Добавлено в закладки: 0
Кто такой финансовый омбудсмен ? Описание и определение понятия
Финансовый омбудсмен – это (от швед. ombudsman – представитель чьих-нибудь интересов) независимое лицо, которое защищает гражданские интересы, у которых появились проблемы с финансовыми учреждениями. Процедура рассмотрения омбудсменом спора бесплатная, и разрешение конфликта проходит во внесудебном порядке, что дает возможность улаживать быстро разногласия меж финансовой организацией и клиентом. Прибегать к данному методу разбирательства нужно в той ситуации, когда невелика стоимость спора.
История
Пост омбудсмена впервые ввели в 1992 году в Германии Союзом немецких банков (VdB). На данный момент ее примеру следует большинство стран мира – Франция, Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Италия, Польша, Португалия, ЮАР и так далее.
Такой институт в России возник в 2010 году. Инициатор его создания — Ассоциация российских банков (АРБ). 20.09.2010 совет АРБ были утвердил «Положение о финансовом омбудсмене(общественном примирителе на финансовом рынке)» и «Регламент Финансового омбудсмена (общественного примирителя на финансовом рынке)».
Финансовый омбудсмен может разрешать споры, которые возникают меж клиентами и финансовыми организациями, общей суммой менее 300 тысяч рублей. Инициировать к омбудсмену обращение может лишь физическое лицо. Общественный примиритель не способен разбирать спор, находящийся в суде, еще на период рассмотрения спора заявитель должен дело в суд не передавать. До того, как подавать омбудсмену заявления клиент должен в адрес банка направить жалобу, который обязан по существу ответить в течение 30 дней.
Омбудсмен рассматривает лишь письменные жалобы. Рекомендации по составлению жалобы, форма заявления размещаются на официальном сайте АРБ. К заявлению нужно приложить ксерокопии документов, которые подтверждают позицию заявителя (страховки, кредитного договора, переписки с банком по появившемуся спору, квитанций по платежам и так далее), в двух экземплярах.
Рассмотреть споры возможно лишь по отношению к финансовым организациям, официально присоединившимся к институту. Данные организации должны выполнять решения, которые им вынесены и не могут их обжаловать в госсудах. Омбудсмен направляет кредитным организациям, которые не участники системы, лишь предложения и запросы в отношении добровольного контроля спора без использования формальных процедур. Заявитель, в ситуации, когда он не соглашается с решением финансового омбудсмена, может обратиться в суд с аналогичным требованием.
Омбудсмен по итогам рассмотрения спора утверждает примирительное соглашение, которое подписано сторонами, выносит постановление, которое разрешает спор по существу или постановление о том, что разбирательство прекращается. Соглашение можно передать по согласию сторон на утверждение третейскому суду или суду, как мировое соглашение.
Первый финансовый омбудсмен Медведев Павел — экс-депутат Госдумы.
Функции обмудсмена
Сегодня русские зачастую обращаются с просьбой к общественному примирителю помочь достичь согласия банка в отношении реструктуризации кредита.
Финансовый омбудсмен – это независимое лицо, которое защищает интересы граждан, у которых появились проблемы с финансовым учреждениями. Бесплатная процедура по рассмотрению спора омбудсменом, к тому же разрешение конфликта проходит во внесудебном порядке, что дает возможность улаживать быстро разногласия меж финансовой организацией и клиентом. Прибегать к данному методу разбирательства необходимо в той ситуации, когда невелика стоимость спора.
Пост омбудсмена впервые ввели в 1992 году в Германии Союзом немецких банков (VdB). На данный момент ее примеру следовали большинство стран мира – Франция, Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Италия, Польша, Португалия, ЮАР и так далее.
Такой институт в России возник в 2010 году. Инициатор его создания — Ассоциация российских банков (АРБ). 20.09.2010 совет АРБ утвердил «Положение о финансовом омбудсмене (Общественном примирителе на финансовом рынке )» и «Регламент Финансового омбудсмена (Общественного примирителя на финансовом рынке)».
Финансовый омбудсмен может разрешать споры, которые возникают меж клиентами и финансовыми организациями на сумму до 300 тыс. рублей. Инициировать к омбудсмену обращение может лишь физическое лицо. Общественный примиритель не имеет права разбирать спор, находящийся в суде, еще на период разбора спора заявитель принимает на себя обязательство дело не передавать в суд. До того, как подать заявление омбудсмену клиент должен передать жалобу в адрес банка, обязанного по существу ответить в течение 30 дней.
