Добавлено в закладки: 0
Собственный книжный интернет-магазин в качестве бизнеса – идея непростая. Это узкая и специфическая ниша для энтузиастов. Наши современники перегружены информацией, возможностью достать ее бесплатно, увлеченные покупатели книг – это редкий «зверь», которого непросто поймать и удержать.
Основные шаги к успеху
Краткая пошаговая инструкция по открытию книжного магазина в Интернете будет выглядеть следующим образом:
- Разработка концепции, определение целевой аудитории и ассортимента. От удачного баланса этих «трех китов» зависят будущие продажи. Рынок нельзя назвать высококонкурентным, но и слишком емким он также не является – за каждого покупателя придется бороться. При разработке ассортимента важно, чтобы все товары, представленные на сайте, были в наличии – увидев подпись под интересным товаром «Нет в наличии» каждые два клиента из трех покидают магазин и больше не возвращаются.
- Расчет срока окупаемости, спроса, цены среднего чека, возможная прибыль. Ориентируйтесь на минимальный спрос. Завышенные ожидания – частая ошибка начинающих.
- Покупка и создание сайта. При разработке сайта важно: продумать качественный удобный сортировщик и поиск по товарам, надежную бесперебойную службу консультантов. Это важнее, чем красота дизайна. На первом этапе можно обойтись максимально простым решением, даже на шаблоне (хотя не забудьте про редизайн каждые 2-3 года – витрина важна!).
- На начальном этапе – упор на ассортимент, удобство, концепцию, профессионализм консультантов. Запоздавший, грубый или некомпетентный ответ на вопрос – клиент потерян. Максимум способов оплаты и доставки: от почты России до DPD и Boxberry, желательно – возможность покупки с бесплатной доставкой (это уже давно обязательный минимум сервиса). Стоимость разработки сайта интернет-магазина: 5-15 тыс. руб.
- Регистрация ИП или ООО. Коды ОКВЭД2: 47.91.2, 47.91, 47.91.1 (если планируется открыть книжный интернет-магазин с бесплатной доставкой, либо платной, через почту России), 47.91.3 (если будут продажи через Интернет-аукционы), 47.91.4 (торговля в розницу при помощи иных средств коммуникации: телевидение, телефон, радио), 53.20.31 (курьерская доставка), 82.92 (упаковка товаров).
- Сертификация – на книги необходим гигиенический сертификат СанПиН 2.4.7.1166-02 и СанПиН 1.2.1253-03.
Самое важное на начальном этапе
С чего начать, что самое важное? Провести расчеты и составить бизнес-план! Хороший бизнес-план, даже в этой сложной области, провальным не будет. Это готовое, подходящее для вашей ситуации, пошаговое руководство с нуля. На видео ниже Алексей Гук рассказывает, как правильно провести все нужные расчеты. Ценность материала в отсутствии лишнего, все доступно:
Конкуренты: My-shop.ru и Ozon – универсальные магазины для всех. Их большое преимущество не только масштабы – их знают. Успешные специализированные магазины: Буквоед, Литрес, Читай-город (сеть). Каждый из них – это книжный интернет-магазин, официальный сайт любого – источник ценной информации о том, какая планка является минимальной. Внимательно изучите конкурента, нужно быть лучше, чем он.
Открыть новый книжный интернет-магазин или влиться в уже существующую сеть (по франшизе) – начинающие часто недооценивают роль наемного труда и кооперации. В зависимости от размеров магазина на старте потребуется от 3 человек. Запланируйте траты на аутсорсинг-услуги. Чуть ли не самая распространенная ошибка – пытаться все делать самостоятельно. «Персонал, продукт, прибыль. Если у вас проблемы с первым, о двух других можно забыть» – мнение известного американского менеджера, автора книг, управленца Ли Якокки.
Целевая аудитория
Хороший книжный интернет-магазин с доставкой по России напоминает ресторанный бизнес, где важную роль играет не сам товар, а сопутствующая ему атмосфера, подача.
Оцените, кто ваши клиенты:
- Дети и их родители.
- Ценители конкретных жанров.
- Сети библиотек, школы, представители родительских комитетов
- Часто книжные магазины комплектуются канцелярией, игрушками, сувениры, подарки, товары для хобби – они необходимы, чтобы привлечь массовых клиентов, для которых покупка книг – разовая и редкая процедура.
Определитесь со стратегией:
- Концепция должна быть максимально конкретной: деловая литература и все для деловых людей, либо арт-кафе, либо максимум ассортимента для школьников, либо антиквариат. Избегайте эффекта «попурри»: обо всем – это ни о чем, либо слишком дорого для начинающих бизнес с нуля.
- Цена. Одна из двух вечных стратегий: продавать дешево всем, продавать дорого избранным. Для успеха не обязательно демпинговать, хотя на начальном этапе желательно.
Методы продвижения и PR:
- Участие в книжных ярмарках, встречи с авторами, вечера чтения – все, что работает на узнаваемость и способно превратить каждого клиента в постоянного.
- Группы в соцсетях, каналы на Youtube, реклама в релевантных пабликах и на соответствующих каналах (например, обзоры детских книг на популярных каналах о раннем развитии и воспитании детей – договаривайтесь с владельцем канала).
- Оригинальные и емкие описания к товарам.
- Рассылки постоянным клиентам, мероприятия по повышению ценности чтения и самообразования – раздача инфобуклетов, листовок. Живые обсуждения литературы в отзывах, увлекательные статьи и презентации с кнопками соцсетей.
- Системы скидок постоянным клиентам.
- Доставка по всей России почтой – удачный ход, позволяющий зацепить клиентов, которые по географическим причинам не имеют возможности найти редкие или интересные издания рядом с домом. Поэтому книжный интернет-магазин с бесплатной доставкой, который сделал эту услугу постоянной, пока еще огромная редкость. Даже известный магазин «Читай-город» (см. официальный сайт) имеет плату за доставку: минимальная 100 руб. (за посылки весом до 0,5 кг). С другой стороны, предложить читателям книги с бесплатной доставкой – непросто, тщательно рассчитайте итоговую цену на товар. Либо предлагайте ее в рамках акций.
На видео ниже ценные мысли от канала «Бизнес-план». Описывается ряд моментов, которые позволят выбрать конкретную нишу и определиться с целесообразностью такого бизнеса. Один из комментаторов рассказывает об опыте продаж собственной книги:
Риски
Почему многие предприниматели не рекомендуют открывать книжный интернет-магазин, доставка, PR-мероприятия, вложения – все это может оказаться бесполезным, бизнес «не пойдет», почему? Большинство покупателей ограничены в финансах. Книги – товар, который не является жизненно необходимым, массовый покупатель сегодня легко отказывается от такой покупки.
Электронные книги, вопреки всеобщему мнению, не являются прямой причиной падения рынка. Изменилась структура потребления информации. Зачем иметь дома энциклопедию, если всегда можно заглянуть в Википедию – это быстрее и проще. Досуг с книгой постепенно превращается в элитарный. Читать обстоятельно, со вкусом, уделяя этому время, готовы все меньше людей. Задача бизнеса в этой нише – работать на атмосферу и популяризацию живого чтения, удовлетворять потребность в таком виде отдыха. И искать нетрадиционные фирмы бизнеса (см. видео ниже):
Продажа книг без магазина
Продавать книги можно не на своей площадке. Заработки на книгах без книг, складов – все он-лайн и автоматизировано: через площадку Amazon.com. На видео ниже предприниматель Игорь Кустов рассказывает о своем опыте продаж книг в Интернете: