Добавлено в закладки: 0
Рыночная конъюнктура – это совокупность параметров и условий, которые определяют рыночную ситуацию в определенный момент времени.
Конъюнктура может быть высокой или благоприятной – рынок в этом случае отличается сбалансированностью, на нем устанавливают высокий уровень продаж, который может обладать тенденцией к дальнейшему росту, значительных колебаний конъюнктуры и цен не наблюдается.
Рынок при неблагоприятной рыночной конъюнктуре находится на этапе дисбаланса, на нем наблюдается небольшой уровень спроса, возможны значительные колебания цен, появление сложностей со сбытом или, наоборот, недостаток определенных товаров.
Что такое рыночная конъюнктура? Описание и определение понятия.
Понятие рыночной конъюнктуры
Рассмотрим, подробнее что понимается под конъюнктурой рынка. Конъюнктура определяет конкурентоспособность услуг и товаров предприятий.
Конъюнктура рынка — это:
- определенное отношение между предложением и спросом, как по отдельным группам и товарам, так и по денежной и товарной массе в целом;
- некоторая экономическая ситуация, которая сложилась на рынке в этот момент времени или какой-нибудь период времени и отображающая текущее отношение предложения и спроса;
- совокупность условий, которые определяют рыночную ситуацию;
- итог взаимодействия разных факторов (природных, экономических, социальных,), которые определяют в каждый момент времени положение на рынке компании;
- состояние экономики на этот момент времени, которое определяется изменениями разных экономических показателей.
Конъюнктуру взятого отдельно рынка необходимо рассматривать, учитывая взаимного влияния и взаимодействия с другими рынками. Каждый рынок связан тесно с общеэкономической ситуацией в регионе и стране. Потому анализ конкретного рынка необходимо основывать на оценке в целом общеэкономической ситуации.
Анализ конъюнктуры рынка – это исследование предусматривающее изучение:
- рыночных долей предприятий;
- рыночных показателей — уровня насыщения рынка, емкости рынка;
- показателей материального производства, которые показывают предложение товаров на рынках;
- показателей спроса на товары.
- цен.
Статистика конъюнктуры рынка
Конъюнктура рынка — это совокупность черт (условий), которые определяют рыночную ситуацию в некоторый момент времен.
Высокая (благоприятная) конъюнктура — характеризуется сбалансированным рынком, растущим или стабильным объемом продаж, равновесными ценами
Низкая (неблагоприятная) конъюнктура — характеризуется признаками дисбаланса рынка, снижением или отсутствием спроса, кризисов сбыта, резкими колебаниями цен, дефицитом товаров.
Есть такие характеристики рынка: развивающийся рынок, оживленный рынок, стагнирующий рынок, регрессирующий рынок, стабильный рынок и так далее. Четкой границы между этими определениями нет, но, тем не менее, каждому состоянию присущи собственные количественные конкретные характеристики конъюнктурных индикаторов.
Таким образом, эксперты и специалисты при оценке конъюнктуры рынка опираются на конъюнктурные индикаторы: товарные запасы, цены, показатели деловой активности, которые могут быть абсолютными, так и относительными величинами. При этом нельзя судить о рынке лишь по какому-нибудь одному показателю. Их необходимо учитывать в комплексе. К примеру, увеличение числа сделок без увеличения объема продаж не говорит об оживлении рынка, а только указывает на вовлечение малых фирм в рыночный процесс. Таким же образом высокий спрос (дефицит товаров) или увеличение товарных запасов, пусть даже увеличивающий рост объема производства, не являются позитивной характеристикой рыночной экономики, а говорят о надвигающемся кризисе инфляции и сбыта .
К показателям конъюнктуры рынка относят:
- тенденции развития рынка;
- отношение предложения и спроса на услуги (товары);
- степень деловой активности и масштаб рыночных операций;
- уровень колеблемости или устойчивости рынка;
- нахождение рынка в конкретной фазе сезонного или экономического цикла;
- размах и сила конкурентной борьбы;
- уровень коммерческого риска.
Так как все такие характеристики рынка поддаются количественной оценке, это делает их предметом изучения статистики.
Предмет статистики конъюнктуры рынка — это массовые явления и процессы, определяют конкретную рыночную ситуацию, поддаются качественной и количественной оценке.
Субъекты изучения конъюнктуры рынка — это рыночные коммерческие структуры (их маркетинговые подразделения), государственные органы (включая статистические), научные учреждения, общественные организации.
Задачи статистики конъюнктуры рынка:
- Характеристика масштаба рынка.
- Обработка и сбор конъюнктурной информации.
- Выявление тенденции развития рынка.
- Анализ и оценка главных пропорций рынка.
- Оценка региональных различий рынка.
- Анализ цикличности, колеблемости, сезонности развития рынка.
- Оценка интенсивности конкуренции и степени монополизации рынка.
- Оценка коммерческого риска.
- Оценка деловой активности.
Показатели конъюнктуры рынка
Для реализации задач конъюнктуры рынка разрабатывают соответствующую систему показателей, которая включает в себя:
1. Показатели предложения услуг и товаров:
- динамики, объема, структуры производства (предложения);
- эластичности предложения;
- потенциала предложения (сырьевого и производственного).
2. Показатели покупательского спроса на услуги и товары:
- степени, объема, динамики удовлетворения спроса;
- емкости рынка и потребительского потенциала;
- эластичности спроса.
3. Показатели пропорциональности рынка:
- отношения предложения и спроса;
- отношения рынков потребительских товаров и рынков средств производства;
- структуры товарооборота;
- распределения рынка между производителями, розничными и оптовыми продавцами;
- распределения рынка продавцов по формам собственности;
- структуры покупателей по разным потребительским признакам (возраст, уровень дохода и так далее);
- региональной структуры рынка.
4. Показатели перспектив развития рынка:
- темпов прироста и роста объемов продаж, товарных запасов, цен, прибыли, инвестиций;
- параметры цен, трендов объемов продаж, прибыли, инвестиций, товарных запасов.
5. Показатели цикличности, колеблемости, устойчивости рынка:
- коэффициенты вариации объемов продаж, товарных запасов и цен в пространстве и времени;
- параметры моделей цикличности и сезонности развития рынка.
6. Показатели региональных различий развития и состояния рынка:
- региональной вариации отношения предложения и спроса и других пропорций рынка;
- региональной вариации уровня спроса (в расчете на душу населения) и прочих главных параметров рынка.
7. Показатели деловой активности:
- динамики, состава, заполненности портфеля заказов;
- размера и числа, динамики и частоты сделок;
- загруженности торговых и производственных мощностей.
8. Показатели рыночного (коммерческого) риска:
- риска рыночных колебаний;
- риска принятия маркетинговых решений;
- инвестиционного риска.
9. Показатели уровня конкуренции и монополизации:
- количества компаний на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным специализации и формам;
- распределения компаний по размеру объема продаж, производства, сбыта;
- уровня приватизации (количество приватизированных предприятий, их организационные доля и формы в общем объеме рынка);
- раздела рынка (группировка фирм по их размеру (крупные, малые, средние) и по их доле в объеме продаж и сбыта).
Емкость рынка
Пропорциональность — это оптимальное отношение между разными элементами рынка, которое обеспечивает его нормальное поступательное развитие.
Статистика при анализе пропорций рынка применяет такие инструменты: относительные величины координации и структуры, балансовый метод, сравнительные (компаративные) коэффициенты эластичности, индексы, графический метод, бета-коэффициенты многофакторных моделей.
Самый важный показатель пропорциональности рынка услуг и товаров необходимо считать отношение предложения и спроса, которое предопределяет развитие других категорий рынка и его экономическую и социальную эффективность. Пропорции предложения и спроса определяются как в целом по рынку услуг и товаров, так и в региональном разрезе, по отдельным услугам и товарам, по разным группам потребителей. Один из методов измерения этой пропорции по всей совокупности услуг и товаров служит баланс предложения и спроса, в котором спрос (покупательские фонды) сопоставляются с предложением (потенциалом услуг) и товарными ресурсами. Таким образом выявленное сальдо является характеристикой диспропорции рынка и отображает или наличие дефицита, или кризис сбыта.
Можно сравнивать темпы и объемы роста производства (по отдельным товарам и по отрасли в целом) с необходимыми показателями продаж, темпы и объемы роста розничного товарооборота с темпами и объемом роста денежных доходов населения.
Пропорциональная зависимость предложения и спроса от факторов, которые определяют их значения, можно выразить коэффициентом эластичности, который укажет процентное изменение предложения или спроса при увеличении на один процент факторного показателя.
Следующая важная пропорция рынка — отношение предметов потребления и средств производства. Оно определяется и в динамике, и в статике. Для этого применяются относительные величины координации и структуры. Также рассчитывается компаративный индекс, который позволяет сравнить динамические пропорции. Он являет собой соотношение темпов роста двух частей одного целого и является по своей сути одним из вариантов расчета коэффициента опережения.
Другая важная пропорция — это отношение продажи услуг и продуктов между собой и между отдельными типами продуктов или услуг в каждой группе товаров и так далее.
Мы коротко рассмотрели рыночную конъюнктуру: показатели, емкость, статистику, понятие. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.