Регистрация актов гражданского состояния

Добавлено в закладки: 0

В течение жизни каждый человек сталкивается с разными ситуациями. Многие из них имеют юридические последствия, влияют на изменение прав и обязанностей. Их можно объединить под одним термином – гражданское состояние. Регистрация актов гражданского состояния регулируется законом.

Терминология

Терминология Слова «акт» происходит от латинского корня «action», обозначающее поступок. Сюда относятся действия субъектов правоотношений, которые приводят к появлению, смене или приостановлению гражданских прав. Большинство юридически значимых событий требуют надлежащего оформления.

Для этого предусмотрена государственная регистрация актов гражданского состояния. Подробный список юридически значимых событий закреплен ст.3 ФЗ №143-ФЗ. Регистрация требуется при оформлении следующих фактов:

  • смерть;
  • рождение ребенка;
  • заключение брака;
  • смена ФИО;
  • признание отцовства;
  • усыновление/удочерение.

Аналогичный порядок гос. регистрации актов гражданского состояния наблюдается в бывших республиках СССР. Составление актовых записей требуется в случае наступления вышеперечисленных фактов. Разница наблюдается лишь в законодательной базе.

Регистрация актов гражданского состояния в Украине проводится согласно требованиям закона 2398-VI. В РБ процедура осуществляется на основании V раздела Кодекса о браке и семье.

Правила регистрации актов гражданского состояния в Казахстане закреплены приказом Министра юстиции от 25.02.2015 года №112. Особенностью документа является наличие дублирующей информации на титульном языке.

Порядок регистрации актов гражданского состояния в Узбекистане постановлением КМ от 14.11.2016 №387. В Абхазии главным документом, который определяет порядок внесения актовых записей, является закон от 15.02.2007 № 1632-с-XIV.

Если законодательство, которое устанавливает правила регистрации актов гражданского состояния и отличается, то суть процедуры остается неизменной.

Цель процедуры

Регистрация актов гражданского состояния Регистрация актов гражданского состояния используется для подтверждения состоявшегося явления, повлекшего смену или появление прав. Подобные данные также позволяют собирать сведения статистического учета.

Это необходимо для определения динамики народонаселения, что помогает разрабатывать научно обоснованные прогнозы экономического или социального развития государства. Учитывается количество родившихся, умерших, численность официально зарегистрированных или расторгнутых браков.

Процедура обретает важность в целях сохранения личных имущественных и неимущественных прав. Основной целью фиксации юридически значимых событий является выстраивание имущественных отношений и обязательств. После появления на свет ребенка на родителей ложится ответственность по его воспитанию. Смерть человека приводит к открытию наследства.

Уполномоченные органы

Закон о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливает круг структур, обладающих правом проводить процедуру. Такой прерогативой обладают два органа:

  1. Органы регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС).
  2. Консульства за пределами титульного государства.

Свидетельство о регистрации актов гражданского состоянияРегламентирование вопросов деятельности и образования органов ЗАГС в конкретном округе лежит в плоскости преференции властей местного уровня (ст.4 закона №143-ФЗ). Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния передаются органам управления на местах. Финансирование подразделений происходит посредством субвенций из средств федерального бюджета.

Если внутри территориального образования нет ЗАГСа, то его функции могут передаваться муниципалитетам. Это практикуется в небольших селах, где администрация обладает правом на выдачу свидетельства о регистрации актов гражданского состояния. Консульства, находящиеся за границей, наделены аналогичными правами и степенью ответственности, которые имеет ЗАГС.

Правила ведения документации

Законодательно определяется порядок и сроки регистрации актов гражданского состояния. Они установлены для каждого события:

  • при появлении ребенка, родителям дается месяц на оформление документов. Если плод мертворожденный, то получить справку о регистрации актов гражданского состояния нужно через 3 дня после родов;
  • при смерти человека новая запись в книге актов появляется не позже трех дней с момента подтверждения факта;
  • заключение брачного союза или развод фиксируется в момент проведения процедуры работниками ЗАГСа.

Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния содержит правила заполнения и хранения документации. Процесс фиксации записи подразумевает составление двух экземпляров свидетельства. Они должны содержать информацию о лице, в отношении которого произошла смена прав и описание причин явления. Дополнительно факт фиксируется в книге. Один экземпляр отдается на руки заявителю, второй хранится в уполномоченном органе. Бланки относятся к бумагам строгой отчетности. Это предполагает:

  • наличие номера и серии;
  • использование государственных знаков;
  • наличие нескольких степеней защиты.

Документ удостоверяется подписью ответственного лица и скрепляется печатью учреждения. Книга регистрации актов гражданского состояния хранится на протяжении 75 лет. Информация, полученная сотрудниками ЗАГСа, является конфиденциальной. Ее можно предоставлять третьим лицам исключительно по запросу суда.

Исправление или изменение имеющихся записей допускается при личном обращении заинтересованного лица на основании заявления, по постановлению суда или представлению административных органов. При отказе ЗАГСа менять информацию, подобное решение можно обжаловать через суд. В случае утраты оригинала, человек может получить дубликат.

Что требуется для внесения записи

Регистрация актов гражданского состояния осуществляется на основании письменного обращения гражданина. Процедуру также может инициировать государственный орган, например, при усыновлении. Образец заявления можно найти в интернете. Документ должен содержать:

  • реквизиты органа, куда оно адресуется;
  • ФИО гражданина;
  • дату рождения;
  • изложение просьбы;
  • подпись и дату подачи.

Образец бланка

Требуется также приложить квитанцию об оплате сбора. Размер госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния определяет ст.333.26 НК РФ:

  • заключение брачного союза или развод по требованию одной из сторон, если второй признан безвестно отсутствующим – 350 руб.;
  • прекращение брачного союза по обоюдному согласию сторон или через суд – 650 руб.;
  • установление отцовства – 350 руб.;
  • смена паспортных данных (ФИО) – 1600 руб.;
  • исправление информации – 650 руб.;
  • изготовление дубликата – 350 руб.

ЗАГС уполномочен устанавливать соответствие документов и осуществлять регистрационные действия. В компетенцию государственного органа не входит решение вопросов по усыновлению или выплате алиментов. При наличии подтверждающих документов сотрудник ЗАГСа вносит соответствующую запись в актовую книгу и выдает свидетельство. Если требуется, то ставится отметка в паспорте гражданина.

https://youtu.be/0UF0xZt3IYo


Показать ещё

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля