Добавлено в закладки: 0
Что такое иностранные инвестиции? Описание и определение понятия.
Иностранные инвестиции – это длительные вложения иностранного капитала в экономические отрасли страны для получения прибыли. Иностранные инвестиции — это инструмент для вывоза предпринимательского капитала.
Зачастую инвестируемые отрасли — это проекты сельского хозяйства, банковская сфера, торговля, различного типа промышленная деятельность. Инвестировать иностранный капитал возможно лишь в незапрещённые области.
В ситуации, когда проект или предприятие национализируются, то государство должно в короткий срок оплатить адекватную компенсацию. Кроме материальных отраслей инвестирования, есть ещё вложения в фонды и ценные бумаги.
Рассмотрим, более детально, что значит иностранные инвестиции.
Иностранные инвестиции в экономике России
Иностранными инвестициями являются все типы имущества и имущественных прав, включая права на итоги интеллектуальной деятельности и другие права, которые не относятся к вещным, вкладываемые зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности для передачи знаний и получения прибыли.
Привлечение зарубежного капитала относят к стратегическим задачам развития российской экономики. Особенную роль в данном процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к современным технологиям, финансовых ресурсам, управленческим навыкам, инновационным услугам и товарам и способствуют напрямую увеличению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому улучшению и росту уровня жизни граждан России. В данной связи образование благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений экономической государственной политики в РФ.
Правовой контроль зарубежных инвестиций на территории РФ проводится Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с дальнейшими изменениями и дополнениями, прочими законами и правовыми актами и международными договорами.
В согласии со ст. 2 данного Закона зарубежная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ, как объекты гражданских прав, которые принадлежат иностранному инвестору, когда такие объекты гражданских прав из оборота не изъяты или не ограничиваются в обороте в РФ соответственно с федеральными законами, включая деньги, ценных бумаг (в местной и иностранной валюте), другого имущества, имущественных прав, которые имеют денежную оценку, исключительных прав на итоги интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также информации и услуг.
Прямые иностранные инвестиции
Под
прямыми иностранными инвестициями подразумевается:
- получение иностранным инвестором не меньше 10% доли, долей (вклада) в складочном (уставном) капитале коммерческой организации, которая создана или вновь создается в форме общества соответственно с Гражданским Кодексом РФ или хозяйственного товарищества на территории РФ;
- вложение капитала в основные фонды филиала зарубежного юридического липа, который создается на территории РФ;
- проведение на территории РФ зарубежным инвестором как арендодателем лизинга (финансовой аренды) оборудования, которое указано в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не меньше 1 миллиона рублей.
Инвестиционный приоритетный проект — это проект, суммарный объем зарубежных инвестиций в который составляет не меньше 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором наименьшая доля (вклад) зарубежных инвесторов в складочном (уставном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не меньше 100 млн руб., которые включены в список, который утвержден Правительством Российской Федерации.
Соответственно с Законом зарубежный инвестор может инвестировать на территории Российской Федерации в любых формах, которые не запрещены законодательством. Зарубежный инвестор может принимать участие в приватизации объектов муниципальной и государственной собственности при помощи приобретения доли собственности или прав в уставном капитале приватизируемой организации.
Законодательством РФ устанавливаются и гарантируются одинаковые права в проведении инвестиционной деятельности и применении итогов для российских и иностранных инвесторов. Ограничения для зарубежных инвесторов при этом можно установить лишь в той мере, в какой это нужно для защиты основ нравственности, конституционного строя, прав, здоровья и законных интересов прочих лиц, обеспечения безопасности государства и обороны страны.
Стимулирование инвестиций
Для стимулирования увел
чения инвестиций и ускорения экономических и социальных развития РФ для зарубежных инвесторов можно предоставить разные льготы. Порядок и виды предоставления данных льгот устанавливает законодательство РФ. В частности, льготы предоставляют зарубежным инвесторам, которые имеют вклад или долю в уставном капитале организации не меньше 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме приобретенных доходов на территории РФ.
Важнейшие положения Закона — это статьи, которые гарантируют права собственности и денежную компенсацию в ситуации ее принудительного изъятия. В согласии со ст. 8 «имущество зарубежного инвестора или коммерческой организации с зарубежными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, включая национализацию, реквизицию, кроме случаев и по основаниям, которые устанавливаются федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
В ситуации реквизиции коммерческой организации с иностранными инвестициями или зарубежному инвестору оплачивается стоимость реквизируемого имущества. Когда прекращается действие обстоятельств, в связи с которыми проведена реквизиция, коммерческая организация или иностранный инвестор с иностранными инвестициями имеет право требовать в судебном порядке возвращения сохранившегося имущества, но обязаны при этом возвратить сумму компенсации, полученную ими, учитывая потерь от уменьшения стоимости имущества.
При национализации коммерческой организации с иностранными инвестициями или зарубежному инвестору возмещают стоимость национализируемого имущества и прочие убытки.
Правила у зарубежных инвесторов
Зарубежный
инвестор также имеет право возместить убытки, причиненные ему в итоге бездействия (незаконных действий) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц данных органов, соответственно с гражданским законодательством Российской Федерации.
Зарубежный инвестор после оплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ, имеет право свободно использовать доход и прибыль на территории РФ для того, чтобы реинвестировать и на беспрепятственный перевод за ее границы прибыли, доходов и прочих полученных правомерно денежных сумм в иностранной валюте в связи с осуществленными ранее им инвестициями (включая: доходы от инвестиций, которые получены в виде дивидендов, прибыли, процентов и прочих доходов; денежных сумм в исполнение обязательств коммерческой организации с зарубежными инвестициями или зарубежного юридического лица, которое открыло собственный филиал на территории РФ, по договорам или прочим сделкам; денежных сумм, которые получены в связи с ликвидацией коммерческой организации с зарубежными инвестициями или филиалом зарубежного юридического лица или отчуждением инвестированного имущества, исключительных прав и имущественных прав на итоги интеллектуальной деятельности; компенсаций и так далее), а вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей информации и имущества в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.
Функции правительства в отношении инвестиций
Соответственно с законодательством реализаци
ю и разработку государственной политики в области инвестиционного международного сотрудничества производит Правительство Российской Федерации, которое:
- определяет целесообразность введения ограничений и запретов осуществления зарубежных инвестиций на территории РФ, создает законопроекты о перечнях указанных ограничений и запретов;
- определяет меры контроля за деятельностью зарубежных инвесторов в РФ;
- утверждает список приоритетных инвестиционных проектов;
- обеспечивает и разрабатывает реализацию федеральных программ привлечения зарубежных инвестиций;
- привлекает инвестиционные кредиты финансовых международных организаций и зарубежных государств на финансирование инвестиционных проектов федерального значения и бюджета развития РФ;
- проводит взаимодействие с субъектами РФ в отношении инвестиционного международного сотрудничества;
- производит контроль за заключением и подготовкой инвестиционных соглашений с зарубежными инвесторами о реализации ими инвестиционных крупномасштабных проектов;
- проводит контроль за заключением и подготовкой международных договоров РФ о взаимной защите и поощрении инвестиций. Координация работы федеральных органов исполнительной власти по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику и аккредитация филиалов зарубежных юридических лиц возлагаются на Министерство экономического развития РФ.
С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось увеличением объемов иностранных инвестиций. В 2007 г. в Российской Федерации поступило 120,9 млрд долл. зарубежных инвестиций, что в 2,2 раза больше показателя 2006 г. Но самый большой удельный вес в общем объеме занимают по-прежнему другие инвестиции, которые осуществляются, как правило, на возвратной основе (займы финансовых международных организаций, банковские и торговые кредиты и так далее).
