Контроль государственный

Добавлено в закладки: 0

Что такое государственный контроль? Описание и определение понятия.

Государственный контроль – это одна из форм, в которой государство проводит свою власть для обеспечения гарантий выполнения Контроль государственныйзаконодательных актов. Эта форма контроля в себя включает контроль со стороны уполномоченных органов за выполнением налоговых выплат, правил ведения хозяйственной и финансовой деятельности. Реализация государственного контроля проводится разными органами. Контрольные функции во многих странах исполняет парламент, но вместе с ним данные функции могут иметь и внепарламентские инстанции – омбудсмены, счетные палаты, органы административного надзора. Довольно широкие контрольные полномочия у министерства финансов.

Рассмотрим, более детально, что значит государственный контроль.

Государственный контроль:

  • Государственный контроль — периодическая проверка государственной власти уполномоченными органами деятельности юридических и физических лиц, которая направлена на пресечение, предупреждение, выявление нарушений требований, которые установлены нормативными правовыми актами, по итогам которой при выявлении нарушений могут использоваться меры государственного принуждения.
  • Конституционный контроль — тип правоохранительной деятельности, который заключается в проверке соответствия законов и других нормативных актов конституции этой страны.
  • Валютный контроль — надзор государственных органов за выполнением законодательства при проведении валютных операций.
  • Таможенный контроль — совокупность мер, которые осуществляются таможенными органами для обеспечения выполнения таможенного законодательства.
  • Иммиграционный контроль — комплекс мер по контролированию миграции лиц без гражданства и иностранных граждан.
  • Финансовый государственный контроль — система действий контрольных государственных органов, обязанности которых — выявление нарушений в процессе управления финансовыми государственными ресурсами на этапе рассмотрения, исполнения и утверждения бюджетов, разработка мероприятий по их предотвращению.

Государственный контроль Российской империи — орган Кабинета Министров Российской империи, который осуществляет наблюдательные и контрольно-счётные функции в сфере бюджета.

Государственный контроль (Латвия) (латыш. Valsts kontrole) — коллегиальное государственное учреждение в Латвии, которое занимается аудитом средств муниципальных и государственного бюджетов.

Государственный контроль (Эстония) (эст. Eesti Riigikontroll) — независимое учреждение в Эстонии, которое действует на средства налогоплательщиков и изучает денежные траты местного самоуправления и государства.

Характер государственного контроля

Государственный контроль — это функция, которая тесно переплетается не только лишь с обеспечением дисциплины и законности, но и с государственным регулированием.

Контроль, свойственными ему методами и в присущих ему формах, существенно способствует соблюдению режима деятельности субъектов различного рода управленческих отношений, а также разных коммерческих организаций государственного и негосударственного типа.

В отдельных областях, которые особым образом затрагивают коренные интересы всего общества и государства, он не имеет специфики, которая обуславливается какими-либо формами собственности. Сюда включается надзор за соблюдением противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил, а также контроль над соблюдением федерального законодательства в отношении налогов и прочее.

Однако, если говорить в общем, то его сфера в негосударственной области более ограничена, чем в государственной. Таким образом, в задачи государственного контроля не входит проверка производственно-хозяйственной, финансовой деятельности с точки зрения ее эффективности и другое.

Среди специальных форм и видов контроля и надзора существует больше нюансов. Именно они обуславливаются особенностями отраслей и сфер, а также функций управления ими.

Подобного рода контроль сформирован либо в виде самостоятельных в организационном и юридическом отношениях органов, как например Государственная налоговая служба, либо в составе иных органов госуправления, среди прочего это Государственный ветеринарный надзор Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Государственный контроль осуществляется в качестве вневедомственного, другими словами, общего для всех отраслей и сфер управления, как например Государственный земельный контроль, или же в области экономики, либо социально-культурной или административно-политической деятельности. В пределах каждой из вышеперечисленных областей существуют вневедомственные и ведомственные разновидности специализированного контроля.

Разновидности вневедомственного контроля

Вневедомственный контроль имеет две разновидности:

  • внеотраслевого профиля;
  • отраслевого профиля.

К первой разновидности относится контроль за финансово-кредитными и налоговыми органами, контроль и надзор за соблюдением правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности и прочее. Характерной особенностью для этого вида контроля и надзора является то, что он распространяется на организации и физических лиц, а также на государственные и негосударственные организации.

Вторая разновидность вневедомственного контроля и надзор отраслевого профиля осуществляется за соблюдением актов нормативно-правового характера, которые регулируют отношения в данной отрасли. Объектами такого контроля выступают как государственные, так и негосударственные организации, а также физические лица. Примерами данного вневедомственного контроля являются санитарно-эпидемиологический контроль и надзор, который осуществляется в области здравоохранения в отношении организаций, а также физических лиц; государственный контроль в области высшего образования, осуществляемый подразделениями Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации; контроль за соблюдением правил использования транспорта и прочее.

Институты государственного контроля

Государственный финансовый контроль в первую очередь предназначен для реализации финансовой политики государства и создания необходимых условий для финансовой стабилизации.

Все государства, в зависимости от специфики их устройства, имеют свои системы финансового контроля. Однако, организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах, базируется на общих принципах, которые выведены многолетним международным опытом. Таким образом, реализация любой крупной программы должна включает в себя различные подсистемы контроля. Самым важным звеном национального финансового контроля во всех странах, называющих себя демократическими, принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Обычно, в каждой стране имеются специализированные институты парламентского контроля за расходом денег государства. В Российской Федерации таким институтом является Счетная палата, в США — это Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса и так далее. Кроме таких институтов парламентского контроля в ряде развитых стран существует система контроля по линии исполнительной власти, другими словами правительственный контроль, а также органы финансового контроля при гаранте конституции или президентский контроль.

Актуальность вопроса в России очень высока. Так как в развитых странах вмешательство государства в экономические процессы усиливается, тогда как в тех государствах, которые осуществляют переход от планового хозяйства к рыночному, степень национального регулирования экономики и национальной ответственности в социальной сфере несоизмеримо более высоки.

Таким образом, можно выделить французскую систему внешнего контроля государственных финансов, которая отличается наличием общенациональной структуры государственных бухгалтеров. Они работают в административно-территориальных единицах страны, среди которых: коммуны, департаменты и округи. Государственные бухгалтера наделены полномочиями управлять денежными средствами государства, а также несут ответственность за правильность осуществляемых ими операций, и при этом еще имеют обязанность возмещать за личный счет ошибочно выплаченные или невостребованные средства. Учет государственных финансовых операций основывается на двух основных принципах: на установленном законом разделении функций распорядителей кредитов (министры и другие руководители государственных органов) и государственных бухгалтеров, а также – на персональной денежной ответственности самих государственных бухгалтеров.

В крупных и развитых странах государственные органы контроля служат главным инструментом влияния на экономику. В Соединенных Штатах Америки общий экономический эффект от работы федеральных контрольных органов, согласно данным исследовательской группы конгресса США, за последние пол века исчисляется приблизительно в 500 миллиардов долларов.

Мы коротко рассмотрели что такое государственный контроль, его цель, характер и деятельность органов государственного контроля. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Контроль государственный”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: