Добавлено в закладки: 0
Сегодня на честное слово и порядочность приходится рассчитывать исключительно в крайнем случае. Большинство же операций требуют документального подтверждения. Особенно это касается финансовых сделок. Чем выше сумма сделки — тем важнее документ, подтверждающий факт проведения операции. Поэтому, при купле-продаже недвижимой собственности во избежание любых претензий необходимо оформить соответствующую расписку. Хотя форма данного документа не имеет определенного установленного законодательством образца — ее оформление и содержание все равно должны соответствовать определенным стандартам для придачи ей юридической силы.
Понятие расписки, как документа, обладающего юридической силой
Расписка – это документ, который после подписания всеми сторонами финансовой сделки, обретает юридическую силу и является гарантом свершенной операции.
При любых операциях с передачей денег необходимо фиксировать данный факт чеками или расписками. При этом следует учитывать, что продажа недвижимой собственности подразумевает уплату подоходного налога. Поэтому, фиксация получения или передачи денег необходима и с точки зрения законодательства.
Если правами на недвижимую собственность обладают сразу несколько человек, называемых дольщиками, тогда подписи каждого дольщика также должны быть в расписке. Заверение расписки в нотариальном порядке не является обязательным. Данный документ заполняется в двух экземплярах, а его подписание придает ему юрсилу.
При свершении сделок купли-продажи необходимо документально подтвердить предмет сделки, сумму сделки и установить сроки. Предметом сделки выступает объект недвижимости. Это квартира или дом, либо нежилой объект, а также дачное владение или просто земельный участок. Данный объект должен находится по определенному адресу или иметь соответствующий кадастровый номер. Ценовой вопрос считается уже оговоренным, так что сумма сделки должна вписываться в актуальном виде. Под сроком подразумевается конкретная дата, в которую либо же по истечении которой, покупатель обязуется передать указанную сумму в полном объеме продавцу недвижимости. Поэтому, расписка, как юрдокумент, может находится среди всех бумаг на собственность и с ее помощью можно в любой момент подтвердить, что финансовая операция была проведена успешно и никто не имеет никаких претензий, и что обмен денег на имущество был завершен. В противном случае, данный документ может служить основанием для обращения в судебную инстанцию по причине неисполнения определенных моментов, прописанных в расписке. Однако, стоит взять во внимание, что суд примет расписку и приложит ее к материалам дела исключительно в случае ее актуальности с точки зрения исковой давности, что составляет 3 года с момента ее подписания, иначе данный документ будет признан недействительным.
Виды договоров купли-продажи и правила составления расписки
При проведении операций по купле-продаже недвижимой собственности составляется соответствующий документ, который может быть двух видов, разнящихся между собой. Один из них отличается более-менее простой схемой. Так в нем содержится информация о сторонах сделки и предмете сделки, а также о том какой вид передачи собственности используется, будь-то отчуждение имущества или его полноценное приобретение. Но сумма сделки в данном документе не прописывается. Однако, сегодня законодательные нормы Российской Федерации обязывают указывать сумму сделки при купле-продаже недвижимости ввиду того, что данная финансовая операция облагается налогом. Необходимость расписки в данном случае обусловлена тем, что даже при указании суммы сделки — факт передачи денег никак не фиксируется.
Второй вид договоров купли-продажи подразумевает некоторое сочетание элементов первого с добавлением пункта о сумме сделки, а также указывается конкретная информация о сроках передачи денег от покупателя — продавцу. Зачастую между людьми, проводящими сделки о покупке или продаже земельного участка, либо жилой недвижимой собственности, расписки все таки составляются, вне зависимости от того, какая сумма или какие сроки указанные в договоре, заверенном у нотариуса. Иногда инициатором составления расписки является сам покупатель, указывая в ней, что он уплатил полную сумму и более ничего никому не должен. С точки зрения продавца наличие расписки не имеет значения так, как он уже поставил подпись в договоре о купле-продаже, где указано, что вся сумма в полном объеме уже была им получена. Исключением могут быть только долгосрочные финансовые выплаты.
