Добавлено в закладки: 0
Многие специалисты в области юриспруденции занимаются изучением вопроса формирования конкурсной массы. Принято считать, что конкурсная масса являет собой совокупность всего имущества, принадлежащего должнику на праве собственности состоянием на дату нарушения конкурсного дела, а также то имущество, которое было обнаружено до момента закрытия такого дела.
Практика зарубежных стран: США
Если рассматривать понятие имущества в целом, то оно являет собой вещи, а также права и обязанности в их отношении. Многие специалисты данной области знаний задаются вопросом о том, относятся ли к конкурсной массе объекты, предусмотренные нормами статьи 128 Гражданского Кодекса Российской Федерации?
Положительный ответ на данный вопрос даст юридическая практика. Многие страны мира, в частности и США имеют законодательную базу, которая предполагает внесение в круг конкурсной массы самый большой перечень имущества.
Понятия и функции руководителя конкурсом
Любой конкурсный процесс не обходится без специально уполномоченного лица, а именно – руководителя конкурсом или как его называет законодательство «конкурсного управляющего». Это специалист, которого назначает арбитражный суд с целью организации, ведения конкурса и ряда других функций, предусмотренных действующим законодательством.
К функциям такого специалиста относится формирование конкурсной массы в порядке законодательства о неплатежеспособности должников, признание недействительной сделки, которую заключил должник. Судебные органы сходятся во мнении о том, что конкурсная масса имеет собственную правоспособность, а ее управляющий является ее представителем по отношению с другими субъектами
Можно ли изменять конкурсную массу
Понятие конкурсной массы подразумевает возможность внесения в ее состав некоторых изменений в ходе производства по делу. Осуществляются данные изменения путем внесения увеличений или же уменьшений.
Источники увеличения могут быть самые разные. В ходе делопроизводства, управляющий собирает сведения обо всем имуществе, принадлежащем должнику на праве собственности. В числе такого имущества может находится и то, которое обременено залогом или же управлением согласно доверенности.
Требования лиц, выступающих кредиторами по таким правоотношениям, подлежат удовлетворению с помощью конкурса. В таком процессе, имущество, принадлежащее должнику, являющееся предметом залога, подлежит продаже, а средства, полученные от нее, идут на покрытие долгов. Кредиторы в данном случае имеют преимущественные права на удовлетворение своих требований перед всеми другими лицами. Исключение составляют лишь определенные категории лиц. К таковым относятся:
- граждане, которым должник причинил имущественный или моральный вред;
- рабочий персонал, претендующий на получение заработной платы;
- требования, которые существовали до момента подписания договора о залоге и не были удовлетворены.
Многие специалисты не поддерживают данную теорию. Они считают, что залоговое имущество не может быть включено в состав конкурсной массы. В свою очередь, его стоимость должна покрывать требования тех лиц, которые имеют статус залогодержателя.
Практика зарубежных стран (Германия)
Законодательство нашей страны содержит список имущества, которое подлежит внесению в круг конкурсной массы. Такой список базируется на нескольких критериях. Исключению подлежат только отдельные категории. К таким можно отнести вещи, которые передавались согласно с договорами временного пользования, хранения, то есть по тем договорам, по которым право собственности на имущество не переходит к другим лицам. К категориям имущества, подлежащим исключению из данной массы следует относить следующее:
- вещи, изъятые из гражданского оборота и принадлежащие государству;
- вещные права, которые касаются личности должника (право на осуществление предпринимательской деятельности согласно с условиями лицензии);
- другие виды имущества, согласно с нормами законодательства о банкротстве должника.
Законодатели Германии придерживаются позиции о том, что далеко не все имущество можно исключить из круга конкурсной массы.
Режим социально значимых объектов
Не застрахованы от долгов и государственные органы, большие предприятия, имущество которых состоит из объектов, имеющих специальное целевое предназначение, а работа их осуществляется в определенном режиме. Реализация на торгах таких объектов – достаточно сложное дело. Законодательство страны, принятое в 1998-м году, предусматривает их бесплатное отчуждение в пользу органов самоуправления.
По мнению Конституционного суда, выраженном в Постановлении от 16.05. 2000 года №8-П, должник имеет право претендовать на возмещение в адекватном размере, которое помогло бы сбалансировать частные и публичные интересы.
Действующее на сегодняшний день законодательство РФ не закрепляет процедуру определения суммы компенсации, ее начисления и оплаты. Представители местных властей говорят, что их бюджет не рассчитан на покрытие таких расходов. Поэтому такого рода законодательные нормы не имеют практической реализации. В свою очередь, специалисты в области юриспруденции предлагают много путей для разрешения данного вопроса. Остается надеяться, что в ближайшее время представители законодательной власти рассмотрят такие предложения и утвердят определенный механизм.