Инвестиции иностранные

Добавлено в закладки: 0

Инвестиции иностранныеЧто такое иностранные инвестиции? Описание и определение понятия.

Иностранные инвестиции – это длительные вложения иностранного капитала в экономические отрасли страны для получения прибыли. Иностранные инвестиции — это инструмент для вывоза предпринимательского капитала.

Зачастую инвестируемые отрасли — это проекты сельского хозяйства, банковская сфера, торговля, различного типа промышленная деятельность. Инвестировать иностранный капитал возможно лишь в незапрещённые области.

В ситуации, когда проект или предприятие национализируются, то государство должно в короткий срок оплатить адекватную компенсацию. Кроме материальных отраслей инвестирования, есть ещё вложения в фонды и ценные бумаги.

Рассмотрим, более детально, что значит иностранные инвестиции.

Иностранные инвестиции в экономике России

Инвестиции иностранные 2Иностранными инвестициями являются все типы имущества и имущественных прав, включая права на итоги интеллектуальной деятельности и другие права, которые не относятся к вещным, вкладываемые зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности для передачи знаний и получения прибыли.

Привлечение зарубежного капитала относят к стратегическим задачам развития российской экономики. Особенную роль в данном процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к современным технологиям, финансовых ресурсам, управленческим навыкам, инновационным услугам и товарам и способствуют напрямую увеличению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому улучшению и росту уровня жизни граждан России. В данной связи образование благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений экономической государственной политики в РФ.

Правовой контроль зарубежных инвестиций на территории РФ проводится Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с дальнейшими изменениями и дополнениями, прочими законами и правовыми актами и международными договорами.

В согласии со ст. 2 данного Закона зарубежная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ, как объекты гражданских прав, которые принадлежат иностранному инвестору, когда такие объекты гражданских прав из оборота не изъяты или не ограничиваются в обороте в РФ соответственно с федеральными законами, включая деньги, ценных бумаг (в местной и иностранной валюте), другого имущества, имущественных прав, которые имеют денежную оценку, исключительных прав на итоги интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также информации и услуг.

Прямые иностранные инвестиции

Под Инвестиции иностранные 3прямыми иностранными инвестициями подразумевается:

  • получение иностранным инвестором не меньше 10% доли, долей (вклада) в складочном (уставном) капитале коммерческой организации, которая создана или вновь создается в форме общества соответственно с Гражданским Кодексом РФ или хозяйственного товарищества на территории РФ;
  • вложение капитала в основные фонды филиала зарубежного юридического липа, который создается на территории РФ;
  • проведение на территории РФ зарубежным инвестором как арендодателем лизинга (финансовой аренды) оборудования, которое указано в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не меньше 1 миллиона рублей.

Инвестиционный приоритетный проект — это проект, суммарный объем зарубежных инвестиций в который составляет не меньше 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором наименьшая доля (вклад) зарубежных инвесторов в складочном (уставном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не меньше 100 млн руб., которые включены в список, который утвержден Правительством Российской Федерации.

Соответственно с Законом зарубежный инвестор может инвестировать на территории Российской Федерации в любых формах, которые не запрещены законодательством. Зарубежный инвестор может принимать участие в приватизации объектов муниципальной и государственной собственности при помощи приобретения доли собственности или прав в уставном капитале приватизируемой организации.

Законодательством РФ устанавливаются и гарантируются одинаковые права в проведении инвестиционной деятельности и применении итогов для российских и иностранных инвесторов. Ограничения для зарубежных инвесторов при этом можно установить лишь в той мере, в какой это нужно для защиты основ нравственности, конституционного строя, прав, здоровья и законных интересов прочих лиц, обеспечения безопасности государства и обороны страны.