В условиях разразившегося экономического мирового кризиса в 2008 г. приток зарубежных инвестиций в Россию уменьшился на 14,2% (до 103,8 миллиарда долларов). Прямые иностранные инвестиции при этом уменьшились на 2,8%, портфельные — па 66,3%, другие — на 15,3%.
Главными странами — инвесторами в российскую экономику остаются Нидерланды, Кипр, Германия, Люксембург, Виргинские острова (Великобритания), Великобритания, Франция США. На их долю приходилось около 80% от суммарного объема иностранных накопленных инвестиций, включая и на долю прямых инвестиций — приблизительно 78%.
В течение последнего десятилетия зарубежный капитал направлялся преимущественно в добывающие отрасли промышленности (в среднем больше 22% от суммарного объема), и лишь в 2008 г. лидером по привлечению являлись предприятия обрабатывающего сектора. Следующими объектами по инвестиционной привлекательности остаются общественное питание и торговля (20%), связь и транспорт (12%) и недвижимость (9%) и финансовый сектор (6%).
Большие темпы роста экономики в период с 2001 по 2008 г. снабдили привлекательность российского рынка для зарубежных инвесторов. Но даже в этот период Россия в привлечении инвестиций отставала от прочих стран. Для сравнения: в экономику Китая — лидера в мире по привлечению иностранных прямых инвестиций в 2004 г. вложили 60 млрд долл., а в 2005 г. — 72,4 млрд долл., то есть в 6 раз больше, нежели в РФ. По данным ЕБРР, итоговый объем иностранных прямых инвестиций накопительным итогом составляет приблизительно 6,5% от российского ВВП, что в 5 раз менее, чем средний показатель для прочих европейских стран с переходной экономикой.
В согласии с результатами ежегодного анализа инвестиционной привлекательности рынков разных стран, который был проведен известной консалтинговой фирмой Ernst& Young при помощи опроса топ-менеджеров известных мировых корпораций, Россия в 2009 г. оказалась только на 9-м месте (в 2008 г. была на 6-м), уступая значительно развивающимся и развитым странам.
Соответственно с оценкой прочего консалтингового агентства, Kearney А. Т., Россия занимает только 11-е место по инвестиционной привлекательности.
Особенности иностранных инвестиций
Необходимо также зам
етить, что приток зарубежных инвестиций в РФ имеет некоторые особенности, ставящие под сомнение позитивность и устойчивость наблюдаемых тенденций.
Во-первых, инвестиции в основном поступают в форме торговых и других кредитов. На иностранные источники приходится приблизительно треть всех займов, которые привлечены предприятиями нефинансового российского сектора, и больше половины долгосрочных. В то же время в других странах, привлекающих активно иностранный капитал, преобладают портфельные и прямые инвестиции — их доля доходит до 90% от суумарного объема. Вклад иностранных прямых инвестиций в валовое накопление в России основного капитала в среднем составляет от 2 до 5% от суммарного объема. Для сравнения: в голы последнего экономического подъема в США их доля доходила до 19%, в Бразилии — до 28%, в Польше — до 23%, в Китае — составляет стабильно 10-15%, а в Казахстане данный показатель и достигал вовсе 56%.
Привлечение инвестиций в форме займов создают добавочные риски для состояния экономики и обернулось масштабным оттоком капитала в условиях экономического мирового кризиса.
Во-вторых, зарубежный капитал вкладывается преимущественно в топливно-сырьевые отрасли экономики (переработка и добыча газа и нефти, цветная и черная металлургия), а также в торговлю и пищевую промышленность. К примеру, операторы проекта «Сахалин-1» за 2004 г. инвестировали 1,8 млрд долларов в месторождение. Норвежская фирма Orkla купила кондитерское объединение «СладКо», а бельгийская InBev затратила 650 млн долл. на поглощение SUN Interhrew. Одна из самых крупных сделок в 2006 г. – покупка ОАО «Удмуртнефть» Sinopec (Китай), а в финансовом секторе — приобретение Societe General (Франция) акций Росбанка. «Ашан» в 2008 г. приобрел часть магазинов «Рамстор», a PepsiCo – ОАО «Лебедянский».
Для чего еще нужны иностранные инвестиции?
Наряду с этим зарубежные инвестиции нужны Р
оссии для того, чтобы развить высокотехнологичное производство и отрасли, ускоряя научно-технический прогресс, которые позволяют выйти в мировой экономике на передовые позиции. Но инвестиции в настоящее время проводятся в те типы бизнеса, которые нельзя развивать где-нибудь еще по условиям привязки к местоположению ресурсов или рынкам сбыта.
В-третьих, привлечение из-за рубежа инвестиций в реальный сектор не приводило до недавнего времени к уменьшению вывоза из страны капитала. Напротив, утечка в последние годы капитала по мере увеличения объема зарабатываемой валюты и товарного экспорта неуклонно становилось больше, особенно по «серым» схемам — через фиктивный импорт и невозвращение экспортной выручки. Вывоз из реального сектора капитала дает возможность предположить, что под прикрытием иностранных инвестиций в экономику возвращают деньги, которые имеют российское происхождение, но выведенные предварительно из-под налогового национального контроля.
Невзирая на присвоение России по долговым обязательствам инвестиционного рейтинга ведущими международными агентствами — Fitch, S&P, Moody’s, эксперты отмечают по-прежнему неблагоприятные условия для того, чтобы проводить хозяйственную деятельность в стране, непрозрачность бизнеса, имеющиеся высокие политические риски, слабое продвижение по пути реализации экономических и институциональных реформ.
Основным фактором, который снижаюет инвестиционную привлекательность российского рынка, большая часть инвесторов считают коррупцию. Организация Transparency International, которая оценивает ежегодно уровень коррупции в различных странах мира, в собственном рейтинге за 2007 г. поставила Россию на 143-е место из возможных 180 (в 2004 г. — 126-е из 159). Очевидно, что рост зарубежных инвестиций будет сдерживаться, пока большая часть руководителей иностранных компаний будет оставаться при мнении, что в России весьма трудно проводить бизнес, не отклоняясь от правовых и этических стандартов, принятых в мире.
Еще один существенный фактор, который сдерживает инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки проведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых лицензий, разрешений, виз, заключений и прочих документов в значительной степени усложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов. Важную роль играет упрощение процедур регистрации смешанных и иностранных компаний.
Препятствия для иностранных инвестиций в Россию
Серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций в РФ является несовершенство правоприменительной практики и законодательной базы. В согласии с рейтингом Всемирного экономического форума (ВЭФ), в который включаются 125 стран, в 2007 г. Россия занимала 110-е место по независимости судебной системы, 114-е — по объективности решений чиновников и 120-е — по защите прав миноритариев.
Частое изменение и нарушение ипринципов налогообложения, недостаточная защита интеллектуальной собственности и прав акционеров и, лоббирование интересов больших государственных компаний, криминал в экономике, самоуправство местных властей, несоответствие международным стандартам правил ведения бухгалтерского учета создают увеличенные риски для веления бизнеса в стране.
Таким образом, лишь эффективная реализация административных и экономических реформ, борьба с коррупцией, дерегулирование, усовершенствование правоприменительной практики и законодательства, вместе с активной работой по улучшению российского имиджа и привлечению иностранных инвесторов за границей, дает ей возможность преодолеть последствия кризиса, встать на путь стабильного экономического роста и занять на мировом рынке достойное место.
Мы коротко рассмотрели иностранные инвестиции, их стимулирование, функции и особенности. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.


Конвергенция
Движимое имущество
Импост
Изокванта
Импресарио
Излишек производителя
Императив
Износ
Имущество выморочное
Издержки судебные
Изокоста
Издержки обращения
Избыток
Идентичность
Издержки производства
Издержки вмененные
Затраты прямые
Что такое свободная экономическая зона (особая экономическая зона)?
Зона офшорная
Защита информации
Игра деловая