Вышеуказанные типы договоров по сути определяют необходимость написания расписки. В любом случае, при ее составлении необходимо соблюсти некоторые формальности. Это необходимо для того, чтобы данный документ обладал силой и мог использоваться даже в качестве доказательства в суде. Поэтому среди прочего, она должна отвечать таким требованиям:
- пишется чернилами на бумаге от руки самим продавцом или лицом, имеющим законное основание заполнять подобные документа от имени продавца;
- цвет чернил — синий, так как использование черных чернил в документах очень ограничено;
- конкретная дата передачи денежной суммы в полном объеме, если деньги передаются частями — необходимо указать точную дату выплаты каждой отдельной части;
- отсутствие в тексте расписки каких-либо исправлений или неточностей. Сюда же включается каллиграфическая точность, что обусловлено невозможностью в дальнейшем двояко трактовать одни и те же словосочетания, заменяя одни буквы другими.
Оригинальный вариант расписки необходимо в том случае, если в ходе судебного разбирательства будет организована экспертиза почерка, по причине отказа продавца от своей причастности к написанию документа.
Такой же порядок написания расписок действует также при осуществлении альтернативных сделок, и их юридическая сила также остается в действии.
Рекомендации по заполнению и содержанию расписки. Реквизиты документа
Как упоминалось выше — законодательством РФ не предусмотрен жесткий бланк расписки. Однако юридическая практика, со своей стороны, определила некоторые элементы и пункты, которые могут существенно повлиять на обретение документом законной силы. Таким образом среди прочего, расписка должна обладать следующим перечнем реквизитов:
- место составление расписки, город, районный центр или деревня;
- информация о продавце, его ФИО и паспортные данные;
- прописка и фактическое место проживания лица, выступающего в роли продавца;
- информация о покупателе, его ФИО и паспортные данные;
- прописка и фактическое место проживания гражданина, который является покупателем;
- предмет сделки. Полный адрес жилого или нежилого имущества либо кадастровый номер на земельный участок или приватизированное дачное владение.
- итоговая сумма сделки. Данный параметр указывается в зарубежной валюте и дублируется в валюте РФ. Вначале сумма указывается цифрами, а затем дублируется прописью в круглых скобках;
- далее, от имени продавца, следует указать, что «указанная денежная сумма была получена в полном объеме и нет никаких претензий к ФИО, выступающему в роли покупателя»;
- дата подписи. Здесь, как и во многих других официальных бумагах, число и год пишется цифрами, а месяц прописью;
- непосредственно сама подпись, с указанием ФИО гражданина, подписывающего расписку.
Расписка пишется сразу же после завершения сделки. В основном это происходит прямо в кабинете у нотариуса. Суть такова: покупатель передает деньги продавцу. У продавца есть гарантии — это денежная сумма и подписанный документ купли-продажи. Теперь покупатель хочет обезопасить себя и оформляет расписку, в которой указывается, что он более ничего не должен продавцу и все вопросы закрыты. Такая расписка хранится у покупателя. Довольно часто данный документ принято оформлять в нескольких экземплярах, с указанием количества копий. Это позволяет обеим сторонам сделки иметь официальную бумагу, обладающую юридической силой и использовать ее в целях правовой защиты законных прав и свобод при возникновении спорных ситуаций на предмет владения земельным участком, жилой или нежилой недвижимой собственностью. Но стоит учесть, что второй экземпляр не пишется через копирку, а также заполняется собственноручно.
При подписании расписки на большую сумму не будет лишним наличие свидетелей, реквизиты которых также будут внесены в документ.
В вопросах задатка перед совершением официальной сделки у нотариуса и оформлением бумаг стоит убедиться в том, что имущество не имеет арестов и не подлежит отчуждению у продавца. После передачи задатка необходимо также оформить соответствующую расписку. Обычно, если сделка срывается по инициативе покупателя — задаток ему не возвращается. Все эти моменты необходимо оговаривать заранее, и то, что требует фиксации — требуется фиксировать на бумаге.
Расписка — это официальный финансовый документ, который подтверждает законность проведенной сделки о продаже недвижимого имущества и отсутствие каких-либо претензий со стороны одной из сторон, включая финансовую сторону дела.
Таким образом расписка позволяет обезопасить себя от нечестных и непорядочных граждан. Зачастую участниками расписки могут быть даже хорошо знакомые люди. Но когда фигурируют большие денежные суммы — не стоит смотреть на то, насколько хорошо знакома вторая сторона сделки, а смело оформлять расписку, чтобы избежать ненужных беспокойств. Даже порядочного гражданина подписанная расписка, если речь идет о нескольких этапах финансовых выплат — расписка будет дополнительно стимулировать вовремя осуществлять платежи.
Образец расписки о получении денежных средств за дом и землю
Скачать образец расписки о получении денежных средств за дом и землю в формате .doc