Стимулирование инвестиций

Для стимулирования увелИнвестиции иностранные 4чения инвестиций и ускорения экономических и социальных развития РФ для зарубежных инвесторов можно предоставить разные льготы. Порядок и виды предоставления данных льгот устанавливает законодательство РФ. В частности, льготы предоставляют зарубежным инвесторам, которые имеют вклад или долю в уставном капитале организации не меньше 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме приобретенных доходов на территории РФ.

Важнейшие положения Закона — это статьи, которые гарантируют права собственности и денежную компенсацию в ситуации ее принудительного изъятия. В согласии со ст. 8 «имущество зарубежного инвестора или коммерческой организации с зарубежными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, включая национализацию, реквизицию, кроме случаев и по основаниям, которые устанавливаются федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В ситуации реквизиции коммерческой организации с иностранными инвестициями или зарубежному инвестору оплачивается стоимость реквизируемого имущества. Когда прекращается действие обстоятельств, в связи с которыми проведена реквизиция, коммерческая организация или иностранный инвестор с иностранными инвестициями имеет право требовать в судебном порядке возвращения сохранившегося имущества, но обязаны при этом возвратить сумму компенсации, полученную ими, учитывая потерь от уменьшения стоимости имущества.

При национализации коммерческой организации с иностранными инвестициями или зарубежному инвестору возмещают стоимость национализируемого имущества и прочие убытки.

Правила у зарубежных инвесторов

ЗарубежныйИнвестиции иностранные 5 инвестор также имеет право возместить убытки, причиненные ему в итоге бездействия (незаконных действий) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц данных органов, соответственно с гражданским законодательством Российской Федерации.

Зарубежный инвестор после оплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ, имеет право свободно использовать доход и прибыль на территории РФ для того, чтобы реинвестировать и на беспрепятственный перевод за ее границы прибыли, доходов и прочих полученных правомерно денежных сумм в иностранной валюте в связи с осуществленными ранее им инвестициями (включая: доходы от инвестиций, которые получены в виде дивидендов, прибыли, процентов и прочих доходов; денежных сумм в исполнение обязательств коммерческой организации с зарубежными инвестициями или зарубежного юридического лица, которое открыло собственный филиал на территории РФ, по договорам или прочим сделкам; денежных сумм, которые получены в связи с ликвидацией коммерческой организации с зарубежными инвестициями или филиалом зарубежного юридического лица или отчуждением инвестированного имущества, исключительных прав и имущественных прав на итоги интеллектуальной деятельности; компенсаций и так далее), а вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей информации и имущества в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

Функции правительства в отношении инвестиций

Соответственно с законодательством реализациИнвестиции иностранные 6ю и разработку государственной политики в области инвестиционного международного сотрудничества производит Правительство Российской Федерации, которое:

  • определяет целесообразность введения ограничений и запретов осуществления зарубежных инвестиций на территории РФ, создает законопроекты о перечнях указанных ограничений и запретов;
  • определяет меры контроля за деятельностью зарубежных инвесторов в РФ;
  • утверждает список приоритетных инвестиционных проектов;
  • обеспечивает и разрабатывает реализацию федеральных программ привлечения зарубежных инвестиций;
  • привлекает инвестиционные кредиты финансовых международных организаций и зарубежных государств на финансирование инвестиционных проектов федерального значения и бюджета развития РФ;
  • проводит взаимодействие с субъектами РФ в отношении инвестиционного международного сотрудничества;
  • производит контроль за заключением и подготовкой инвестиционных соглашений с зарубежными инвесторами о реализации ими инвестиционных крупномасштабных проектов;
  • проводит контроль за заключением и подготовкой международных договоров РФ о взаимной защите и поощрении инвестиций. Координация работы федеральных органов исполнительной власти по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику и аккредитация филиалов зарубежных юридических лиц возлагаются на Министерство экономического развития РФ.

С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось увеличением объемов иностранных инвестиций. В 2007 г. в Российской Федерации поступило 120,9 млрд долл. зарубежных инвестиций, что в 2,2 раза больше показателя 2006 г. Но самый большой удельный вес в общем объеме занимают по-прежнему другие инвестиции, которые осуществляются, как правило, на возвратной основе (займы финансовых международных организаций, банковские и торговые кредиты и так далее).

В условиях разразившегося экономического мирового кризиса в 2008 г. приток зарубежных инвестиций в Россию уменьшился на 14,2% (до 103,8 миллиарда долларов). Прямые иностранные инвестиции при этом уменьшились на 2,8%, портфельные — па 66,3%, другие — на 15,3%.

Главными странами — инвесторами в российскую экономику остаются Нидерланды, Кипр, Германия, Люксембург, Виргинские острова (Великобритания), Великобритания, Франция США. На их долю приходилось около 80% от суммарного объема иностранных накопленных инвестиций, включая и на долю прямых инвестиций — приблизительно 78%.

В течение последнего десятилетия зарубежный капитал направлялся преимущественно в добывающие отрасли промышленности (в среднем больше 22% от суммарного объема), и лишь в 2008 г. лидером по привлечению являлись предприятия обрабатывающего сектора. Следующими объектами по инвестиционной привлекательности остаются общественное питание и торговля (20%), связь и транспорт (12%) и недвижимость (9%) и финансовый сектор (6%).

Большие темпы роста экономики в период с 2001 по 2008 г. снабдили привлекательность российского рынка для зарубежных инвесторов. Но даже в этот период Россия в привлечении инвестиций отставала от прочих стран. Для сравнения: в экономику Китая — лидера в мире по привлечению иностранных прямых инвестиций в 2004 г. вложили 60 млрд долл., а в 2005 г. — 72,4 млрд долл., то есть в 6 раз больше, нежели в РФ. По данным ЕБРР, итоговый объем иностранных прямых инвестиций накопительным итогом составляет приблизительно 6,5% от российского ВВП, что в 5 раз менее, чем средний показатель для прочих европейских стран с переходной экономикой.

В согласии с результатами ежегодного анализа инвестиционной привлекательности рынков разных стран, который был проведен известной консалтинговой фирмой Ernst& Young при помощи опроса топ-менеджеров известных мировых корпораций, Россия в 2009 г. оказалась только на 9-м месте (в 2008 г. была на 6-м), уступая значительно развивающимся и развитым странам.

Соответственно с оценкой прочего консалтингового агентства, Kearney А. Т., Россия занимает только 11-е место по инвестиционной привлекательности.

Особенности иностранных инвестиций

Необходимо также замИнвестиции иностранные 7етить, что приток зарубежных инвестиций в РФ имеет некоторые особенности, ставящие под сомнение позитивность и устойчивость наблюдаемых тенденций.

Во-первых, инвестиции в основном поступают в форме торговых и других кредитов. На иностранные источники приходится приблизительно треть всех займов, которые привлечены предприятиями нефинансового российского сектора, и больше половины долгосрочных. В то же время в других странах, привлекающих активно иностранный капитал, преобладают портфельные и прямые инвестиции — их доля доходит до 90% от суумарного объема. Вклад иностранных прямых инвестиций в валовое накопление в России основного капитала в среднем составляет от 2 до 5% от суммарного объема. Для сравнения: в голы последнего экономического подъема в США их доля доходила до 19%, в Бразилии — до 28%, в Польше — до 23%, в Китае — составляет стабильно 10-15%, а в Казахстане данный показатель и достигал вовсе 56%.

Привлечение инвестиций в форме займов создают добавочные риски для состояния экономики и обернулось масштабным оттоком капитала в условиях экономического мирового кризиса.

Во-вторых, зарубежный капитал вкладывается преимущественно в топливно-сырьевые отрасли экономики (переработка и добыча газа и нефти, цветная и черная металлургия), а также в торговлю и пищевую промышленность. К примеру, операторы проекта «Сахалин-1» за 2004 г. инвестировали 1,8 млрд долларов в месторождение. Норвежская фирма Orkla купила кондитерское объединение «СладКо», а бельгийская InBev затратила 650 млн долл. на поглощение SUN Interhrew. Одна из самых крупных сделок в 2006 г. – покупка ОАО «Удмуртнефть» Sinopec (Китай), а в финансовом секторе — приобретение Societe General (Франция) акций Росбанка. «Ашан» в 2008 г. приобрел часть магазинов «Рамстор», a PepsiCo – ОАО «Лебедянский».

Для чего еще нужны иностранные инвестиции?

Наряду с этим зарубежные инвестиции нужны РИнвестиции иностранные 8оссии для того, чтобы развить высокотехнологичное производство и отрасли, ускоряя научно-технический прогресс, которые позволяют выйти в мировой экономике на передовые позиции. Но инвестиции в настоящее время проводятся в те типы бизнеса, которые нельзя развивать где-нибудь еще по условиям привязки к местоположению ресурсов или рынкам сбыта.

В-третьих, привлечение из-за рубежа инвестиций в реальный сектор не приводило до недавнего времени к уменьшению вывоза из страны капитала. Напротив, утечка в последние годы капитала по мере увеличения объема зарабатываемой валюты и товарного экспорта неуклонно становилось больше, особенно по «серым» схемам — через фиктивный импорт и невозвращение экспортной выручки. Вывоз из реального сектора капитала дает возможность предположить, что под прикрытием иностранных инвестиций в экономику возвращают деньги, которые имеют российское происхождение, но выведенные предварительно из-под налогового национального контроля.

Невзирая на присвоение России по долговым обязательствам инвестиционного рейтинга ведущими международными агентствами — Fitch, S&P, Moody’s, эксперты отмечают по-прежнему неблагоприятные условия для того, чтобы проводить хозяйственную деятельность в стране, непрозрачность бизнеса, имеющиеся высокие политические риски, слабое продвижение по пути реализации экономических и институциональных реформ.

Основным фактором, который снижаюет инвестиционную привлекательность российского рынка, большая часть инвесторов считают коррупцию. Организация Transparency International, которая оценивает ежегодно уровень коррупции в различных странах мира, в собственном рейтинге за 2007 г. поставила Россию на 143-е место из возможных 180 (в 2004 г. — 126-е из 159). Очевидно, что рост зарубежных инвестиций будет сдерживаться, пока большая часть руководителей иностранных компаний будет оставаться при мнении, что в России весьма трудно проводить бизнес, не отклоняясь от правовых и этических стандартов, принятых в мире.

Еще один существенный фактор, который сдерживает инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки проведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых лицензий, разрешений, виз, заключений и прочих документов в значительной степени усложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов. Важную роль играет упрощение процедур регистрации смешанных и иностранных компаний.

Препятствия для иностранных инвестиций в Россию

Серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций в РФ является несовершенство правоприменительной практики и законодательной базы. В согласии с рейтингом Всемирного экономического форума (ВЭФ), в который включаются 125 стран, в 2007 г. Россия занимала 110-е место по независимости судебной системы, 114-е — по объективности решений чиновников и 120-е — по защите прав миноритариев.

Частое изменение и нарушение ипринципов налогообложения, недостаточная защита интеллектуальной собственности и прав акционеров и, лоббирование интересов больших государственных компаний, криминал в экономике, самоуправство местных властей, несоответствие международным стандартам правил ведения бухгалтерского учета создают увеличенные риски для веления бизнеса в стране.

Таким образом, лишь эффективная реализация административных и экономических реформ, борьба с коррупцией, дерегулирование, усовершенствование правоприменительной практики и законодательства, вместе с активной работой по улучшению российского имиджа и привлечению иностранных инвесторов за границей, дает ей возможность преодолеть последствия кризиса, встать на путь стабильного экономического роста и занять на мировом рынке достойное место.

Мы коротко рассмотрели иностранные инвестиции, их стимулирование, функции и особенности. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Инвестиции иностранные”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: