Добавлено в закладки: 0
Согласно российскому законодательству существует добровольная и принудительная ликвидация компаний и учреждений. Добровольная происходит либо по истечении срока или цели функционирования юридического лица, либо в соответствии с решением его учредителей (участников) или других органов, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Принудительная ликвидация – на основе решения суда (если учреждение осуществляет деятельность без лицензии, запрещена законом и не отвечает целям, указанным в Уставе учреждения).
Законодательство
Решение о ликвидации муниципального общеобразовательного учреждения принимается на основе следующих документов:
- постановление Администрации муниципального района;
- Акт экспертной оценки последствий ликвидации;
- решение Комиссии по проведению данной экспертной оценки (Протокол, №, дата);
- решение собрания граждан города, деревни или села (название, Протокол, №, дата);
- ст. 57- 60, 125 ГК РФ;
- ст. 22, ч. 5 Закона «Об образовании в российской Федерации», согласно которой реорганизация и ликвидация муниципальных школ, допускаются по решению органов муниципального образования «с учетом мнения схода» жителей (в прежнем законе об образовании существовала формулировка «с согласия»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- «Санитарно эпидемиологические правила и нормативы» (п.2.5), согласно которым в сельской местности школа, до которой ученики идут пешком, должна находиться на расстоянии не более 2-4 км, время в пути 15-30 мин. (свыше необходима организация транспортного обслуживание детей);
- «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (от 19.03.2001 № 196, п.82), в соответствии с которыми процесс ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения должен осуществляться только тогда, когда заканчивается учебный год);
- устав муниципального образования.
Постановление Администрации муниципального района должно включать следующие моменты:
- указание на то, что данное МОУ (название, причины) ликвидируется;
- устанавливается срок, в течение которого ее кредиторы могут подать заявление со своими требованиями (обычно в течение 2-х месяцев с момента опубликования решения о ликвидации учреждения в средствах СМИ);
- утверждается план мероприятий по ликвидации, ответственным за выполнение плана считают обычно Управление образованием данного муниципального образования;
- назначается состав ликвидационной комиссии, от которой требуется опубликовать в средствах СМИ (в местной газете, по областному телевидению, в том числе «бегущая строка») объявление о ликвидации школы, порядок, сроки принятия требований кредиторов;
- обеспечить (к конкретной дате) внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации школы;
- получение Свидетельства о ликвидации учреждения, представить это свидетельство в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
- по окончании процесса ликвидации, передать все документы в архив Управления образованием.
В свою очередь, Управление образованием района должно:
- сформировать перечень кредиторской и дебиторской задолженности учреждения (указывается срок, обычно в течение 5-7 дней);
- письменно уведомить всех кредиторов (в случае выявления задолженности);
- провести инвентаризацию имущества школы и представить ее результаты в Комитет по управлению муниципальным имуществом, и до передачи имущества ликвидируемой школы обеспечивать его сохранность;
- ознакомить директора муниципального учреждения с постановлением о ликвидации учреждения, подготовить приказ и уведомить его и работников МОУ о предстоящем увольнении, о предоставляемых в этом случае льготах и компенсациях с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации;
- довести до Центра (Службы) занятости населения данные о высвобождаемых работниках.
Комитет по управлению имуществом данного муниципалитета обязан принять имущество МОУ в муниципальную казну и учесть внесенные изменения в реестре собственности муниципалитета.
Таким образом, существует 2 основных варианта процесса ликвидации школ:
- официальное прекращение всей деятельности;
- перерегистрация: учреждение исключается из Госреестра и регистрируется под другим юридическим «именем».
В результате ликвидации прекращается деятельность образовательного учреждения, аннулируются все его документы (в том числе Устава), удаляются или сдаются в государственный архив все имеющиеся официальные бумаги.
Особенности
Реорганизация – это процесс, в результате которого происходит образование новых и прекращение действия ранее функционирующих юридических лиц.
Согласно п.1 ст.57 ГК РФ реорганизация юридических лиц может осуществляться следующими способами:
- слияние;
- присоединение;
- разделение;
- выделение;
- преобразование.
В случае слияния, присоединения и преобразования все права и обязанности юридических лиц в результате реорганизации переходит к новому образованному юридическому лицу – это требует составления «Передаточного акта». Когда речь идет о разделении и выделении, то права и обязанности распределяются в соответствии с величиной (балансом) вложенных средств.
Реорганизация образовательного учреждения любого вида предполагает, что оно также будет иметь статус «учреждение», осуществляющее некоммерческую деятельность и сохранять целевую направленность. Порядок реорганизации определяется требованиями вышеуказанных актов законодательной власти РФ (кодексов, законов, типовых положений). Требуется принятие целого перечня нормативно-правовых актов муниципального уровня:
- положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации учреждений общего образования;
- план (программа) реструктуризации сети образовательных организаций;
- решение и положение об экспертной комиссии;
- экспертное заключение об оценке социально-экономических последствий реорганизации.
Начало процесса реорганизации МОУ связано с подачей письма главе администрации муниципального образования с указанием следующих моментов:
- причины и способы реорганизации;
- сведения о новых расходах или экономии средств местного бюджета;
- прошение разрешить подготовку проекта о реорганизации.
На конечном этапе – должна быть внесена запись в ЕГРЮЛ, если в результате реорганизации было создано новое юридическое лицо. Обязательным требованием также является обеспечение права обучающихся на продолжение образования в преобразованном или ином общеобразовательном учреждении.
В большинстве случаев реорганизация МОУ в РФ происходит путем присоединения небольших (начальных) школ к более крупным – средним общеобразовательным, часто расположенным в других районных центрах (на занятия в которые школьники вынуждены добираться на школьных или рейсовых автобусах, жить в интернатах). Предполагается, что в результате реструктуризации улучшится качество образования, так как:
- уроки будут вести только специалисты;
- количество учащихся будет доведено до нормативных 20-25 чел.;
- за счет уменьшения затрат на коммунальные услуги и ремонт зданий и увеличения бюджетного финансирования можно обеспечить обновление учебной и материальной базы, и т.д.
В качестве большого недостатка такого вида реорганизации родители учеников отмечают проблему безопасности на дорогах в связи с удаленностью школ, на занятия в которые ученики вынуждены добираться на школьных или рейсовых автобусах.
Оплата труда и защита прав
Согласно российскому законодательству заработная плата работающих граждан включает:
- вознаграждение за труд;
- компенсационные и стимулирующие выплаты .
На размер оклада и/или ставки заработной платы педагогического состава учебных заведений влияет занимаемая должность и степень профессионального мастерства (квалификации). Существуют и дополнительные индивидуальные выплаты работникам (например, премии, материальная помощь, доплата «к Юбилею» и пр.).
За работу вводится компенсационная надбавка, за счет которой происходит увеличение размера оклада. В случае ликвидации или реорганизации школ, их персонал автоматически попадает под сокращение. Поэтому, в соответствии с действующим Трудовым кодексом РФ:
- сотрудники МОУ должны быть предупреждены о предстоящей ликвидации организации или о сокращении штата за 2 месяца, как минимум, до увольнения (ст.180);
- работодатель обязан сообщить об этом профсоюзной организации и Службе занятости не позднее 3-х месяцев (ст. 74);
- при увольнении работнику должно быть выплачено выходное пособие (его размер определяется величиной среднемесячного заработка за последний календарный год – 12 мес. работы), а также компенсация за «неотгулянный» отпуск.
В то же время пособие в размере среднемесячной заработной платы сохраняется только в течение 2-х месяцев со дня увольнения. Но если после увольнения работник на протяжении последующих 2-х недель обратился на биржу труда и был зарегистрирован там в качестве безработного, и в течение последующих месяцев Служба занятости не обеспечила его трудоустройство, он может получить пособие по безработице в размере своего среднемесячного заработка и за 3-й месяц (ст. 178).
Допустим в области муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования “Детско-юношеская спортивная школа в лице директора(вопрос №1-значит он юридическое лицо?).Предупреждает об увольнении в связи с приказом итд.,о реорганизации муниципальных образовательных организаций сокращения численности или штата(срок обозначен в 2 месяца).№2Что будет если не подписывать и не отказыватся?№3Могут ли уволить сторожей,директора принудительно(по статье) при ликвидации и переходу к другому частному лицу(слияние обозначено)?Куда жаловатся можно и какие бумажки нужны что бы приостановить этот процесс?Президенту что ли?