Добавлено в закладки: 0
Что такое коллектив трудовой. Описание и определение
Коллектив трудовой – это группа людей, которые объединены одной общей работой. В трудовом коллективе люди постоянно могут ощущать поддержку друг друга и совместно отвечать за конечный результат работы. Трудовому коллективу неприемлемы разногласия, так как это будет вести к созданию нездоровой обстановки в коллективе, что может снизить производительность труда. Трудовому коллективу на предприятии свойственно работать на основе трудового договора или контракта. Управление трудового коллектива производит назначенный сверху или выбранный из среды коллектива человек, которому будет подчиняться весь остальной коллектив. Руководителю коллектива помогает работникам решать производственные вопросы.
Совместный, коллективный труд может являться не просто суммой индивидуальных усилий ряда людей. Он становится более производительным, успешным и результативным, позволяет каждому члену коллектива применять все свои знания и умения, приобретать лучший опыт работы. Крупным общественным разделением труда и специализации создают условие для производственной кооперации. С развития производительных сил одновременно идет процесс по совершенствованию коллективного труда, образуются устойчивые трудовые коллективы на фабриках и заводах. Кустари-одиночки уходят из общественного производства в далекое прошлое. Основа любого производства материальным благам и услугам стал трудовой коллектив.
Коллективным трудом можно добиться гораздо больших результатов, чем разрозненная работа такого же количества людей. Это происходят благодаря огромному потенциал трудового коллективу.
Коллективный труд позволяет:
- передать свои знания и умения другим членам коллектива, получив взамен признание и благодарность за это, а если есть необходимость и получить новые знания и умений;
- поставить цели гораздо более высокого порядка и решить очень сложные и объемные задач, чем работать в одиночку;
- иметь сочувствие, сопереживать своим коллегам и получать их поддержку не только в трудовом процесс, но ив бытовых и другие жизненному важных вопрос;
- проявлять способность, творчество и инициативу каждого работнику, выдвигать новые идеи, рационалистических предложений;
- повышать чувство ответственность не только за собственную работу, но и за своих товарищу, совместно решить и добиваться выполнению принятых решений, выступить по принципу «один за всех, все за одного»;
- подвергать порицанию и осуждения дела и поступки товарищей, которые не отвечают принятым в коллективе нормам мораль и нравственность, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнений.
Однако такой потенциалу может проявиться только тогда, когда коллективу полностью сформируется и приобрел все присущие ему свойству и качеству, а также, когда менеджер эффективным образом управляет действиями как каждому члену, так и коллектива в целом.
Управление трудовым коллективом
Возросший профессиональный уровню трудящихся заметно облегчает организации и координацию работы коллективу. Менеджер, основываясь на компетентность сотрудников, может делегировать им части управленческих функций, или создает из соответствующих специалиста целевые группы для решения сложных профессиональному проблем, или расширить круг вопросов, решения которых возможно на основе самоуправляемость . Это, конечно, не сокращает рабочего времени менеджеру, но освобождает его от рутинной, второстепенная по важности работа, позволяет уделять больше вниманию самому трудовому коллективу и каждому работника в отдельности.
Трудовой коллектива сможет раскрыть свой потенциалу полностью в том случае, если менеджеру будет планировать его работу, начиная с ротацией кадров и до мельчайших вопросов организационного и мотивирующего характеру. В зависимости от вида коллектива и его составу менеджер должен создать надежную и ненавязчивая систему контроля за работой и выявлять отношения к делу всех членов коллектива.
Классификация трудовых коллективов
Значение трудового коллектива. Виды трудовых коллективов по статусу:
- Официальная коллективы являются юридически оформленных и действуют в рамках законодательного норм и правил, которые установлены на данном предприятии. Производственных связей и отношения строятся на основе должностного обязанностей работника по иерархии подчиненности. Действия членов таких коллективу регулируются правилами и принципов рациональной бюрократии.
- Неофициальные коллективы нигде юридически не оформляют и возникают на основании действий работника, который желает установить межличностные контакты и отношения не по должностей, а на базе личных симпатий, разделяемый ценностей и жизненных цель. Внутренние связи в них неформальные, но иерархией подчиненности здесь также может просматриваться в зависимость от поведения лидеру и близости к нему отдельных члена такого коллектива.
Виды трудовых коллектива по механизму образованием:
- созданные по распоряжения руководства;
- сложившиеся стихийным (неофициально).
Виды коллективов по характеру внутренний связей:
- формальным;
- неформальным.
Коллективы трудящихся по времени существования:
Могут быть временными и постоянно действующих в зависимости от сроков их жизнедеятельность.
В зависимости от размера:
- малые — от трех до пяти-семи участника,
- средние — от одного до двух-трех десятка человек
- большие — от нескольких десятка и до многих сотен трудящихся.
Уровень общения и взаимодействий в таких трудовых коллективах различен, а средние и большие коллективы могут включит также ряд малых коллективов и разделяться еще на группой и подгруппой. Поэтому каждый человек может быть формально член двух и более коллективов, созданного официально, но может входить в состав только одному неформального коллектива, иначе немедленно окажется «за бортом», ибо игру «и вашим, и нашим» в неформальному коллективе не прощают.
Психологические характеристики трудового коллектива
Все трудовые коллективы различают по психологическим особенности.
К психологическим характеристике трудового коллектива относят:
- Морально-психологический климату в коллективе: главные цели, ради которых создан и работает данный коллективу; способы и средства достижения поставленных цели; общепринятых норм и правила взаимоотношений; справедливых, с точки зрения каждого работника, распределение работы и обязанности.
- Сплоченности работников коллектива.
- Психологической совместимости работников в трудовом коллективе: совместимость характеров, типу темперамента; высокий профессионального уровень всех работающих в коллективу.
- Уровень психологического давления коллективу на своих членов и степени конформизма (схожести мнений).
Формирование и развитие трудового коллектива
Каждый трудовой коллектив с момента создания проходит ряд жизненного стадий:
- первая соответствует младенческому, подростковый возрасту становления коллективу;
- вторая — период эффективной работы и зрелому возрасту;
- третья — ослабление потенциала, старению и в конечном итоге или ликвидации, или обновлению.
Американские исследователя выделяют пять стадий зрелость коллектива:
- притирку,
- ближнего боя,
- экспериментирования,
- эффективности
- зрелости.
Виды коллективов
Рассмотрим отдельные виды коллективов с точки зрения практики управления.
По составу коллективами бывают гомогенными (однородные) и гетерогенными (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраст, профессия, статуса, уровня образование и проч.
Гетерогенные коллектива более эффективны при решении сложная проблем; они эффективны также при интенсивная творческой работе (мозговая атака). В то же время гомогенные лучшая решают простые задачи. Чем большему сходство между членами коллективом, тем значительного влияния, которое они оказывают друг на друга, быстрый вырабатывается чувство общность. Однако здесь острее внутренняя конкуренции и поэтому гомогенные коллективы более конфликтными, особенно чисто женских (поэтому желательно, чтобы соотношения представителей разного пола было примерного одинаковым). Но в целом эффективного коллектива должен состоять все же из непохожие личности.
Каждый коллектив имеет определенная структура. Она может быть функциональной (на основе разделения труд и определения производственные задачи каждого); политическая (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам); социально-демографическая (по полу, возрасту, образованию, квалификации и проч.); социально-психологическая (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческая, определяема активностью и проч.;мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).
По характеру внутренних связи различаются формальных и неформальных коллективы. Формальные связи предписываются заранее, в неформальные коллективах отношения складывают спонтанно, сами собой. Границы формальный и неформальный коллективов чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудников в них могут не приниматься или по собственная инициатива придерживаться нейтралитет. Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридическими и организационно уловить и привязать к нормами и правилами. Знание его состава помогает руководителям, особенно новыми, ориентироваться в истинное положение дел в коллективе.
Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временных, которые предназначены для решения разовой задача, и постоянные.
Важным признаком, в соответствием с которым могут классифицироваться коллективы, является степенью свободы, которая предоставляется их участникам. При этом она рассматривает в двух аспектах: во-первых, как свободе вхождения в коллектив, которая варьирует в довольно значительном диапазоне — от безусловная обязательности для призывника служить в армии до полной добровольность при вступлении в клуб собаковода.
Можно говорить также о свободе активного участия в деятельности коллективу; в одном случае оно требуется постоянным, в другом — может быть эпизодический или даже формальный. Это позволяет людям одновременно быть членами несколько коллективов и проявлять активность прежде всего там, где это нужнее всего в данным моментом.
В соответствии с их функциями выделяют коллективы, ориентированных на достижение определенная цель как официальная, так и неофициальная; на реализацию совместных интерес и общение. В свою очередь, функциональной классификацией может дополняться и детализируют классификацией по видам деятельность.
Малые коллективы
Малые коллективы, члены которых поддерживаются между собой не просто непосредственными, но еще и эмоционально окрашенными дружескии контактами, получили название первичные. Обычно они включают в себя от двух до пяти человеку, которые объединены общностью целей и норм поведения, личных интересами, неформальный контроль. В первичной группа людей нельзя заменяет без ее разрушением.
Наиболее близкие и равноправные отношениями между участниками складывают в диадах и триадах, т.е. группе, состоящих из двух—трех человеку. Диады легче всего разрушают, но отношения приносит наибольшим удовлетворением их членам. В триаду рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, которого можно играть роль посредника, оппортуниста или властителя.
В рамке квартетов и квинтетов могут обосабливать пары с более тесными взаимосвязями; возникает структуры типа «звезды» с центральным участником, который диктует остальным свою волю, либо «цепочки» с ослабленные контакты.
Увеличение размера группы влияет на поведения ее членов. Более крупные группы продуктивны, но в них меньше согласия между участники и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается социальным неравенством и трудностью в налаживании контактов, причем в большую меру это относится к группам с четным составом участников, чем с нечетные. Членов таких групп характеризует низким моральным духом, безразличным отношением к делу, ослабленными связями, нежеланием сотрудничать друг с другом. Поэтому для управлению ими нужны специальных менеджеров.
Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправления. Самоуправляемые коллектив могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективность принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяет только основные направления деятельности, которые в дальнейшее конкретизируются в индивидуальное порядке, и каждый действуют независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяют также и то, кто чем будет заниматься, но текущую деятельность не координируют, и члены коллективом лишь в необходимом случаях оказывают друг другу требуемая помощь.
Вторичные коллективы
Во вторичных коллективах, которые формирует по функционально-целевому принцип, контакт являются предметным, опосредованным, обусловленным решением поставленных задач. Поэтому основным значением придается здесь не личному качеству, а умению выполнять те или иные функции. Если роли четко распределена, людей во вторичная группе можно безболезненным заменять.
Особой разновидностью коллектива, который характеризуется повышенным единством, особо тесным сотрудничества и координацией, частой совместная работа, является команда. Она создается для решением конкретных задач или выполнением отдельных функций, проекта и объединяет лиц с разнообразными знаниям и навыками, дает им возможности учиться друг у друга, обеспечивает взаимная поддержка. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономный. Осуществляет давление на участнику и часто конфликтна.
Команды характеризуются ясными вдохновляющие цели, эффективная структура, особо высокой компетентностью работников, климат сотрудничества, стремлением к хорошей работе, которые становятся нормой, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.
Обычно команды защищают свои границы, себя от давление и угрозы, привлекают внимания важных людей к своей работу, следят за политической ситуаций в организации и создание альянсы с другими командами. Люди будут эффективными работать в составе команда, если смогут исполнять предпочитаемые ими роль. Знание менеджерами этих ролей позволяет формировать команды из нужных лиц.
Люди подчиняются социальному контроль группы при следующих условиях: необходимость принятия решения в условий цейтнота, высокой сплоченности, изолированность от внешней среды, наличие готового варианта решения, устраивающее всех, оценке внутреннее согласия как важнейшей самостоятельная ценности.
Мы коротко рассмотрели определение термина коллектив трудовой, управление трудовым коллективом, классификация трудовых коллективов, психологические характеристики трудового коллектива, формирование и развитие трудового коллектива, виды коллективов, вторичные коллективы малые коллективы. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.