Добавлено в закладки: 0
Одним из важных аспектов признака демократического государства является ответственность представителя власти как субъекта государственных правоотношений. Для исполнения поставленной задачи требуется закрепление механизма воздействия на правонарушителей на законодательном уровне и разграничение видов ответственности.
Виды ответственности
Ответственность представителя власти делится на две крупные формы. Она бывает публичной и правовой. Публичная ответственность – это неисполнение обязательств перед народом. Правовая ответственность представителя власти имеет более широкое деление:
- дисциплинарная;
- административная;
- гражданско-правовая;
- уголовная.
Общие принципы ответственности за неправомерные действия представительных и исполнительных органов закрепляются Конституцией и ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ. При этом каждый субъект может самостоятельно разрабатывать формы ответственности для должностных лиц и чинов муниципальной власти (ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Кто относится к представителям власти
Многие ученые утверждают, что законодательство не содержит четкого определения, кого считать представителем государственной власти. Наиболее полную трактовку дает УК РФ:
- статья 285 УК РФ: должностное лицо – человек, постоянно, временно или согласно специальных полномочии наделенный функциями представителя власти. Дополнительно субъект исполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции;
- статья 318 УК РФ: представитель власти – должностное лицо правоохранительной или надзорной структуры. Сюда входят субъекты, наделенные распорядительными полномочиями по отношению к зависимым в служебном плане лицам.
Дополнительное определение содержит постановление Пленума ВС №19 от 16 октября 2009 года. К данным субъектам правоотношений относятся лица, реализовывающие законодательную, судебную или исполнительную власть. Сюда входят:
- представители правоохранительных органов;
- ведомства УИС, МЧС, таможенной службы;
- прокуратура, ФСБ, ФСО, ФССП, СВР;
- контролирующие органы;
- депутаты, члены правительства;
- военнослужащие во время исполнения обязанностей по охране порядка или обеспечению безопасности.
Кроме государственных должностей и чинов, субъектами ответственности могут выступать главы муниципалитетов. Это лица, которым делегированы полномочия власти для решения вопросов на уровне местного значения. Их полномочия определяются уставом (ст.36 ФЗ №131-ФЗ).
Проблемы ответственности
Действующее законодательство не устанавливает четких критериев обязательств и наказания для представителей властных структур. Особенно это касается последствий действия/бездействия высших чинов (Президент, Председатели Палат, депутаты, министры). Большая часть этих лиц избирается и имеет неприкосновенность. Их ответственность может выражаться только в публичной форме – недоверие избирателей или отзыв.
На протяжении последних лет предпринимаются попытки изменения ситуации. В свете нового закона №106-ФЗ, внесшего изменения в ФЗ №184-ФЗ, появилась статья, устанавливающая ответственность для органов государственной власти.
Она возникает в случае издания нормативного документа, ущемляющего законные права граждан или создающего угрозу территориальной целостности государства. Дополнительно вводится статья 29.1, регулирующая уровень ответственности субъектов исполнительной власти.
Аналогичные изменения принимаются в законодательстве о муниципальных служащих (ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ). Если муниципалитет принимает распоряжение, противоречащее установленным правительством законам, то судом принимается решение об отмене нормативного акта. В противном случае выносится постановление о роспуске представительного органа. Депутаты могут подать апелляцию в суд на решение о приостановлении их деятельности, если оно было вынесено на основании пункта 2.1 статьи 73 закона.
Уполномоченный представитель: частный случай
Отдельно можно остановиться на ответственности уполномоченного представителя (ст.29 НК РФ). Упомянутое лицо не является субъектом государственной власти, поскольку им не может быть сотрудник налогового или таможенного органа, отдела внутренних дел, суда или прокуратуры.
Налоговым (уполномоченным) представителем может выступать физическое или юридическое лицо, исполняющее возложенные функции на основании доверенности. Поскольку представитель действует от имени субъекта налогообложения, то это приравнивается к действию/бездействию физического или юридического лица. Правовая коллизия в том, что ответственности для налоговых представителей не предусмотрена. При несоблюдении закона вина ложится на налогоплательщика (постановление пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57).
Взаимоотношение доверенного лица и доверителя регулируется положениями гражданского или трудового законодательства.
Оскорбление при исполнении
Публичное оскорбление представителя власти влечет ответственность в рамках уголовного законодательства. Подобное деяние наказывается штрафом или обязательными работами (ст.319 УК РФ).
Важным с точки зрения соблюдения авторитета власти является установление реального наказания за совершение противоправного деяния. Его опасность заключается в препятствии нормальному функционированию властных органов и унижении чести и достоинства отдельного ее представителя.
Субъектом подобного противоправного деяния признается лицо, начиная с 16-летнего возраста, а объектом – деятельность государственной власти. Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти наступает, если действие носит публичный характер и направлено в адрес лица, исполняющего свои профессиональные обязанности. Мотивация не играет роли. Оскорбление должно выражаться в неприличной форме. Это может быть бранная лексика или действия, противоречащие общепринятым поведенческим нормам.