Добавлено в закладки: 0
Сейчас, когда целые государства раскрываются все больше для своих соседей по планете, перемешивая мировоззрения и идеалы, формировавшиеся в течение тысячелетий, продолжают по-прежнему сохраняться два главных подхода к бизнес-культуре.
За всё время существования человеческой цивилизации было множество самых различных культур, в которых успело сформироваться, утвердиться и частично даже исчезнуть много традиций, норм жизни и отличительных особенностей. Но, по конкретным историческим причинам, наиболее противоречивыми по менталитету, взгляду на аналогичные вещи, отношению к бизнесу и субординации стали именно Запад и Восток. Что же делает их особенными?
Начнем с того, что такие формулировки не подразумевают только территориальное расположение, так как основываются на сложном переплетении истории, традиций, культуры и религий. Что интересно, каждый представитель определенной стороны видит «противодействующий лагерь» только в темных тонах, отождествляя его непохожесть на ориентиры с негативными характеристиками, обычные для себя.
Зависимо от культуры ведения бизнеса различаются и определенные основные понятия.
Например, на Западе «работа» предполагает социальный инструмент, который ведет человека вверх по жизненной лестнице.
На Востоке «работа» — это ответственность, а не метод. Человек несет перед своими родителями большой груз, семьей и коллегами, боясь страшно не оправдать надежд.
Также сильно разнится сам смысл «работы».
Если для восточной культуры это больше ассоциируется с самим процессом деятельности и временем, иногда даже больше показательным, то на Западе главное — результат, а не то, сколько сил и времени ты потратил на достижение.
Противостояние индивидуализма и коллективизма
Когда у представителей западной культуры бизнеса индивидуализм становится во главу рабочего процесса, подразумевая каждого работника в отдельности, как человека со своими целями и интересами, который только является временным, по своему желанию, частью рабочего коллектива и фирмы, то в восточном бизнесе, например, в Японии, индивидуализм считается чуть ли не угрозой для самого существования фирмы. Ячейкой общества в культуре коллективизма считается не взятый отдельно человек, а организованная группа, в которой все люди должны взаимодействовать правильно друг с другом, так как даже понятное западному работнику и простое выражение собственных интересов считается гранью наглости и невежества.
Также под призмами индивидуализма и коллективизма можно рассмотреть и непосредственно отношение к сотруднику. Если в западном бизнесе непосредственно человек и его права ставятся во главу угла, так как невыполнение интересов человека граничит с уголовной ответственностью, то в восточной культуре приемлемо жертвовать интересами одного или нескольких работников ради успеха общего дела.
Равенство и иерархия
Еще, к особенно ярким отличиям бизнес-культур Запада и Востока можно отнести взаимоотношение людей в компании. В фирмах с восточноориентированной культурой соблюдают строгую иерархию и субординацию, которая в глазах представителей запада даже иногда выглядит излишним подобострастием. Тут зачастую есть подчеркнуто вежливое обращение, разделение по видам личных кабинетов и даже поклоны, как в культуре Японии.
Если же обратиться к Западу, то тут есть осуждаемое восточной культурой панибратство, или иногда встречающееся задокументированное равенство всех работников. Высокое положение в отличие от первого примера, как правило, обуславливается исключительно способностями и качествами сотрудника, а не его связями и, тем более, правом наследования. Немаловажную роль сыграли в этом языки востока и запада, так как в большинстве европейских, особенно в английском языке, нет никакого деления на «ты» и «вы», в восточных же языках форма обращения к человеку бывает довольно сложной, подчеркивающая обязательно его статус.
Часто подобные различия могут вызвать простое недопонимание меж двумя различными взаимодействующими коллегами, так как каждый из них оценивает работу другого сквозь призму собственной культуры и видения . Именно поэтому так важно знать различия работников, иначе это может иметь довольно неприятные последствия.