Консьюмеризм

Добавлено в закладки: 0

Что такое консьюмеризм? Описание и определение понятия.

Консьюмеризм (консумеризм, консюмеризм) — это общественное организованное движение, которое ставит своей целью защиту и расширение прав покупателей (потребителей). Термин происходит от consumer — потребитель.

Движение появилось на родине идеологии потребления — в США. Президентом Джоном Кеннеди 15 марта 1962 года был введен «Билль о правах потребителя», который провозгласил право потребительской общественности на достоверную информацию, защиту, выбор и то, чтобы быть выслушанной. С тех пор 15 марта является Всемирным днем защиты прав потребителей.

Во многих странах позже были приняты аналогичные законы, которые призваны защитить права потребителей и увеличить ответственность производителей товаров за безопасность и качество собственной продукции. В 1992 году Россия приняла впервые закон «О защите прав потребителей», закон в 1995 году подвергся определенным изменениям. Закон должен регулировать отношение меж поставщиками товаров и конечными потребителями. Положения закона указывают на право покупателей на приобретение безопасных для жизни и здоровья товаров надлежащего качества, на получение верной информации об услугах и товарах. Закон «О рекламе», принятый в 1995 году, регулирует рекламную деятельность.

Термин консьюмеризм в современном мире зачастую применяется в качестве синонима избыточного потребления. Потребление получает навязчивый характер, возникают психические отклонения различного рода, которые связаны со сформировавшейся зависимостью от желания получать определенные блага. Ввиду этого образовалось второе значение консьюмеризма в качестве характеристики потребления. Главная критика консьюмеризма формируется в религиозной среде в значении перепотребления.

Потребительство (консумеризм, консьюмеризм — транслитерации англ. consumerism) — имеет следующие значения:

  • как характеристика потребления;
  • как историческое явление движения по защите прав потребителей.

Потребительство, как историческое явление

ВКонсьюмеризм 2 США 15 марта 1962 года президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Данный документ установил, что у потребительской общественности есть право на информацию, защиту, выбор и, помимо этого, она имеет право быть выслушанной. Эта дата ежегодно теперь отмечается, как Всемирный день защиты прав потребителей.

Соответствующие законы о защите прав потребителей постепенно были приняты во многих странах.

Потребительство, как характеристика потребления

Критика потребительства

КонсьюмеризмВ современном мире потребления потребительство становится некоторой пагубной зависимостью, развивается ониомания. Для человека, который страдает такой зависимостью, у товаров пропадает их собственная значимость и становятся только символом причастности к определенной общественной группе. Идея возможности достигнуть социального превосходства через потребление в сознании покупателя порождает веру в то, что акт покупки может доставить большее удовлетворение, чем продукт, который покупается. Человеческое счастье ставят в зависимость от уровня потребления, потребление становится смыслом и целью жизни.

Главная критика идеологии потребительства в религиозной среде. Оно с религиозной точки зрения игнорирует духовные ценности, когда они вне области рыночных отношений, поощряет и эксплуатирует эмоции, страсти, пороки, а все главные религии призывают к их ограничению, обузданию. Пример критики потребительства в христианстве — энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus» (1991), по которой потребительство — одно из самых опасных следствий радикального типа капитализма.

Контраргументы сторонников потребительства

Консьюмеризм 3Процессы, которые истолковываются превратно, как маниакальный шопинг, дурновкусие и показуха, совсем не сводятся к данным досадным проявлениям. Александр Долгин, экономист начала ХХI века пишет, что «неприятие культурных трендов потребления вызывается тем, что большинство в принципе не разобрались в обществе потребления… Современное общество все активнее управляется неким разумным символическим началом, ничуть не менее властное, нежели конкуренция за материальные ресурсы. Из этого вырастают другие жизненные реалии и, под стать им, другая мораль, о которой с прежних позиций неверно судить». Вещи говорят больше, нежели о богатстве, одновременно они маркируют ментальность, вкус, социальную принадлежность и другие качества индивида.

Потребительское общество предоставляет в распоряжение людей сигнальную систему и практики, которые обслуживают необходимость в сближении и дистанцировании. Эффективность данной сигнальной системы при этом связана со скоростью, полнотой и трудоемкостью взаимного «просвечивания». А это, в свою очередь, влияет на качество окружения, в котором живут люди, на качество коммуникаций и, в итоге, на качество жизни.

Демонстративная трата — как залог предсказуемости и основа доверия со стороны потенциальных партнеров.

Траты напоказ проходили испокон веков, и в них наивно видеть пустое фанфаронство (как в принципе неверно отказывать в содержательности каким-нибудь социальным устойчивым практикам). Удачливые вожди, купцы, фабриканты, военные, юристы — все время от времени прибегали к нефункциональной трате. Они при этом не потакали собственным капризам, а действовали более, нежели здраво — создавали о себе впечатление, необходимое для дела, при помощи антуража, а если требовалось — широких жестов.

Демонстративная трата работает в качестве залога предсказуемости и основания доверия от потенциальных партнеров. (К слову, в основании имиджевой рекламы также лежит логика задатка: тот, кто гарантированно не производит хорошую продукцию, не будет тратиться на собственное паблисити, так как, сделав узнаваемым плохой товар, его обычно трудней продать. Покупатели этот сигнал считывают на уровне подсознания.) Эта фундаментальная логика траты превентивной жертвы — она только кажется необязательной, на деле это инвестиция в доверие, в информацию о будущем.

Кто есть кто и необходимо ли иметь дело с таким человеком

Статусная трата — это практически императив для большинства членов общества. Она маркирует точнейшим образом, кто есть кто и необходимо ли иметь дело с таким человеком. Логика статусов не вчера родилась, однако раньше она затрагивала наиболее заметно верхушку общества. Для средних слоев были вещи попроще, а низшим было не по карману разнообразие. Сословный диктат в одежде был необходим, чтобы было сразу видно, кто есть кто.

Мы коротко рассмотрели консьюмеризм: контраргументы. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Консьюмеризм”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: