Добавлено в закладки: 0
Автопрокатный бизнес – не новая идея для бизнеса, популярная за рубежом. На постсоветском пространстве этот сегмент бизнеса постепенно набирает обороты. Ежегодно рынок автопроката в среднем расширяется на 15 %. В 90-е годы, когда прокатный бизнес только появился в России, почти 100 % клиентов были иностранцами. Ситуация изменилась в 2000-х: резко увеличилось число россиян, желающих воспользоваться услугами автопроката.
Главная проблема этого бизнеса в России в том, что многие просто не знают о существовании такой услуги. Потому для привлечения клиентов придется вложить значительную сумму в рекламную кампанию. Целью рекламы, в первую очередь, будет донести до потенциального потребителя информацию о существовании такой услуги.
Клиенты автопроката
Чтобы определить, какие машины нужны для автопарка, нужно иметь представление о потенциальном клиенте. Многое зависит от города, в котором вы собираетесь открывать бизнес.
Стоимость аренды иномарки на сутки в столице – 3 000–6 000 рублей, отечественное авто – 1 500–2 500 рублей. При таких ценах клиентами будут люди с высоким доходом, у которых в большинстве случаев есть свой автомобиль. Половина клиентов автопрокатов в крупных городах – люди, которые остались по различным причинам на несколько дней без машины. Реже бизнесмены арендуют автомобили, когда приезжают в другой город в командировку.
На видео: Аренда автомобилей: бизнес для новичков
Еще одна категория клиентов – человек, который должен время от времени демонстрировать свой достаток. Для таких случаев в автопарке желательно в автопарке держать два автомобиля премиум-класса с водителем.
Растет количество желающих брать автомобиль в аренду на длительный срок с последующим правом выкупа. Некоторые компании не хотят приобретать машины для служебного пользования из-за расходов на техническое обслуживание и услуги водителя. Другая ситуация в курортных и туристических городах. Намного выгоднее взять в аренду автомобиль для поездок по городу и его окрестностям, чем изучать маршруты общественного транспорта или постоянно заказывать такси.
Сколько и какие машины лучше брать?
Выбор марки машин для автопарка напрямую зависит от того, на каких потребителей вы ориентируетесь. Для старта бизнеса нужен автопарк из 10–15 машин.
На видео: Документация, касающаяся бизнеса на сдаче авто в аренду
Эксперты советуют с самого начала ориентироваться на иномарки: это дороже, но со временем стоимость окупится надежностью автомобилей. Отечественные автомобили чаще нуждаются в ремонте. Вплоть до того, что владельцы такого бизнеса советуют приобретать сразу два автомобиля, один из которых – на запчасти.
У дешевого сегмента есть свои преимущества. Чаще всего для автопарка покупают «Жигули» как лучший автомобиль по соотношению цена-качество. Благодаря низкой стоимость аренды, по сравнению с иномарками, услуги становятся доступными для большего количества потребителей.
Вне зависимости от сегмента автопроката, который вы выберете, всегда актуальными будут два следующим совета.
- Лучше начать с монобрендового парка:
- вы будете покупать машины у одного дилера, который может дать скидку 15–20%;
- эксплуатация машин одной марки обойдется в разы дешевле, потому что вы можете получить скидку на запчасти и сервисное обслуживание.
- Чтобы охватить наибольшее количество клиентов, парк должен быть представлен автомобилями различных классов:
- компакт-класс, который пользуется наибольшим спросом;
- эконом-класс;
- бизнес-класс.
На видео: Процедура аренды авто в Крыму, особенности
Лизинг
Покупать автомобили на начальном этапе бизнеса невыгодно. Более разумным решением будет оформление лизинга, так как вы не только сразу получите автомобиль после оформления сделки, но и сократите размеры инвестиций на начальном этапе.
Лизинг – финансовая услуга, в рамках которой лизинговая компания сдает имущество клиенту за определенную плату на ограниченный срок с возможностью перехода права собственности клиенту.
В большинстве случаев компания вносит сразу 20–30% от общей стоимости автомобилей. Затем в течение 1,5–2,5 лет необходимо будет выплачивать ежемесячные платежи в размере 3%. После этого срока прокатная компания или выкупает автомобиль, или возвращает его лизинговой компании на реализацию.
За один год работы в прокатном деле пробег автомобиля в среднем составляет 30 тысяч километров. Из-за жестких условий эксплуатации автомобили продают как б/у после 1,5–2 лет работы в прокате. После этого времени машина чаще всего теряет не только товарный вид, но и значительную часть своей первоначальной стоимости.
Риск
Автопрокатный бизнес связан с множеством рисков, среди которых автоугон и ДТП. Чтобы минимизировать расходы на ремонт и финансовые потери, владельцы автопрокатов предпринимают ряд мер для защиты своего имущества. Многие компании не сдают машину в аренду лицам младше 21, а то и 25 лет. Это позволяет существенно снизить шанс того, что арендованный автомобиль окажется в ДТП из-за халатности водителя. Второй ограничительный фактор – водительский стаж, который должен составлять от 1 до 3-х лет.
Больше внимания уделяется клиентам, которые хотят арендовать машины премиум-класса. Для проверки клиента понадобятся связи в ГАИ или милиции. При наличии судимости человеку будет отказано в аренде.
Предотвратить ДТП невозможно. Кроме расходов на ремонт автомобиля, во время простоя машины компания теряет деньги, которые могла бы получить за аренду. Для подстраховки с клиента берется залог, сумма которого меняется в зависимости от класса и марки автомобиля. Если ДТП случается не по вине клиента, залог возвращается.
Некоторые компании ограничивают пробег автомобиля в сутки. При передаче автомобиля клиенту его предупреждают о том, что пробег не должен превышать 200 км.
Страхование автопарка
Основная мера защиты от финансовых потерь – страхование автопарка. Вместе с тем, это самая затратная часть в ваших текущих расходах. Только крупные страховые компании заключаются договоры с прокатными фирмами. Цена полиса для автопарка самая высокая. Помимо 10-12%, которые выставляют для корпоративных машин, к прокатным авто применяется коэффициент 1,5 или 2.
Лучше с самого начала сообщить страховой компании, что машины будут прокатными. Если наступит страховой случай и компания узнает об этом, страховой может быть расторгнут и владелец авто не получит компенсации.
Внимательно изучите проект договора. Обратите внимание на пункт о том, что машину можно оставлять в любом месте в ночное время, а не только на охраняемых парковках.
Штат
Количество сотрудников в штате зависит от размеров автопарка. Если вы планируете автопарк с 10–15 машинами, для его обслуживания достаточно 3–5 человек.
В штатном расписании обязательно будут следующие должности:
- директор;
- диспетчер;
- техник.
Техник отслеживает состояние машины до сдачи в аренду и после возврата в парк. В первое время достаточно одного техника. Если техник не будет справляться при большом количестве заказов и не успевать выпускать авто, владелец может взять часть функций техника на себя. С развитием бизнеса количество штатных единиц диспетчера и техника увеличится.