Оценка нематериальных активов

Добавлено в закладки: 0

Что такое оценка нематериальных активов? Описание и определение понятия.

Оценка нематериальных активов – это определение цены объема прав всего предприятия на какую-либо определенную группу объектов. При этом они не имеют материально-вещественного содержания, а равно как и приносящих определенному предприятию доход в течение назначенного периода, оговоренного изначально национальным законодательством.

В согласии с нормами международного права ко всем объектам гражданских прав следует относить не только лишь движимое и недвижимое имущество (в которое входят так же и деньги, и ценные бумаги, равно как и имущество, имеющее какую-либо вещественно-натуральную форму), однако права на конечные результаты интеллектуальной деятельности (или собственности, а аналогично как и подобного тому прочему). Права на конечные результаты данной интеллектуальной деятельности гарантируют их владельцам определенные привилегии и, зачастую, создают для них прибыль в конкретном размере. В международной практике во время применения таких прав в деятельности функционирования предприятия используют понятие «нематериальные активы» (или иначе говоря – неосязаемые активы).

По своему происхождению данные активы могут квалифицироватся как права, появляющиеся из разнообразных соглашений, составленных для возникновения или получения конкретного вида нематериальных активов. Их цель состоит в получении договаривающимися лицами некоторых экономических выгод.

Рассмотрим более детально, что значит оценка нематериальных активов.

Общее положение

В законодательстве РФ к нематериальным активам можно относить применяемые в хозяйственном функционировании в течение определенного периода, превышающего один год и приносящие определенный доход права, появившийся из:

  • авторских и других договоров на изобретения науки, произведения искусства и литературы, на программные товары, объекты смежных прав, базы данных и другое подобное этому;
  • патентов на какие-либо изобретения, образцы предприятия, селекционные достижения;
  • свидетельства на определенные полезные модели, а равно как и знаки обслуживания и товарные знаки или же для лицензионных договоров на их непосредственное использование;
  • служебной или же коммерческой тайны;
  • прав на ноу-хау и другое подобное этому.

Кроме всего прочего, нематериальные активы содержат в себе:

  • любые организационные расходы;
  • результаты окончания НИОКР, в том числе проектно-изыскательских работ;
  • гудвилл (иначе говоря – деловую репутацию предприятий).

Виды нематериальных активов

Исходя из определенных назначений, а, равно как и от функций, выполняемых во всей функциональной деятельности, отмечают следующие виды любых нематериальных активов, среди которых:

  • интеллектуальную собственность;
  • отложенные ресурсные затраты;
  • деловую репутацию (или – гудвилл).

Интеллектуальная собственность представляет из себя специальную категорию нематериальных активов, в том числе означает собой определение прав на общие результаты интеллектуальной работы. Зачастую интеллектуальную собственность разделяют на авторское право, промышленную собственность подобно и на смежные с ним права.

К промышленной собственности можно отнести права например на изобретения, любые полезные модели, промобразцы, знаки обслуживания или товарные знаки, названия мест изготовления товаров, права по переводу недобросовестной конкуренции.

Авторское право касается изобретений науки, произведения литературы, искусства, как и любые аудио, радио или видео записи, включая программные продукты и различные базы данных.

Смежные права содержат в себе права исполнителей, изготовителей фонограмм, а равно как и организаций эфирного вещания, аналогично и кабельного.

Отложенные затраты касаются любых организационных расходов, касающихся образования юрлица, признанные в согласии с учредительными документами вложением участников (или учредителей) в уставный (иначе говоря складочный) капитал, а равно как и избытки на осуществление, таким же образом как и приобретение НИОКР для применения в собственном производстве.

Деловая репутация образуется в ходе процесса осуществления хозяйственной (или предпринимательской) работы и представляет из себя ряд положительных, относящихся к конкретному предприятию и совместных с ними обстоятельств (или преимуществ):

  • наиболее выгодное географическое положение;
  • отлаженная рабочая система сбыта, а равно как и снабжения;
  • качество любых производимых товаров;
  • своя известность на рынке;
  • налаженные деловые связи;
  • высокотехнологическое рабочее производство;
  • наличие «ноу-хау»;
  • запасы человеческих ресурсов, профессиональный уровень служебного персонала, а равно как и его высокие моральные качества и другое подобное этому.

Нематериальный актив (или иначе говоря, гудвилл) появляется только в ходе выявления факта купли-продажи предприятия как одного общего имущественно-финансового комплекса и фиксируется в балансе предприятия-покупателя.

Нематериальные активы могут образовываться в организации, а в противном случае приобретаются со стороны. Затем вносятся создателями в счет их личных вкладов в уставный капитал определенного предприятия; быть получены в виде вкладов в общую работу или в виде безвозмездной передачи.

Нематериальные активы вполне могут использоваться в роли источника дополнительного дохода организации (также всегда остается возможность их продать, а порой и внести в виде взноса при организации совместной деятельности или в уставный капитал иных компаний).

Документация и оценка стоимости нематериальных активов

Создание, применение, таким же образом как и приобретение или продажа и выбытие любых нематериальных активов осуществляются на базе разных гражданско-правовых договоров между сторонами. В зависимости от разновидности нематериальных активов ими могут быть:

  • договор о создании, а, равно как и о передаче любой научно-технической продукции;
  • договор об исполнении НИОКР;
  • авторский или же лицензионный договор, и кроме прочего учредительный договор;
  • договор о передаче другим лицам «ноу-хау» и прочего тому.

Сумма стоимости нематериальных активов – это совокупная сумма, в которой выражается ценность каждого актива.

Всякая учетная политика требует учета нематериальных активов на учет баланса предприятия любых организационно-правовых форм допустимых для собственности. В бухгалтерском учете, а равно как и отчетности данные нематериальные активы отображаются по изначальной и остаточной стоимости.

В согласии с действующими нормативными документами, изначальная стоимость всех нематериальных активов состоит из затрат по их созданию или по их приобретению. Аналогичным образом они состоят из  расходов по доведению их до такого состояния, пригодного для использования, и зависят в первую очередь от форм поступления любых видов нематериальных активов:

  • при приобретении нематериальных активов их стоимость оценивается с помощью суммирования фактически происходящих расходов на приобретение;
  • при передаче даром – по рыночной цене на время и фиксированную дату ее оприходования;
  • при занесении в счет вкладов (или же паев) в уставный (складочные или иначе говоря – складочный) капитал – по договоренности обоих лиц, при оценке независимого эксперта-оценщика;
  • при личном создании самим предприятием – с помощью суммирования всех фактических расходов на его выпуск и изготовление.

Ко всем суммарным расходам прибавляются и те расходы, которые понесло предприятие по приведению нематериальных активов до того состояния, когда они пригодны к использованию во всех запланированных целях. Конечная остаточная цена для любых амортизируемых нематериальных активов представляет из себя разницу между изначальной их ценой, как и  накопленной ценой на отчетную дату амортизации. Цена объектов нематериальных активов выплачивается начислением амортизации в ходе установленного заранее срока их наиболее полезного использования. При этом, сами амортизационные отчисления определяются посредством линейного способа, выходя из тех норм, которые исчисляются самой организацией на базе того срока, который является полезным для использования нематериальных активов, или же списанием цены нематериальных активов, полностью пропорциональной стоимости всего размера и объема продукции (или работ, услуг). Существует целый ряд объектов, которые не амортизируются в ходе выполнения процесса их практического применения. К ним следует относить:

  • абсолютно любые организационные расходы;
  • разные товарные знаки, а равно как и знаки обслуживания;
  • любые нематериальные активы, полученные посредствам договоров дарения или вовсе безвозмездно вследствие приватизации;
  • нематериальные активы, полученные в пользование за счет бюджетных средств;
  • данные нематериальные активы всех бюджетных организаций.

В хоздеятельности всех предприятий применяются, равно как и рыночная или реализационная, таким же образом и договорная, инвестиционная, ликвидационная,  и совершенно иные виды стоимости любых  нематериальных активов. Выбор вида ценовой стоимости в первую зависит от цели общей оценки. Для оценки цены нематериальных активов применяют общепринятые в международной практике подходы. Такие как: затратный, сравнительный (или как его называют рыночный), таким же образом, как и доходный. Каждому из подходов в следствии с целями оценки, особой спецификой нематериальных активов, аналогично и условиями их применения присущи конкретные методы оценки. Базой затратного подхода служат методы учета общей стоимости (совокупной суммы) затрат предприятия, нужных для создания (способ цены создания или метод изначальных затрат), восстановление (метод учета всех затрат на восстановление цены) или замещение (способ учета цены общих затрат на замещение) оценочного нематериального актива. Тут оцениваются по факту произведенные затраты с изначальным учетом возможной инфляции (в соответствии от периода их производства по коэффициентам, приводящим расходы предыдущих лет к цене на момент оценки), аналогично как и в степени морального изнашивания определенного нематериального актива. Расчет объема экономии (понижения затрат) от применения нематериального актива существует возможность исполнить равно как и способом выигрыша по себестоимости продукции. При сравнительном методе используют способ прямого сравнения продаж, который предусматривает определение цены определенного нематериального актива по стоимости сделок купли-продажи схожих нематериальных активов. С учетом поправок на разные характеристики активов-аналогов, а равно как и оцениваемого актива, и способ роялти, принимающий во внимание широко применимы в том числе и в международной торговле, так называемые ставки роялти по каждой отдельной отрасли промышленности, в том числе и номенклатуре изделий. При применении доходного подхода цена на нематериальный актив определяются как их возможность приносить каждому покупателю, аналогично как и инвестору, доход в ближайшем будущем.

Расчет данного чистого дохода от применения нематериального актива следует провести:

  • путем преимущества в доходе (когда доход растает по средствам роста качества, равно как и количества всей выпускаемой продукции);
  • способом значительного преимущества во всех расходах (в том числе и метод освобождения непосредственно от самого роялти и способ выигрыша в цене себестоимости);
  • путем одновременного учета достоинств в прибыли, в том числе и в расходах.

Абсолютно в каждом из таких методов каждый год последующие доходы плюсуют с учетом их дисконтирования. Определенная деловая репутация всего предприятия получает оценку с помощью особого бухгалтерского метода, при нем под ценой гудвилла стоит подразумевать преизбыточную цену всего предприятия в целом сверх общей стоимости составляющих идентифицируемых активов или же определенную разницу между ценой фирмы как одного цельного имущественно-финансового комплекса. Он, в свою очередь имеет репутацию, и балансовую стоимостью всего имущества данной фирмы. В учете РФ деловая репутация законом определена как превышение уровня покупной цены имущества получившего приватизацию, над его общей оценочной ценой. Оценка стоимости любых нематериальных активов крайне нужна при:

  • покупке или продаже предприятий, их акционировании, приватизации, слиянии или присоединении, ликвидации, реструктуризации или же в случае банкротства, равно как и при инвестировании, занесении любых нематериальных активов в основной уставный капитал вновь учрежденного предприятия, а аналогично как и в случае заключения сделок о купли-продажи каких-либо нематериальных активов;
  • определении уровня ущерба от неправомерного применения нематериальных активов данного предприятия;
  • минимизация размера налогов, выплачиваемых самим предприятием.

Выводы по оценке нематериальных активов крайне необходимы для анализа состояния предприятия на данный момент, повышения эффективности использования любых его активов, для работы общей стратегии в нормальном развитии предприятия.

Мы коротко рассмотрели что такое оценка нематериальных активов, виды нематериальных активов, сопровождающую документацию. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Оценка нематериальных активов”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: