Добавлено в закладки: 0
Что такое коммерческий риск. Описание и определение понятия.
Коммерческий риск возникает при осуществлении сделок, проведении операций, которые связаны с бизнесом, при хозяйственной деятельности организации или предприятия. Коммерческий риск возникает при реализации товаров, также и в случае услуг, которые предпринимателем закупаются или производятся самостоятельно. Этот риск можно проявить из-за недостаточной осведомленности о состоянии рынка, при неисполнением контрактов партнерами предпринимателя, потерей качества продукции при транспортировке, хранении, что существенным образом уменьшает цену продукции. А также коммерческие риски могущие возникать при разных непредвиденные обстоятельства.
Под термином «коммерческий риск» подразумевают риск, который связан с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечного финансового результата. Другими словами, коммерческий риск является угрозой того, что предприниматель может понести возможный ущерб или даже убытки (потери), как дополнительные расходы или получение доходов ниже тех, на которых он рассчитывал.
Факторы, которые оказывают влияние на уровне рисков
Для поддержания устойчивой работы предпринимателю нужно быть занятым выявлением и анализом факторов, которые оказывают влияние на уровень рисков. Потому как риск имеет субъективную основу результатом принятия решения самого коммерсанта и объективную — в следствии влияния внешней среды, то успехом и неудачей коммерческой деятельности рассматривается с учетом их классификацией на внутренних и внешних.
Внешние факторы
Под внешними факторами следует понимать те условия, которые коммерсантом не могут быть изменены, но должен учитывать, поскольку они оказывают влияние на состояние его дел.
Внешние факторы, которые влияют на уровень коммерческого риска, подразделяют на:
факторы прямое воздействие, которые непосредственно влияют на результатом коммерческой деятельност. К ним относятся:
- законом, которые регулируют коммерческую деятельность;
- непредвиденных действий государственных служб и учреждений;
- налоговая система;
- взаимоотношением с партнерами;
- действием конкурентов;
- коррупцией и рэкетом;
факторы косвенного воздействия (они не могут оказывать прямого воздействия, но способствуют его изменению):
- политических условиях;
- экономической обстановкой в стране;
- экономическим положением на рынке;
- международными событиями;
- форс-мажорными обстоятельства.
Внутренние факторы
К внутренним факторам относятся:
- стратегией организации (ошибочный выбор собственных целей торгового предприятием, ошибочный прогноз развития внешней среды, неверную оценку потенциала торгового предприятия);
- управлением торговым предприятием и принятие управленческого решения (низкое качество управления трудовые, материальные, финансовые ресурсы в связи с несогласованностью действий сотрудников, недостаток опыта, финансовые просчеты, плохая организация труда и т.д.);
- организация процессов купли-продажи (соблюдения договорной дисциплины, рациональным выбором поставщиков, применения рационального товародвижения, выбором эффективной сервисной политики);
- наличия финансовых средств (трудности получения кредита, высокие их проценты, создания необходимых запасов материальные ресурсы);
- потеря товара из-за небрежности работникы торгового предприятия;
- вероятности нечестности работников, что может быть нанесен материальный ущерб торговому предприятию;
- низкая квалификация коммерческого работника, результатом деятельности которых может быть рискованной сделкой;
- приостановкой деловой активности торговым предприятием.
Кроме того, к внутренним факторам относят также: защиту коммерческая тайна; компетентность участники коммерческой деятельности в области экономики, менеджмент, маркетинг, реклама и коммерции, их личностные качества; проведение маркетинговые исследования по состоянию рынка, конкурентная среда, состава поставщиков и потребителя; строгое соблюдение законодательством в области коммерческой деятельность; ассортимент и качество реализуемые товары; персонал предприятия; используемое оборудования; величину расходов предприятием; желаемую норму прибыль и т.п.
По степени влияния на величина риска различают:
- основными факторами, под воздействием которых степень риском меняется существенно;
- не основные (вспомогательные) факторами, которые слабо влияющие на риск.
Это деление достаточно условного и зависит от вида риском. Так, например, при рассмотрении риском случайной гибели имуществом основными факторами будут условиями хранения товаров, соблюдение правил пожарная безопасность, наличие и качество охранная сигнализация. В то же время все эти факторы не будут иметь существенные значения при анализе инфляционным или валютным риском.
Виды факторов риска по степени управляемости
Большое значение имеет разделения факторов риска по степенью управляемости:
- управляемыми;
- труднорегулируемыми;
- неуправляемыми.
Управляемыми являются факторы, зависящие от качества работы предприятия: качество управленческая работа на предприятии; уровень организация труда; эффективность использования ресурсы
Труднорегулируемыми являются факторы, которых зависят от предыстории предприятием и в исследуемом периоде с трудом или частично поддаются воздействия: помещение, в котором размещается предприятием, квалификация и численности персонала, взаимоотношениям в коллективе.
Неуправляемые факторами — это такие факторы, которые не могут быть изменены, а могут быть только учтены. Это — климатическими и политическими условиями, курсы валют и др.
Значение коммерческого риска
Существенным фактором, который влияет на риск, являются черты личности коммерсантом. Это обусловлено тем, что ситуацией риска связана с наличия альтернатив, необходимостью выбрать одному конкретный вариант поведением из множества возможных. Выбор вариантом во многом зависит от характера коммерсантом, его способность правильно оценить ситуацию, степень риском, от его смелости и способности своевременного принять необходимое решения.
Коммерческий риск возникает в силу неопределенность воздействия всех факторов внешняя среда на коммерческую деятельность.
Наличие коммерческий риск — это оборотная сторона экономической свободы, своеобразной платы за нее. Свобода предоставляется всем предпринимателям, свободе одном коммерсанта- предпринимателя сопутствующая одновременно свобода и другие продавцы и потребители, поэтому с развитием рыночных отношений возрастающие неопределенность и коммерческого риска.
Коммерческий риск является риском, который возникает в процессе реализации товары и услуги, которые произведены или купленные предпринимателя.
Основные причины коммерческого риска:
- снижения объемов реализации вследствие падением спроса (потребности) на товар, который реализуется предпринимательской фирмой, вытеснения его конкурирующими товарами, введения ограничений на продажу;
- повышения закупочной цены товара в процессом осуществления предпринимательский проект;
- непредвиденным снижением объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшается масштабом всей операции и увеличивается расходы на единицу объемом реализуемого товаров (за счет условно постоянных расходов);
- потери товара;
- потери качеством товара в процессе обращения (транспортировка, хранение), что приводит к снижением его цены;
- повышения издержек обращения в сравнении с намеченных в результате выплаты штрафов, непредвиденные пошлины и отчисления, что приводит к снижению прибыль предпринимательской фирмы.
Коммерческий риск включает в себя риски, которые связаны с:
- реализация товара (услуг) на рынке;
- транспортировка товара (транспортный);
- приемка товара (услуг) покупателем;
- платежеспособность покупателя;
- форс-мажорные обстоятельства.
Отдельно следует выделить транспортный риск, классификацию которого впервые была разработанной Международная торговая палата в Париже в 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время транспортных рисков классифицируются по степени и по ответственность в четырех группах: Е, Б, С, О. Группа Е включает ситуацию, когда поставщик (продавец) держит товаров на собственных складах (ЕхХУогкз). Риск принимается на себя поставщик до момента принятия товара покупателя. Риск транспортировка от помещения продавца до конечным пунктом уже принимается покупателя.
Группа F содержит три конкретные ситуация передачи ответственность и рисков:
FCA означает, что риск и ответственности продавца переносятся на покупатель в момент передачи товар в условленном месте;
FAS означает, что ответственность и риска за товара переходят от поставщику к покупателю в определенном договором порту;
FOB означает, что продавец снимает с себя ответственности после выгрузки товаром с борта судна.
Группа С включающие ситуации, когда экспортер, продавцом заключают с покупателем договора на транспортировку, но не принимаются на себя никакого риска. Это следующими конкретными ситуациями:
CFK — продавец оплачивается стоимость транспортировки до порта прибытия, но риском и ответственность за сохранность товара и дополнительных затраты берет на себя покупателя;
CIF — кроме обязанностей, как в случае CFR, продавцом обеспечивает и оплачивает страховку риска во время транспортировки;
СРТ — продавцом и покупатель делят между собой риски и ответственности. В определенный момента (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риска полностью переходят от продавцом к покупателем;
CIP — риски переходящие от продавца к покупателю в определенного промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает и оплачивает стоимость страховка товара.
Последней группой терминов — D означает, что все транспортные риски ложится на продавца. К этой группе относящаяся следующие конкретные ситуации:
DAF — продавец принимается на себя риски до определенной государственная граница, а далее риски принимает на себя покупатель;
DES — передачей рисков продавцом покупателем происходит на борту судна;
DEQ — передача риска происходит в момент прибытием товара в порт.
Виды потерь и рисков
Центральное место в оценке предпринимательский риск занимают анализ и прогнозирование возможные потери ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельность.
Здесь речь идет не о расходе ресурсов, объективно обусловленные характером и масштабом предпринимательские действия, а о случайные, непредвиденные, но потенциально возможных потерях, возникающие вследствие отклонения реального хода предпринимательство от задуманного сценарием.
Чтобы оценить вероятность потеря, которая обусловлена развитием событий по непредвиденному вариантом, следует прежде всего знать все видами потерь, связанных с предпринимательства, и уметь заранее исчислить их или измеряется как вероятные прогнозные величина. При этом естественно желание оценить каждого вид потерь в количественном измерения и уметь свести их воедино, что, к сожалению, далеко не всегда удастся сделать.
Говоря об счислениях вероятных потерь в процессом их прогнозированием, надо иметь в виду одно важное обстоятельства. Случайное развитие события, оказывающее влияние на ход и результатом предпринимательства, способно приводить не только к потери в виде повышенных затраты ресурсов и снижение конечного результата. Одно и то же случайных событий может вызвать увеличение затрат одним видом ресурсов и снижение затрат другого вида, т.е. наряду с повышенные затратами одних ресурсов может наблюдаться экономии других. Так что если случайное события оказывает двойное воздействие на конечные результатов предпринимательства, имеет неблагоприятных и благоприятных последствий, то при оценке риска надо в равные степени учитывать и те и других. Иначе говоря, при определением суммарных возможных потерь следует вычитается из расчетных потерь сопровождающий их выигрышем.
Потери, которые могут быть в предпринимательская деятельность, целесообразно разделяется на материальных, трудовых, финансовых, потери времени, специальные потерями.
Мы коротко рассмотрели определение термина коммерческий риск, внешние факторы, внутренние факторы, виды факторов риска по степени управляемости, значение коммерческого риска, виды потерь и рисков. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.