Добавлено в закладки: 0
Предприятия рождаются, живут и умирают. Функция конкурсного управляющего – организовать им достойные похороны. Конкурсный управляющий завершает процедуру ликвидации юридического лица. Перед тем, как начинать банкротство, нужно выяснить, кто может стать антикризисным менеджером и какими полномочиями он обладает.
Убыточность предприятий – следствие различных причин. Часто это неэффективное управление. Когда общая масса долгов предприятия становится критически большой, начинается процесс банкротства юридического лица. Процедура возбуждается судом с подачи самого предприятия, кредиторов, других лиц и проходит несколько стадий.
Банкротство и арбитражные управляющие
Цель судебного разбирательства – определить истинную причину накопления долгов, выяснить реальное состояние дел юридического лица. После изучения представителями суда признаков неплатежеспособности предприятия начинается процесс банкротства. Закон фиксирует несколько этапов ее прохождения. Это:
- наблюдение за деятельностью;
- санация;
- назначение внешнего менеджера;
- открытие конкурсного производства;
- достижение мирового соглашения.
Стадии банкротства не всегда идут в логическом порядке, обозначенном законом, они исходят из экономической целесообразности. Ведущее место в быстрых и законных действиях при банкротстве принадлежит управляющим, назначенным судом.
Введение в менеджмент компании дополнительного лица, обладающего определенными судом правами, основано на признании факта некомпетентности управляющих, приведших предприятие к банкротству. Лицо, назначенное судом для выполнения функций менеджмента на предприятиях-банкротах должно соответствовать ряду требований, обусловленных законом.
Появление профессии
Немного истории – арбитражные управляющие появились в стране в начале 90-х годов прошлого века, это было вызвано экономической ситуацией. В 1998 году с появлением закона о банкротстве такие специалисты стали еще более востребованными, именно им отводилась ключевая роль в ликвидации разорившихся предприятий.
На волне массовой потребности в антикризисных менеджерах в эту профессию вошли люди, не имеющие профильных юридических или экономических знаний. Их работа чаще всего была грубой и непрофессиональной, иногда на грани откровенного криминала – прореха в законе позволяла избегать ответственности за непрофессиональные действия. В 2002 году был принят закон, четко регламентирующий требования к претендентам на должность назначенного судом менеджера. Специалистами, выполняющими управление по решению суда при банкротстве на разных этапах, конкурсном производстве, будут лица:
- владеющие гражданством Российской Федерации;
- обладающие высшим образованием;
- имеющие опыт работы менеджером высшего звена два года и более;
- изучившие курс и выдержавшие специальный экзамен, утвержденный на уровне государственных ведомств;
- являющиеся членом организации арбитражных управляющих;
- прошедших стажировку 12 месяцев и более в сфере арбитражного управления и имеющие положительный отзыв о своей работе от организации управляющих;
- включенные в общегосударственный реестр арбитражных управляющих.
Членство в союзе арбитражных управляющих предполагает жесткие требования к антикризисным менеджерам:
- сдачу экзамена по теории управления, согласно программе, которую утверждает Министерство экономики и развития;
- претендовать на звание антикризисного менеджера может лицо, занимавшее руководящие должности (руководитель или заместитель), что подтверждается записями в трудовой книжке. Если у претендента нет стажа работы, удлиняется период стажировки до двух лет;
- претендент на членство в организации управляющих может быть лицо, не имеющее судимостей и отстранений от работы в прошлом;
- деятельность арбитражного управляющего страхуется от причинения убытков вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей, сумма страховки не менее 3 млн. руб.;
- дополнительные требования устанавливает организация.
Сертифицированные, назначенные судом специалисты, могут выполнять управление на всех этапах банкротства, в том числе конкурсном производстве. За это менеджеры получают вознаграждение, обусловленное в решении суда.
Специалисты по арбитражному управлению должны иметь большой запас прочности и уметь правильно вести себя в конфликтных ситуациях. Им изначально приходится работать в условиях пересечения интересов многих групп – должников, кредиторов, трудового коллектива, региональной администрации.
Особенности конкурсного производства
Конкурсное производство – заключительный этап процесса банкротства, признание нежизнеспособности юридического лица. Оно начинает работать тогда, когда предыдущие этапы процедуры не принесли реального результата. Его открытие имеет своей целью полную ликвидацию всего наличного имущества управляемого предприятия и как можно более полного возвращения долгов. В ходе такого управления:
- устраняется менеджмент компании за исключением ключевых исполнителей;
- объявления про ликвидацию размещаются на страницах специальной прессы или информационных ресурсов;
- останавливается процесс начисления финансовых санкций (с момента приостанавливаются отдельные требования предприятий-кредиторов;
- формируется ликвидационная масса имущества, за счет продажи которого возвращаются долги кредиторам.
Длительность процедуры по закону – до полугода, суд может продлить ее еще на 6 месяцев по необходимости. Ключевое место в процессе конкурсного производства занимает управляющий, действующий по решению суда. От него зависит конечный результат – удовлетворение кредиторов, желающих вернуть назад свои деньги.
Антикризисный менеджер на этапе ликвидации предприятия имеет закрепленные законом права, позволяющие ему осуществлять свою работу и обязанности, положенные на него судебным решением, определенные законом. Контроль за работой управляющего осуществляет:
- организация, представляющая интересы кредиторов;
- суд, его назначивший.
Права конкурсного управляющего
Антикризисный менеджер, действующий на этапе конкурсного производства приобретает свои права с даты решения арбитра, сохраняет их до даты завершения производства.
Закон предусматривает процедуру, при которой к конкурсному управляющему могут выдвигаться дополнительные профессиональные требования, или его кандидатура может быть оспорена. Специалист по такому управлению имеет право работать с помощником. Это прописывается в судебном решении.
На протяжении пяти дней с момента принятия решения судом об утверждении конкурсный управляющий информирует уполномоченный государством печатный орган о ликвидации предприятия-должника, открытии конкурсного производства, и становится управителем имущества, приобретая права и обязанности.
Полномочия конкурсного управляющего юридического лица определяются ст.129 Федерального Закона «О несостоятельности». Конкурсный управляющий может:
- увольнять сотрудников ликвидируемого предприятия;
- увольнять менеджмент высшего звена;
- полностью распоряжаться имуществом управляемого предприятия;
- отказываться в законном порядке от исполнения контрактов, соглашений и сделок и взыскивать убытки, наступившие вследствие этого.
Используя полномочия конкурсного управляющего юридического лица, признанного банкротом менеджер, назначенный судом, действует от имени ликвидируемого юридического лица и выполняет работу, для которой его наняли. Оплата за нее устанавливается законом и прямо зависит об эффективности работы.
Если последствиями деятельности будет удовлетворение 75 % требований кредиторов – вознаграждение составит до семи процентов этой суммы, более 50% удовлетворенных требований – 6 % суммы и 3% при 25% закрытых требований.
Что обязан сделать конкурсный менеджер
Действия управляющего на конкурсном этапе направлены на формирование массы имущества и прав, которые можно реализовать для уплаты кредиторам. Первым шагом обычно становится проведение розыска и инвентаризации имущества должника, его оценка. Для соблюдения интересов сторон процедуру выполняет специально нанятое лицо, имеющее право на оценку. Данные вносятся в специальный реестр.
Последующими действиями будут:
- выявление и закрытие всех счетов ликвидируемого предприятия, открытие единого ликвидационного счета, на который будут поступать средства от продажи и проводиться платежи кредиторам, оплата деятельности менеджера и счетов по обслуживанию процесса ликвидации;
- расчет с персоналом компании по задолженной зарплате и налогам, приравненным к зарплате платежам;
- работа с кредиторами, заявившими свои требования не позже, чем через 59 дней с момента публикации объявления о ликвидации предприятия, анализ информации, внесение признанных требований в реестр;
- защищать интересы предприятия перед третьими лицами-дебиторами должника и действовать для возврата долгов;
- возбуждать иски к лицам, виновным в банкротстве предприятия;
- обеспечить условия для продажи собственности должника. Обычно это аукционы, но кредиторы могут требовать иного механизма продажи.
Средства от реализованного имущества направляются на удовлетворение требований кредиторов в установленном законом порядке.
Контроль работы управляющего
Конкурсный управляющий – подотчетное лицо, нанятый судом менеджер. Он отчитывается о своей работе согласно ст.143 ФЗ «О банкротстве». Закон устанавливает отчетность менеджера раз в три месяца, но кредиторы могут изменить или дополнить его функции решением собрания. Отчет управляющего предполагает предоставление полной информации о:
- результатах инвентаризации имущества, сумме оценки;
- движениях по ликвидационному счету;
- количестве и способах реализации имущества;
- результатах формирования реестра кредиторов;
- судебной работе по опротестованию сделок, розыску имущества;
- прочей проделанной работе.
Если заканчивается срок полномочий конкурсного управляющего, он обязан предоставить суду полный отчет о проделанной работе в виде документов о:
- реализации собственности предприятия;
- суммах, выплаченных кредиторам, согласно реестру;
- информировании ПФ согласно закону о проданном имуществе должника.
На основании отчета суд принимает решение о продлении срока ликвидации еще на 6 месяцев либо о прекращение полномочий конкурсного управляющего. Законом предусматривается процедура, при которой менеджера могут лишить полномочий.
- отказа от работы в силу убедительных причин, уведомив суд;
- согласно ходатайству организации арбитражных управляющих в силу различных причин, на основании коллегиального решения ООАУ.
Отозвать конкурсного менеджера может суд по письменному обращению кредиторов или лиц, принимающих участие в процессе, после подтверждения фактов недобросовестного отношения управляющего к своим обязанностям.
Организация арбитражных управляющих имеет право обратиться в суд с заявлением об отзыве управляющего если:
- он исключен из организации по различным причинам;
- к нему применено взыскание и запрещено заниматься этой деятельностью.
Конкурсный управляющий – уникальный специалист, работающий на последнем этапе ликвидации должника, в условиях жесточайшего давления и конфликтности, тем не менее, добивающийся результата.