Добавлено в закладки: 0
Что такое арбитраж – этот термин в отношении юриспруденции обозначает процесс разрешения третейским судом спорных ситуаций. Соответственно, арбитражем называют и орган, которому эти функции поручаются.
Арбитраж может касаться как международных споров, так и отношений меж субъектами торговой деятельности.
Арбитражем в финансовом менеджменте называют метод разрешения спорных ситуаций, которые связаны с контрактными обязательствами, при участии незаинтересованной стороны, на усмотрение которой передают принятие решение по данной ситуации.
Особенности арбитража
Рассмотрим, более детально, что значит арбитраж. Арбитраж является рассмотрением экономических споров и других дел, которые связаны с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности. Арбитраж рассматривает дела о защите деловой репутации в области предпринимательской и другой экономической деятельности. Помимо того, арбитраж рассматривает дела по экономическим спорам меж гражданами и организациями, споры из договоров, споры о недействительности сделок, о возмещении убытков, рассматривает дела, которые связаны с прекращением, изменением, возникновением права собственности. Арбитраж при необходимости служит способом установления фактов, которые имеют юридическое значение. Арбитраж также рассматривает дела, которые связаны в гражданском правс самозащитой, дела по обязательствам из причинения вреда.
Арбитраж является методом разрешения трудовых и экономических споров,который состоит в передаче спора на рассмотрение третейскому суду, избранному сторонами. Арбитраж – орган для разрешения имущественных и неимущественных споров, связанных с ними
Составляющие арбитража
-
Ознакомление с материалами и документами дела, изучение судебной практики, подача и подготовка искового заявления, отзыва на него, других процессуальных документов.
-
Участие в судебных заседаниях арбитражного суда и предварительном судебном заседании адвоката.
-
Участие адвоката в переговорах по контролю спора, обеспечение иска, подготовка проекта мирового соглашения.
-
Обжалование определений и решений арбитражного суда и действий судебных приставов.
Арбитражный суд является органом власти, который занимается рассмотрением споров, которые связаны с профессиональным участием в гражданском обороте, в частности, которые связаны с предпринимательской деятельностью, и прочих категорий споров, которые отнесены к его компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Арбитражные суды, которые действуют в настоящее время, пришли на смену органам ведомственного и государственного арбитражей. С 1 октября 1991 г. на территории РСФСР упразднены арбитражи и прочие органы в системах государственных комитетов, министерств, ведомств и других объединениях. Соответственно с законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Они разрешают экономические споры, которые возникают из административных, гражданских и других правовых отношений.
Задачи арбитражных судов в РФ
- Защита охраняемых законом интересов и прав граждан и организации.
- Правильное применение и единообразное законодательства
- Содействие правовыми средствами выполнению законодательства и укреплению в экономических отношениях законности
Полномочия в РФ арбитражных судов
Арбитражным судам подведомственны такие дела:
-
Дела по экономическим спорам и прочие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности;
-
Дела по спорам, которые вытекают из административных и других личных отношений:
-
Об оспаривании нормативных правовых актов, которые затрагивают интересы и права заявителя в области предпринимательской и другой экономической деятельности, когда федеральный закон устанавливает возможность арбитражного суда рассматривать данные дела;
-
Об оспаривании правовых ненормативных актов, действий и решений органов и должностных лиц, которыми затрагиваются законные интересы и права заявителя в области предпринимательской и другой экономический деятельности;
-
О взыскании с граждан и организаций, которые осуществляют предпринимательскую и другую экономическую деятельность, санкций, обязательных платежей.
Другие дела подведомственные арбитражным судам:
- Установление фактов, которые имеют юридическое значение;
- О банкротстве (несостоятельности);
- По спорам реорганизации, ликвидации, создания юридического лица;
- По спорам об отказе в государственной регистрации;
- О спорах в акционерных обществах;
- О защите деловой репутации в области предпринимательской и другой экономической деятельности.
Виды арбитражных судов в РФ
Арбитражные суды субъектов федерации создают в краях, республиках, города, областях федерального значения, автономных округах, автономных областях. Дела рассматривают по первой инстанции, обыкновенно единолично. К полномочиям относят рассмотрение всех дел, которые подведомствены арбитражным судам, кроме дел, которые относятся к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, пересмотр по снова открывшимся обстоятельствам, которые им приняты и судебных актов, которые вступили в законную силу, обобщение и изучение судебной практики, анализ судебной статистики. В данный момент функционирует 81 арбитражный суд субъектов федерации.
Арбитражные апелляционные суды — создают на один судебный округ два суда. Арбитражный апелляционный суд работает в составе судебных коллегий и президиума. К полномочиям суда относят проверку в апелляционной инстанции обоснованности и законности судебных актов, которые не вступили в законную силу, рассмотренные первой инстанции арбитражными судами, пересмотр по снова открывшимся обстоятельствам судебных актов, принятых им самим, анализ судебной статистики. В Российской Федерации всего функционирует 20 апелляционных судов; Федеральные арбитражные суды округов — один федеральный арбитражный суд охватывает нескольких субъектов РФ, таких судов всего 10.
К полномочиям арбитражных судов относят проверку в кассационном порядке законность судебных актов по делам, которые рассмотрены арбитражными судами апелляционной и первой инстанции, пересматривает по снова открывшимся обстоятельствам, вступившие в законную силу и принятые им судебные акты, обобщает и изучает судебную практику, анализирует судебную статистику и подготавливает предложения по усовершенствованию законов и других нормативных правовых актов; Высший арбитражный суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических споров и других дел, в состав входят заместители председателя, председатель, председатели судьи и коллегий — члены высшего арбитражного суда.
К полномочиям данного суда относят рассмотрение дел в первой инстанции, рассмотрение в порядке надзора судебных актов всех арбитражных судов, которые вступили в законную силу, обобщение и изучение практики использование судом законов и других нормативных правовых актов, решение в границах собственной компетенции вопросов, которые вытекают из международных договоров РФ и так далее.
Представительства арбитражных судов
Представительство в арбитражных судах Российской Федерации в ходе производства по делам, которые связаны с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности, включая:
-
споры по договорам строительного подряда;
-
хозяйственные споры меж частными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе по вопросам исполнения, заключения, расторжения договоров;
-
арбитраж, который связан с изменением, оформлением, исполнением и расторжением договоров, взыскании по договорам задолженности;
-
земельные споры, о правах на объекты недвижимого имущества, включая о признании недействительными сделок; о признании права собственности;
-
арбитраж по делам, которые возникают из административных и других публичных правоотношений.
-
признание сделок недействительными и использование последствий их недействительности;
-
ценные бумаги (акции, векселя).
-
оспаривание решений и действий должностных лиц и органов власти.
Представительство по другим категориям дел, в том числе:
-
об оспаривании правовых актов, которые затрагивают законные интересы и права заявителя в области предпринимательской и другой экономической деятельности;
-
корпоративные споры (признание недействительными решений общего собрания участников, акционеров, решений наблюдательного совета и так далее);
-
о взыскании с граждан и организаций, которые осуществляют предпринимательскую и другую экономическую деятельность, обязательных санкций и платежей;
-
представительство в ходе производства по делам, которые связаны с выполнением судебных актов арбитражных судов.
История арбитражного суда
История арбитражных судов связывается, главным образом, с периодом развития России после 1917 года. Хотя их прообразом в определенной мере можно считать коммерческие суды, которые существовали до Октябрьской революции и специальные процедуры по рассмотрению судебных исков меж казенными учреждениями. После издания Декретов о суде N 1 и 2 состоялся полный отказ от всего этого. При этом никакой системы, которая бы компенсировала этот вакуум, не было создано. Переход к новой экономической политике, создание многоукладной экономики к жизни вызвали необходимость отделить функцию решения хозяйственных споров от функции управления производством. В сентябре 1922 года утвердили положение о порядке разрешения имущественных споров меж государственными учреждениями и организациями. Это положение стало основанием для создания арбитражных комиссий, являющихся новыми специализированными органами.
При Совете труда и обороны была создана Высшая арбитражная комиссия, арбитражные комиссии при экономических областных совещаниях. С созданием СССР появились арбитражные комиссии при советских народных комиссариатах автономных республик, при губернских и областных исполкомах. В это время был создан такой же орган при СТО СССР. Изменение в стране системы хозяйствования вызвало необходимость реорганизовать органы, регулирующие хозяйственные отношения. Законодателем были приняты поиски самого удачного варианта данных органов. С этим связывается кратковременная передача функций арбитражных комиссий (после их ликвидации 4 марта 1931 года) судебным органам, которые были недостаточно подготовленными к данной своеобразной деятельности.
Решение проблемы на данном этапе закончилось созданием 3 мая 1931 года особенного органа – государственного арбитража, на который возлагалось разрешение споров по исполнению и заключению договоров, о качестве продукции, по имущественным и хозяйственным спорам меж государственными предприятиями, которые принадлежат к разным ведомствам и предприятиями, которые принадлежат к разным ведомствам и предприятиями обобществленного сектора. Немного позже (в 1933 году) к компетенции органов государственного арбитража добавили споры в связи с оформлением договоров по поставкам продукции и так далее.
В задачи органов государственного арбитража в то же время входила и функция предупреждения хозяйственных правовых нарушений. Получив в процессе собственной деятельности данные о разного рода хозяйственных нарушениях, органы государственного арбитража должны сообщать о них прокуратуре, вышестоящим органам, Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). Положение о государственном арбитраже, которое принято 3 мая 1931 года, просуществовало до 1960 года. Реорганизуя деятельность данных органов, Совет Министров СССР принял Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
Соответственно с ним советы министров автономных и союзных республик и исполкомы областных, краевых, которые приравнены к ним Советов депутатов трудящихся принимали положения об органах государственного арбитража, состоявших при них. Задачи арбитражей, в основном, оставались прежними, однако вышестоящие арбитражи, обобщая арбитражную практику, определяли направления деятельности для нижестоящих. Некоторые разночтения в положениях о государственных арбитражах вызвали то, что в 1974 году принято новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Для того, чтобы обеспечить единство деятельности, его преобразовали в союзно-республиканский орган, который представлял трехзвенную систему, в которой надзор за нижестоящими арбитражами проводили вышестоящие, а местные органы государственного управления лишены права изменять и отменять решения государственных арбитражей.
На законодательном уровне вопрос об деятельности и организации арбитражных органов впервые был разрешен в Законе СССР «О государственном арбитраже в СССР» от 30 ноября 1979 года, на основе которого 5 июня 1980 года были утверждены Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Положение органов государственного арбитража изменилось в 1987 году. Они перестали быть при исполнительных комитетах Советов народных депутатов и советах министров и превратились в значительной мере в единую обособленную систему; их новый статус закрепил в конституциях республик и Конституции СССР. Но органы государственного арбитража в таком виде просуществовали недолго. В Конституцию РСФСР в 1991 было внесено изменение, в согласии с которым арбитражные органы преобразовывали в арбитражные суды. 4 июля 1991 года приняли Закон об арбитражном суде, который (с дополнениями и изменениями) действовал до 1995 года.
Обобщив опыт деятельности арбитражных судов и государственных арбитражей, Верховный Совет РФ принял постановление ввести в действие первый Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который регламентировал в арбитражных судах производство. Законодательство об основах и организации деятельности арбитражных судов продолжало усовершенствоваться. 28 апреля 1995 года состоялось принятие нового федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а 5 мая того же года – нового Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Практически полностью они в законную силу вступили с 1 июля 1995 года.
Мы постарались дать наиболее полное определение и понятие термина арбитраж, раскрыть его суть и виды