закладки: 0

Что такое коносамент? Описание и определение понятия.

Коносамент с английского переводится, как  «документ», который выдает перевозчик груза,  лицу, которое владеет средством перевозки. Подтверждает на отгружаемую продукцию право собственности. При помощи коносамента исполняется сразу несколько типов операций:

  • перевозчик дает расписку, что груз получен, тут же дают описание визуального состояния груза;
  • является транспортной товарной накладной;
  • подтверждается договор на транспортировку груза;
  • является товарораспорядительным документом.

Кроме всего прочего, коносамент можно применить, как кредит, под отгруженный товар. Ранее коносамент использовался лишь при морских перевозках, теперь же его использование расширилось.

Коносаме́нт (фр. le connaissement; англ. bill of lading, B/L, BOL) — это документ, который выдается грузовладельцу перевозчиком груза. Удостоверяет на отгруженный товар право собственности.

Коносамент одновременно выполняет несколько функций:

  • товарно-транспортная накладная
  • расписка перевозчика в получении для перевозки груза, с одновременным описанием состояния груза
  • товарораспорядительный документ
  • подтверждение договора транспортировки груза

Может являться обеспечением под отгруженные товары кредита.

Изначально коносамент использовался при перевозке морским транспортом грузов. Коносамент сейчас может охватывать транспортировки не только речным или морским транспортом, но и те ситуации, когда транспортировки проводятся различными типами транспорта. В данной ситуации коносамент сквозной.

Требования к содержанию и оформлению коносамента законодательно излагаются в Законе о перевозках грузов морем США, Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, международных конвенциях — к примеру, Конвенции 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте».

Разновидности

КоносаментЕсть несколько видов коносамента. Классический — ордерный коносамент, в котором указывают «грузополучатель „ХХХ“ или по его приказу», что значит, что грузополучатель «ХХХ» может коносамент и соответственно право на груз передать другому лицу при помощи индоссамента (передаточной надписи) и вручения. Число индоссаментов не ограничивается. Это свойство коносамента, как товарораспорядительного документа, применяется широко в международной торговле, давая возможность перепродать во время его следования груз.

Помимо этого, отличают следующие типы коносаментов:

  1. Бортовой. Когда судовладелец выдаёКоносамент 3т бортовой коносамент, он считает, что груз погружается на борт судна.
  2. Коносамент для погрузки на борт судна. Этот коносамент подтверждает, что товары принимаются для погрузки или доставлены под его охрану. Судовладелец после погрузки на борт судна выдаёт бортовой коносамент или связывает документ с датой отгрузки, названием судна в порту отгрузки, указав, что товары находятся уже на борту. Документ при этом должен обладать теми характеристиками, что и бортовой коносамент.
  3. Чистый коносамент. Коносамент, в котором отсутствуют дополнительные оговорки или пометки, прямо констатируют дефектное состояние упаковки или товара. В чистом коносаменте обычно говорится, что полученные товары имеются во внешне хорошем состоянии. К примеру, коносаменты в банковской международной практике при аккредитивной форме расчёта, должны быть по общему правилу чистыми, когда обратное не оговорено специально условиями документарного аккредитива.
  4. Коносамент с оговоркой выдают тогда, когда капитан судна в нём отмечает обстоятельства, которые касаются видимых дефектов упаковки или груза — указывает на моменты несоответствия погрузочному ордеру. Банк принимает к оплате лишь тогда, когда в документарном аккредитиве (условиях оплаты), точно указаны, какие пометки или оговорки допускаются.
  5. Оборотный. Коносамент, который можно передавать от одного собственника к другому. Все коносаменты в принципе предназначаются для того, чтобы их можно было передать от одного лица к другому. Различие есть только в методах данных передач.
  6. Именной коносамент. Коносамент, в котором указывается фамилия получателя груза и нет указания на то, что груз можно передать по его приказу. Такой коносамент ещё называют необоротным.
  7. На предъявителя. Коносамент, который передают простым вручением. На предъявителя коносаменты на практике редко используются.
  8. Пароходный линейный коносамент, сокращённо иногда называемый «S. S. Co’s bill of lading», должен включать в себя все существующие условия договора транспортировки, и держатель коносамента (третье лицо) может узнать из самого документа о них.
  9. Фрахтовый (чартерный) коносамент. Документ, в который инкорпорируют при помощи ссылки отдельные условия договора чартера (перевозки). Этот документ в отличие от пароходного линейного коносамента не считается документом, который оформляет договор морской транспортировки.
  10. Сквозной коносамент. Когда морская транспортировка составляет лишь часть общей перевозки или проводится двумя и больше судоходными линиями, может оказаться, что отправителю удобнее получать сквозной коносамент, этим заключить с несколькими перевозчиками договоры. Грузоотправитель, который выписывает сквозной коносамент, имеет дело лишь с перевозчиком, подписывающим коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации погрузок с последующими транспортировками. Он за это взимает добавочную плату (фрахт). Товары являются доставленными после передачи товара последующим перевозчиком против передачи сквозного коносамента получателем груза.

Реквизиты коносамента

Коносамент 2Главными реквизитами коносамента в согласии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации являются:

  • название отправителя и перевозчика,
  • название судна (когда груз принят на определённом судне к перевозке),
  • название места назначения груза (или при наличии чартера, направление судна или место назначения),
    • название получателя (именной коносамент) с указанием, что коносамент выдан «приказу отправителя», или
    • название получателя (ордерный коносамент) с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» , или
    • указание, что коносамент выдали на предъявителя (коносамент на предъявителя);
  • название места погрузки или приёма груза,
  • фрахт и прочие платежи, которые причитаются перевозчику,
  • название груза, марки, имеющейся на нём, количество мест или мера (объём, вес),
  • подпись капитана или другого представителя перевозчика;
  • место и время выдачи коносамента, количество составленных экземпляров коносамента.

Так как получатель груза не всегда является осведомлённым, на каких условиях производится перевозка (к примеру, при перепродаже груза), то все важные условия транспортировки, как то: ограничение ответственности перевозчика, общая авария, арбитраж, ответственность перевозчика, применимое право и так далее оговариваются обязательно в коносаменте.

Есть типовые формы коносаментов зависимо от направлений перевозки, типа груза.

Мы коротко рассмотрели коносамент: реквизиты, разновидности. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Коносамент”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: