Федеральная антимонопольная служба

Добавлено в закладки: 0

Что такое федеральная антимонопольная служба? Описание и определение понятия

Федеральная антимонопольная служба – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции принятия правовых нормативных актов и контролю за выполнением законодательства в области деятельности естественных монополий (в части полномочий антимонопольного органа, которое установлено законодательством), рекламы, антимонопольного законодательства, контролю за проведением зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону безопасности государства и страны, контроля (надзора) в области оборонного государственного заказа и в области закупок услуг, товаров, работ для обеспечения муниципальных и государственных нужд и согласованию использования закрытых методов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

История

federalnaya-antimonopolnaya-sluzhba-5Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет России по антимонопольной политике и поддерживанию современных экономических структур (ГКАП России), который образован соответственно с Законом России от 14 июля 1990 года «О государственных комитетах РСФСР и республиканских министерствах и». Председателя Комитета назначил Черногородский Валерий. Штатное количество сотрудников аппарата определяется в 150 единиц, ввели Временное положение о ГКАП России, которое утвердило Постановление Совета Министров РСФСР от 10.09.1990 года № 344.

Соответственно с Указом Президента РФ от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете РФ по поддержке новых экономических структур и антимонопольной политике» Для того, чтобы обеспечить развитие рыночных отношений и конкуренцию в Российской Федерации, для исполнения Законов Российской Федерации «О ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и конкуренции» и «О защите потребительских прав» утверждается новое Положение о ГКАП России (добавлены функции и задачи), а количество сотрудников центрального аппарата увеличили до 350 единиц (не учитывая персонал по обслуживанию и охране зданий). Председателем Комитета в ноябре 1992 года назначили Леонида Бочина.

Для воплощения в жизнь Послания Президента РФ Федеральному собранию 1997 года по части приведения структуры Правительства РФ и структуры федеральных органов исполнительной власти в согласие с требованиями преобразований экономического характера. Указ Президента РФ от 17.03.1997 года № 249 «Об усовершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Госкомитет РФ по поддержке новых экономических структур и антимонопольной политике трансформирован в Антимонопольный государственный комитет РФ. Председателем Комитета в августе 1997 года назначили Наталью Фонареву.

federalnaya-antimonopolnaya-sluzhba-622.09.1998 Указ Президента РФ № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднил Государственный антимонопольный комитет РФ (Председатель Фонарева Н. Е.), Госкомитет РФ по развитию и поддержке малого предпринимательства (Председатель Хакамад И. М. ), Федеральная служба РФ по контролю на транспорте естественных монополий (Руководитель БудькоВ. И.) и Федеральная служба РФ по контролю естественных монополий в сфере связи (Руководитель Горячев В. М.). На их месте создано Министерство РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике (МАП России), которому передали функции лишенных силы органов. В качестве министра назначили Геннадия Ходырева.

Количество сотрудников центроаппарата 1189 человек, региональных штабов: 2315 человек. В центральном аппарате были образованы отделы: развития конкуренции на финансовых рынках и контроля за выполнением законодательства о биржах, по правовым вопросам, поддержки и развития предпринимательства, контроля деятельности естественных монополий в сфере связи, контроля работы на транспорте естественных монополий. Положение о Министерстве РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике утвердило Постановление Правительства РФ № 793 от 12.07.1999. В мае 1999 министром стал Южанов Илья.

09.03.2004 Министерство упразднили, а его полномочия передали прочим ведомствам. Задачи антимонопольного федерального органа, которые принадлежали МАП России контроля над работой естественных монополий и над выполнением законодательства о рекламе вновь перешли к созданной Федеральной антимонопольной службе. Руководитель службы — Артемьев Игорь.

Функции

Главные функции Федеральной антимоноfederalnaya-antimonopolnaya-sluzhba-7польной службы – это:

  • контроль за выполнением антимонопольного законодательства, включая область электроэнергетики, применения недр, земли, водных и прочих природных ресурсов;
  • контроль и надзор за выполнением законодательства о естественных монополиях;
  • контроль и надзор за выполнением законодательства в отношении рекламы;
  • контроль в области закупок услуг, товаров, работ для обеспечения муниципальных и государственных нужд;
  • контроль за выполнением законодательства в области оборонного государственного заказа;
  • контроль за проведением зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону страны и безопасность государства.

Основными законодательными актами, которыми руководствуется в своей работе ФАС России это Федеральные законы «О защите конкуренции», «О контрактной системе в области закупок услуг, товаров, работ для снабжения муниципальных и государственных нужд», «Об оборонном государственном заказе», «О порядке осуществления зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону безопасности государства и страны», «О рекламе». С 01.02.2010 ФАС России производит контроль за выполнением антимонопольных требований, которые установлены Федеральным законом «Об основах государственного контроля торговой деятельности в РФ. ФАС России является подведомственной Правительству РФ (подчиняется непосредственно Председателю Правительства РФ). Служба в Правительство Российской Федерации представляет каждогодный доклад об итогах собственной деятельности.

Руководство

Руководство ФАС РФ:federalnaya-antimonopolnaya-sluzhba-8

  • Руководитель — Артемьев Игорь (занимает с марта 2004 года должность).
  • Статс-секретарь — заместитель руководителя — Цариковский Андрей (курирует контроль размещения государственного заказа, контроль на ЖКХ рынке, природных ресурсов и строительства, управление контроля промышленности). Занимает с 2004 года должность.
  • Заместитель руководителя — Голомолзин Анатолий (контроль на ТЭК рынках, транспорта и связи, энергетики). С 2000 является заместителем Министра РФ по антимонопольной политике и поддержанию предпринимательства, назначен с 2004 заместителем руководителя ФАС].
  • Заместитель руководителя — Кашеваров Андрей (курирует контроль торговли и социальной сферы, рекламы и финансовых рынков). С 2001 года является заместителем Министра РФ по антимонопольной политике и поддержанию предпринимательства, с 2004 года назначили заместителем Руководителя ФАС.
  • Заместитель руководителя — Кинёв Александр (курирует управление делами и управление по борьбе с картелями). Занимает должность с 2013 года.
  • Заместитель руководителя — Цыганов Андрей (курирует контроль химической промышленности и агропромышленного комплекса, контроль зарубежных инвестиций, экономическое международное сотрудничество). Заместитель председателя Государственного антимонопольного комитета РФ с 1997 года , заместитель руководителя ФАС с 2004.
  • Заместитель руководителя — Доценко Алексей (курирует контроль органов власти и контроль в области информационных технологий, управление государственной службы и финансы). На должности с 2013 года.
  • Заместитель руководителя – Овчинников Максим (курирует контроль оборонного государственного заказа, контроль морского и сухопутного вооружения, военной техники связи). Должность занимает с 2015.
  • Заместитель руководителя – Даниил Валерьевич Фесюк (курирует контроль атомной, авиационной, ракетно-космической промышленности, контроль капитального строительства и тылового обеспечения в области оборонного государственного заказа). Должность занимает с 2015.

Порядок рассмотрения дел и полномочия

Соответственно с Положением о ФАС России служба наделяется такимиfederalnaya-antimonopolnaya-sluzhba-1 главными полномочиями:

  •  принятие нормативных актов в отношении вопросов, которые относятся к компетенции службы (лишь центральный аппарат);
  •  проведение контроля за выполнением физическими лицами (включая индивидуальных предпринимателей), некоммерческими и коммерческими организациями, органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами в установленной сфере местного самоуправления законодательства, включая рассмотрение дел о законодательных нарушениях, выдача предписаний, которые обязательны для выполнения, проведение внеплановых и плановых проверок, привлечение лиц, которые виновны в нарушении законов, к административной ответственности;
  • проведение контроля на товарных рынках экономической концентрации, согласование сделок с долями (акциями) и имуществом коммерческих организаций в ситуациях, которые предусматриваются антимонопольным законодательством;
  •  проведение изучения товарных рынков и выявление наличия лидирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов на них;
  • проведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включают данные о подрядчиках (поставщиках), которые уклонились от оформления муниципальных или государственных контрактов по итогам торгов и подрядчиках (поставщиках), контракты с которыми расторгаются в судебном порядке ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения собственных обязательств;
  •  рассмотрение ходатайств зарубежных инвесторов в отношении согласования сделок с хозяйственными обществами, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону безопасности государства и страны, или в отношении согласования установления контроля над данными обществами.

Территориальные органы ФАС России возбуждают дела в отношении нарушений законодательства в области собственной компетенции по заявлениям юридических и физических лиц, сообщениям СМИ, материалам правоохранительных органов и по своей инициативе по итогам проверок, которые проведены службой. Дела рассматривают комиссией, которая создаётся для данных целей и состоит из работников антимонопольного органа в числе не меньше трёх человек. Председатель комиссии — это руководитель или заместитель антимонопольного органа. Когда рассматривается дело о кредитных организациях 50% состава комиссии должны быть представители Центробанка РФ. Дела рассматривает комиссия с участием сторон (ответчика и заявителя), которые излагают собственную позицию и дают доказательства для её обоснования, после этого комиссия принимает в отсутствие сторон решение в отношении дела большей частью голосов членов комиссии при помощи открытого голосования. При необходимости получить дополнительные доказательства, привлечь заинтересованных лиц к участию в деле рассмотрение дела могут отложить, а если необходимо, провести экспертизу — приостановлено. По итогам рассмотрения дела производство в отношении дела могут прекратить ввиду отсутствия в действиях, которые рассматриваются комиссией, законодательных нарушений или ответчик нарушил необходимые нормы закона — в данной ситуации ему выдают предписание в отношении прекращении нарушения. Предписание и решение антимонопольного органа можно обжаловать в судебном порядке.

Главные направления работы

На основе Доклада об итогах и главных направлениях работы ФАС России нfederalnaya-antimonopolnaya-sluzhba-3а 2008—2010 годы, который представлен ФАС России в Правительство РФ, стратегическая задача ФАС России — это ограничение деятельности монополистического характера и обеспечение свободы конкуренции в рамках одного экономического пространства РФ. Учитывая данную цель, ФАС Россия определяет 3 главные цели собственной деятельности:

  1. Создание условий для того, чтобы развивать конкуренцию в областях деятельности хозяйствующих субъектов, которые не относятся к естественным монополиям.
  2. Пресечение и предотвращение антиконкурентного вмешательства органов госвласти и местного самоуправления в деятельность рынков, уменьшение коррупционных рисков при помещении муниципального и государственного заказа.
  3. Обеспечение одинакового доступа потребителей к услугам, товарам, работам, которые реализуются субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в конкурентных потенциально типах работы субъектов естественных монополий.

Работа ФАС РФ в границах достижения первой из данных целей направляется на пресечение антиконкурентного поведения конкретных хозяйствующих субъектов на финансовых и товарных рынках, включая на уменьшение уровня недобросовестной конкуренции, пресечение и предупреждение злоупотреблений доминирующим положением, согласованных действий и соглашений, которые ограничивают конкуренцию (так называемые «картельные сговоры»), увеличение качества производимых исследований состояния на товарных рынках конкурентной среды. Огромное значение ФАС России уделяется также направлению контроля органов власти различных уровней для предотвращения появления административных барьеров для того, чтобы осуществить предпринимательскую деятельность. В границах контроля органов власти выделяют три главные направления: регулирование процедур помещения муниципального и государственного заказа; контроль предоставления муниципальных и государственных преференций некоторым участникам рынков; пресечение соглашений, которые ограничивают конкуренцию, и согласованных действий органов местного самоуправления и госвласти с некоторыми хозяйствующими субъектами.

Контроль за проведением зарубежных инвестиций в РФ

federalnaya-antimonopolnaya-sluzhba-2ФАС России является также уполномоченным органом по контролю за проведением зарубежных инвестиций в РФ. ФАС России действует в рамках закона № 160-ФЗ «О зарубежных инвестициях в РФ и закона №57-ФЗ «О порядке проведения зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону страны и безопасность государства».

Закон №57-ФЗ устанавливает четкий порядок для зарубежных инвесторов по получению долей (акций) хозяйственных стратегических обществ, который в себя включает список стратегических типов деятельности; процедуру рассмотрения ходатайств о согласовании предварительно сделок, а также санкции за невыполнение требований закона и последствия.

Процедура согласования сделок при этом достаточно прозрачна и легка. Зарубежному инвестору не нужно совершать целый список шагов к получению решения в отношении одобрении сделки. Подал ходатайство в ФАС – от ФАС получил решение: служба взаимодействует сама с Правительственной комиссией по контролю проведения зарубежных инвестиций в РФ, которая принимает по сделкам окончательное решение.

В течение 6 лет применения закона №57-ФЗ в ФАС РФ поступило 331 ходатайство. Из них необходимо согласовать не больше половины, а отказ в выполнении сделки выдали лишь в 9 случаях. Ни одно решение Правительственной комиссии при этом не обжаловали в суде, хотя данная возможность предусматривалась в статье 11 закона № 57-ФЗ.

К самым крупным сделкам зарубежных инвесторов относят:federalnaya-antimonopolnaya-sluzhba-4

1. сделка фирмы Данон (Франция) по отношению к Юнимилку (молочная продукция);

2. сделка фирмы Пепси-Кола (США) по отношению к Вимм-Билль-Данн (соки, молочная продукция);

3. сделка фирмы Кока-Кола (США) по отношению к Нидан Соки (напитки, соки);

4. сделка фирмы Альстом (Франция) по отношению к Тверскому вагоностроительному заводу и Брянскому машиностроительному заводу (изготовление подвижного состава);

5. сделка фирмы Агуста Вестленд (Италия) по отношению к Хеливерт (изготовление двигателей и вертолетов);

6. сделка фирмы Чанги (Сингапур) по отношению к аэропортам таких городов, как Краснодар, Анапа, Сочи;

7. сделка фирмы Шнайдер Электрик (Франция) по отношению к Электрощиту (изготовление электрического оборудования);

8. сделка фирмы Либхерр (Швейцария) по отношению к нижегородскому обществу «Либхерр Айроспейс» (изготовление компонентов для авиации);

9. сделка фирмы Глобал Портс (Кипр, Дания-Меллер) по отношению к Первому контейнерному терминалу;

10. сделки фирмы Тоталь (Франция) и Китайской национальной корпорации по разработке и разведке газа и нефти в Ямал СПГ.

Мы коротко рассмотрели федеральную антимонопольную службу: функции, история, руководство, порядок рассмотрения дел и полномочия, главные направления работы, контроль за проведением зарубежных инвестиций в РФ. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу



Нет комментариев и отзывов для “Федеральная антимонопольная служба”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: