Добавлено в закладки: 0
Что такое концессия? Описание и определение термина.
Концессия – это договор на применение хозяйственных ресурсов, природных богатств, предприятий и так далее, которые принадлежат муниципальной власти или государству, хозяйствующими субъектами. В этом случае государство выступает, как концедент, а сторона, получающая право эксплуатации, концессионер. Государство получает взамен Вознаграждение, которое может носить периодический или разовый характер. Реализация соглашений концессии проводится по принципам публичного имущества, с этой целью можно использовать бюджетные средства. Концессии в настоящее время применяются не лишь в области использования богатств недр, но и в области эксплуатации объектов разного характера, которые находятся в государственной собственности.
Пояснение термина концессия. Концессия (от лат. concessio — уступка, разрешение) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, которые принадлежат правообладателю. Передача в концессию проводится на возмездном основании без указания срока или на определенный срок. Объектом договора может являться передача прав на эксплуатацию предприятий, природных ресурсов, оборудования и других прав, в том числе на применение коммерческого обозначения, фирменного названия, коммерческой охраняемой информации, знаков обслуживания, товарных знаков и так далее.
Выплату вознаграждения можно осуществлять в виде паушальных (разовых) или роялти (периодических) платежей, наценки на оптовую цену товаров, процентов от выручки или в другой форме, которая установлена договором.
Концессионное соглашение, конце́ссия — форма частного государственного партнёрства, вовлечение в оказание услуг или в эффективное управление государственной собственностью частного сектора, оказываемых обычно государством, на взаимовыгодных условиях.
Понятие
Определение концессии. Концессия подразумевает, что государство (концедент) концессионеру передаёт право на эксплуатацию объектов инфраструктуры, природных ресурсов, оборудования, предприятий. Концедент взамен получает вознаграждение, как разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи. Концессионные соглашения реализуют на основании публичного имущества, включая с применением бюджетных средств. При отсутствии вовлечения публичного имущественного ресурса в партнёрство имеет место наделение частного партнёра правом ведения конкретного бизнеса, монопольные или исключительные права на ведение которого принадлежат правовому публичному образованию, к примеру, ведение парковочной деятельности и так далее.
Роль в мировой экономике концессий возрастает. Если в течение XX века концессии применялись преимущественно в недропользовании, то в 1990-е годы в концессию передают многочисленные другие объекты государственной собственности.
В первую очередь объектами концессионного соглашения являются значимые социально объекты, которые нельзя приватизировать, такие как железные дороги, аэродромы, объекты ЖКХ и прочие инфраструктурные сооружения, объекты образования, спорта и культуры, здравоохранения, системы общественного транспорта.
История
Концессию возможно рассмотреть как форму договора частного государственного партнерства. При таком подходе ее можно в один ряд поставить с «кормлением», которое сформировалось в XII веке и существовавшим до реформ Петра I и «откупом», который являл собой передачу государством право сбора откупщикам (частным лицам) частным лицам (налогов и прочих государственных доходов).
Кормление
Кормление — вид пожалования удельных и великих князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась в течение периода службы в счёт местного населения.
Изначально кормление имело эпизодический характер. Соответственно с нормами Русской правды, сборщики виры (штрафа), строители городов и другие категории получали определённое натуральное довольствие с населения. В XII—XIV веках кормление имело значительную роль в складывании системы местного управления. Князья в города и волости посылали бояр в качестве волостелей и наместников, а других служилых людей —тиунами. Население должно было содержать их («кормить») в течение полного периода службы. Самого большого развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.
Откуп
Откуп — передача на определённых условиях за определённую плату государством права взимать налоги и прочие государственные доходы. Система откупов — по существу является прообразом концессий, форма договора государства и предпринимателей.
Вначале откуп применяли в условиях неразвитости кредита, натурального хозяйства, слабости коммуникаций, финансовых трудностей государства. Откупы впервые получили распространение в Древнем Риме и Древней Греции (IV век до н. э.), в Древнем Иране (VI век до н. э.).
Откупы в средние века стали одним из важнейших источников изначального накопления капитала.
Виды концессионных соглашений
В международной практике выделяют такие типы концессионных соглашений:
- BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». Концессионер осуществляет эксплуатацию и строительство (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после этого объект передают государству;
- BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». Концессионер строит объект, который передают концеденту (государству) в собственность сразу после окончания строительства, после этого его передают в эксплуатацию концессионера;
- ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление». Концессионер строит объект и проводит последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, его срок действия не ограничивается;
- ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача» — пользование и владение построенным объектом на праве частной собственности проводится в течение определённого срока, по завершении которого объект становится собственностью государства;
- BBO (Buy — Build — Operate) — «Покупка — строительство — управление» — форма продажи, включаюшая расширение или восстановление существующего объекта. Государство продаёт частному сектору объект, который делает нужные усовершенствования для более эффективного управления.
Концессионные соглашения в России
История
Концессии в эпоху НЭПа получили широкое распространение в РСФСР. В речи «О концессиях и о развитии капитализма» в апреле 1921 года В. И. Ленин заявил:
Не опасно ли приглашать капиталистов, не означает ли это развивать капитализм? Да, это означает развивать капитализм, но это не опасно, так как власть остаётся в руках крестьян и рабочих, а собственность капиталистов и помещиков не восстанавливается. Концессия, по сути, арендный договор. Капиталист становится арендатором государственной собственности, на определённый срок, по договору, но собственником не становится. Собственность остаётся за государством.
Развитие концессионной деятельности
Восстановлению национальной экономики СССР, разрушенного двумя войнами (Первая мировая война и Гражданский), во многих отношениях предоставили использование советской модели льготных соглашений как главный элемент внешнеэкономических отношений. Гора, лес, сельскохозяйственные и другие сырые концессии были основным во время этого периода. Они были внедрены за счет средств, полностью принадлежащих иностранным концессионерам от кого предложения на некоторых источниках, были больше чем две тысячи и соглашения, почти двести были завершены.
Таким образом, концессии как элемент экономической политики российских и Советских правительств, активно использовались во время вышеизложенного периода и показали высокую эффективность. Использование концессий является фактическим также для современной России с тех пор теперь, возможно ожидать получение положительных результатов использования этого инструмента.
В международном внедрении практики крупных проектов в сфере производственной инфраструктуры часто сопровождается привлекательностью прямых инвестиций в различных формах обычно в государственно-частном партнерстве (концессия), но не приватизация. Государство передает к бизнесу право владеть и использовать собственность, экономические управленческие функции, резервируя правильные порядки, который способствует распределению рисков между всеми главными участниками.
Концессия получила специальное развитие в отраслях инфраструктуры: электроэнергетика, транспортировка гидроуглеродистого сырья, железнодорожного транспорта, дорожной экономики, муниципальные услуги
Сегодня в проектах концессионера Российской Федерации в социальной сфере, развитие транспортной инфраструктуры, в области здравоохранения и образования и т.д. активно понято.
Правовая основа концессионной деятельности
Определения концессии, хранимой в юридических нормативных документах, наборе. Даже в странах Европейского союза с подобными моделями экономического правления различия в интерпретации концессий доступны государственный сектор и больше, чем история века льготного законодательства. Это, в частности отмечено в Новых правилах единого рынка, принятого Европейской комиссией в декабре 1999. В этом документе концессия определена как система отношений, в случае которых общественная власть обвиняет третьему лицу (частная или смешанная компания) управление суммами инфраструктуры или других общественных служб при условии принятия этой стороной на себе предпринимательский риск и обязательства по работе оборудования. Другими словами, государство передает собственность частного (смешанного) концессионера компании, принадлежащего ему при определенных условиях, фиксированных в форме соглашения, к ограниченному сроку за плату. Одновременно льготный объект остается в принадлежащей государству собственности, и концессионер имеет права использовать и владения.
Как одна сторона льготного соглашения государство – Российская Федерация и (или) ее предмет или действия муниципалитета, эту сторону называют concessor. Другая сторона является отечественным или иностранным инвестором – концессионер.
Иногда концессионеру также право заказа передано принадлежащей государству собственностью. Но с этой целью он каждый раз должен получить письменное разрешение от уполномоченного государственного органа. Такая практика, в частности использовалась советским правительством во время Новой Экономической политики. Государство обязуется не вмешиваться одновременно в административные операции, но осуществляет строгий контроль над внедрением концессионером договорных обязательств. После объекта срока концессии, включая также производственные мощности, созданные концессионером, это передано государству.
С точки зрения политической экономии, в концессиях есть то, как будто консолидация ресурсов двух экономических агентов: государства в форме его собственности и частного сектора в форме инвестиций, управления, ноу-хау.
Есть различные мнения о сущности концессии: лицензированный и льготный способ – то же (налог плюс роялти – платеж за право на развитие и производство природных ресурсов); концессия – один из видов соглашения о компенсационных условиях (соглашение о Компенсационных условиях).
Концессия в ее современном понимании могла действовать как инструмент сокращения инвестиционных рисков, сохраняя операционное налоговое бремя инвестиционных проектов, выполненных компаниями вследствие увеличения стабильности экономичной и правовой среды в те периоды времени, в которые компании понимают проекты. Это – концессии (концессионные договоры), мог создать некоторые анклавы стабильности в условиях нестабильной среды.
Преимущества концессионных договоров
Среди преимуществ льготной формы объектов правительственных инвестиций возможно отметить следующее:
- концессии удаляют финансовую погрузку из государства, поскольку концессионер предполагает, что ответственность выполняет все затраты на финансировании, управлении и текущем ремонте объектов, переданных концессии, покрывая расходы, например, за счет ставок;
- концессии устанавливают довольно жесткий долгосрочный по закону устроенный, т.е. стабильный, отношения между государством и концессионером;
- концессионные договоры позволяют привлекать частное, включая иностранные акции без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами.
Таким образом интересы государства состоят в том что это:
- перекладывает расходы по инвестициям и контенту собственности на частном секторе для увеличения его эффективности;
- государство заполняет бюджет вследствие получения льготных платежей и удаляет из себя финансирование государственных объектов;
- решает социально-экономические проблемы.
Интересы частного бизнеса в льготных проектах состоят что:
- концессионер получает в долгосрочном управлении государственные активы, которые не принадлежат ему на выгодных условиях платежа за концессию, которая является несколько аналогом аренды;
- инвестирование, у концессионера есть достаточные гарантии дохода средств как государство, поскольку партнер концессионера несет определенную ответственность за обеспечение минимального уровня прибыльности;
- в некоторых случаях (проекты в воде сферы – gazo-, теплоснабжения) государство продолжает платить дополнительный от бюджета до концессионера при условии, что это увеличит качество обслуживания;
- концессионер, имея экономическую свободу, может увеличиться вследствие повышения производительности работы, инновационной прибыльности бизнеса во время действия срока концессии, и одновременно срок концессии не сокращен.
Как показывает опыт многих стран, одним из эффективных способов успешного функционирования государственного сектора экономики является привлекательность к финансированию и управлению объектами принадлежащей государству собственности прямых инвестиций не только вследствие приватизации, но также и на льготной основе. В России, стране с высоким уровнем национализации экономики, в условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов, применение еще одной формы инвестиций средств, довольно привлекательных для инвестора, могло принести экономике значительную пользу. Заявление на такие соглашения диктует также недостаток в государстве ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного функционирования государственного сектора экономики.
Отличие концессии от аренды
Различие концессии из арендного договора: как предмет соглашения о концессии неразработанные сайты лесного фонда без разработанной инфраструктуры и требования значительного инвестиционного акта. Одно из обязательств инвестора (лесной пользователь) является созданием инфраструктуры (например, строительство и контент дорог).
Не все лесоматериалы поступают в собственность инвестора (в соглашении, это указано, какая часть поступает в собственность инвестора и что – в собственности Российской Федерации).
Это – свободный тип лесной эксплуатации.
Сайты лесного фонда предоставлены на основе соглашения о бесплатном использовании.
Соглашение подписано сроком на максимум 49 лет.
Основанием заключения соглашения является решение органов государственной власти территориального субъекта Российской Федерации, сделанного на представлении территориальной власти.
“Предоставление на бесплатном использовании” 1998 не предусматривает, кто может действовать как предмет – обычно государственные учреждения и муниципальные учреждения, сельскохозяйственные предприятия, граждане (население).
Соглашение подписано в письменной форме и подвергается государственной регистрации.
Мы коротко рассмотрели определение термина концессия, понятие, история, откуп, виды концессионных соглашений, концессионные соглашения в России, развитие, правовая основа, преимущества концессионных договоров, отличие концессии от аренды. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.