Особенности омбудсмена
Омбудсмен рассматривает лишь письменные жалобы. Рекомендации по оформлению жалобы, форма заявления размещаются на официальном сайте АРБ. К заявлению нужно приложить ксерокопии документов, которые подтверждают позицию заявителя (квитанций по платежам, кредитного договора, переписки с банком по появившемуся спору, страховки и так далее), в двух экземплярах.
Рассмотреть споры вероятно лишь по отношению к финансовым организациям, присоединившимся официально к институту. Данные организации должны выполнять решения, которые вынесены им, и не могут их обжаловать в госсудах. Кредитным организациям, которые не являются участниками системы, омбудсмен направляет лишь предложения и запросы о добровольном контроле спора без использования формальных процедур. Заявитель, в ситуации, когда он не соглашается с принятым решением финансового омбудсмена, может с аналогичным требованием обратиться в суд.
Омбудсмен по результатам рассмотрения спора в силу вводит примирительное соглашение, подписанное сторонами, выносит постановление, разрешающее спор по существу, или постановление по отношению к прекращению разбирательства. Соглашение возможно передать для утверждения суду по согласию сторон или третейскому суду в качестве мирового соглашения.
Представители омбудсмена
Первый финансовый омбудсмен был Медведев Павел – экс-депутат Государственной думы.
На данный момент русские зачастую обращаются к общественному примирителю, прося их помочь добиться согласия банка в отношении реструктуризации кредита.
Финансовый омбудсмен: между банком и клиентом. Банк поменял в одностороннем порядке условия по вкладам? «Потерял» некоторые кредитные платежи? Выпустил карту на ваше имя, не поставив в известность вас об этом? Материальное положение стало хуже, и вы не можете возвращать временно кредит? Такие и прочие проблемные ситуации поможет решить финансовый омбудсмен, работающий с осени прошлого года в России. Чем больше людей пользуются услугами кредитных организаций, тем больше споров появляется меж клиентами и банками. Русские часто в «проблемных» ситуациях или обращаются в суд, или всё оставляют, как есть. В большинстве стран есть еще один метод разрешить проблему — связаться с финансовым омбудсменом. Так (от шведского ombudsman, которое означает «представитель чьих-нибудь интересов») называется независимый эксперт, который разрешает во внесудебном порядке споры меж клиентами и финансовыми организациями. В основании деятельности института финансового омбудсмена находится защита клиентских прав в кредитных организациях. Инициатор обращения к нему — лишь физическое лицо. Чем удобнее институт финансового омбудсмена обычного судебного разбирательства? Во-первых, для клиентов, являющихся физическими лицами, услуги омбудсмена абсолютно бесплатны. Это весьма важно, ведь зачастую суд невыгоден экономически, так как сумма спора получается меньше вероятных судебных издержек. Во-вторых, финансовый омбудсмен способен рассматривать конфликт намного быстрее, чем судья. В-третьих, он не связан ни с кредитными организациями, ни с государством, то есть производит действие наиболее объективно. Институт финансового омбудсмена в Германии создали еще в 1992 году согласно инициативы Союза немецких банков.
Обмудсмены за рубежом
В данный момент финансовые омбудсмены действуют в большинстве стран — в Великобритании, Франции, Швеции, Дании, Пакистане, Ирландии, ЮАР и так далее. Необходимость создания данного инструмента в России осознали намного позднее. В данном вопросе Россию слегка опередила еще одна постсоветская страна: финансовый омбудсмен в Армении в 2009 году заработал. Сейчас и в России инициатор создания института финансового омбудсмена — это Ассоциация российских банков (АРБ). Омбудсменом был назначен депутат Госдумы — Медведев Павел. Его деятельность стартовала в октябре 2010. Практически сразу к финансовому омбудсмену присоединились некоторые банки. Среди них — ОТП-банк, Райффайзенбанк, ХоумКредитэндФинансБанк, ДжиИМаниБанк, Национальный банк «Траст», «Юниаструм Банк». Данное присоединение для кредитных организаций — это дело полностью добровольное, однако налагает при этом на них некоторые обязательства. В банке подписывается декларация в отношении передачи финансовому омбудсмену на рассмотрение всех споров с клиентами.
Тем самым они утверждают свою готовность согласиться с постановлениями, которые вынесет «финансовый арбитр». Секретариат финансового омбудсмена принимает заявленияи жалобы от клиентов различных банков. Однако кредитным организациям, не являющимся участниками системы, омбудсмен сможет лишь предложить уладить конфликт, однако никак не потребовать выполнения его решения. Финансовый омбудсмен шаг за шагом рассматривает споры на сумму, которая не превышает 300 тысяч рублей. Обратиться к финансовому омбудсмену можно двумя методами. Во-первых, написать письмо с рассказом о появившейся проблеме, приложив к нему нужные документы. Во-вторых, возможно прийти к сотрудникам офиса финансового омбудсмена на личный прием. Они проинформируют клиента о его обязанностях, правах и порекомендуют, как лучше всего разрешить определенный вопрос.
Что делает омбудсмен?
Весьма много историй уже заканчивается на данной стадии — когда людям просто объяснят, как им поступить правильно в сложившейся ситуации. В других ситуациях финансовый омбудсмен после подробного анализа проблемы в банк направляет письмо с просьбой рассматривать имеющееся обращение. Представители кредитной организации предоставляют на запрос письменный ответ, который потом перенаправляют клиенту. Решение вопроса может проходить как в заочной, так и очной форме (к примеру, в той ситуации, когда человек не в Москве живет). Результатом работы является утверждение Постановления и Примирительного соглашения (решение о разрешении спора), которое подписано обеими сторонами, или Постановления о том, что прекращено разбирательство спора. Подчеркнем в конце еще раз, что банки, которые присоединились к системе финансового омбудсмена, должны выполнять решения, которые им вынесены. Решения омбудсмена для физических лиц — это не «приговор в последней инстанции», и если есть желание, они могут аналогичную претензию подать в суд на рассмотрение.
В России не будет применяться добавочный налог на вклады, а необходимое предложение Минфина забудется скоро. Данное мнение высказал финансовый омбудсмен Медведев Павел. Так он прокомментировал слова заместителя министра финансов Моисеева Алексея о возможном теоретически введении налогообложения в отношении банковских депозитов.
Вкладоискатели
Добавят ли налог на депозиты россиянам?
«Я полагаю, что у этих заместителей министров и министров есть не лишь планы по каким-нибудь конкретным действиям (конкретных планов действий у них, как кот наплакал), однако и планы “кукареканья”. Если представитель чиновничества “прокукарекал”, это вовсе не значит, что он добьётся реализации предложения. Это для отчетности просто. Судя по всему, выдвижение в ведомствах инициатив также учитывается и оказывает влияние на оценку качества деятельности сотрудников», — предполагает Медведев.
Согласно его мнению, предложение Министерства финансов — пугающее людей, вредное: граждане опасаются, что в банках их деньги заберут. «Однако отлично то, что предложение Моисеева является нереализуемым», — пояснил омбудсмен. Он точно уверен, что собирать эффективно данный налог получится лишь с больших сумм (больше миллиарда рублей).
Люди с таким состоянием при этом могут вывести легко их из-под налогового обложения — разнести на мелкие суммы по различным банкам, за границу вывести, на родственников переоформить, связанных сотрудников. «Исчезнут деньги», — предупреждает финансовый уполномоченный.
«Когда умные люди должны делать такие заявления, это является плохим знаком. Исходя из обилия малореализуемых предложений, дело плохо идет. Это схоже с судорогами. Чиновники экономического блока поставлены в очень узкие рамки», — сказал Медведев.
Моисеев 26 октября объявил, что ведомство прорабатывает вариант налогового обложения части депозитов. Он заметил, что состоятельные люди в России имеют уникальную возможность «по депозитам не платить ничего».
«Рассматриваем в качестве рабочего варианта уравнение условий благодаря “сделай всем хуже”, то есть облагать все-таки налогами определенную часть депозита (…) Не сказал бы , что имеется какой-нибудь законопроект, положенный на бумагу, однако мы об этом думаем, как об одном варианте», — объявил чиновник и заметил, что это теоретическая возможность.
В согласии с Налоговым кодексом (статья 214.2), доход от депозитов на сегодняшний день облагается в России налогом в двух ситуациях. Во-первых, это проходит при увеличении по рублевому вкладу ставки некоторого порога, который определяют, как ставку рефинансирования Центрального Банка (её приравнивают к основной ставке и она равняется сейчас 10 процентам) плюс пять процентных пунктов. Во-вторых, под налогообложением находятся депозиты, расположенные в иностранной валюте со ставкой больше девяти процентов.
Мы коротко рассмотрели финансовый омбудсмен: история, функции, особенности, представителиза рубежом, что делает, вкладоискатели. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу