Добавлено в закладки: 0
Что такое величина спроса? Описание и определение понятия
Величина спроса – это количество предметов торговли (товары, услуги), согласные приобрести в определенном месте, в данное время и за определенную цену покупатели. Величина спроса является зависимой от доступности товара, ожидания потребителей, использования рекламы, величины доходов потребителей, изменения моды и вкусов, уровня цен на Взаимозаменяемые товары, количества населения, размеры рынка. Величина спроса на определенный товар всегда в некотором соотношении зависит от его стоимости – это основной показатель, влияющий на ее изменение.
Логику поведения главных субъектов рынка – покупателя и продавца – является отражением две рыночные силы: спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка – соглашение сторон о купле-продаже товара и/или услуги в определенном количестве и по определенной цене.
Рыночных операций можно найти связь между собой. Если некий товар продается любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может, выполняя те же самые условия, стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, спрос, который появился в одном месте (или предложение) имеет воздействие на общее состояние рынка. Говоря иначе, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, занимается формированием информационно-побудительной основы рыночной экономики.
Спрос и предложение в известном смысле являются рыночной заменой (или рыночным эквивалентом) того механизма регулирования, который был характерен для плановой экономики, когда предполагалось, что все разнообразие экономической информации известно центральному планирующему органу. И если плановики лишь пытались на основе собственной «всеобъемлющей» информированности вырабатывать наиболее рациональные пути достижения социально-экономических целей и определять направления действий всех лиц, которые участвуют в экономических процессах, то механизм спроса и предложения действительно реализует все эти цели в рыночной экономике.
Формирование спроса
Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т. е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования:
– он сам (например, потребность или отсутствие потребности в теплой одежде определяются климатом страны, степенью закаленности человека, его вкусами);
– его семья и близкое окружение (так, потребность в обучении детей и сила ее проявления зависят от уровня развития общества и от места, которое занимает в обществе данный индивид);
– та социальная, национальная, религиозная и другая общность, к которой принадлежит человек (скажем, потребность в национальной обороне зависит от международного положения государства, гражданином которого является человек).
При этом из огромного спектра человеческих потребностей экономическую науку интересуют в первую очередь те, подкрепленные соответствующими денежными возможностями, иначе говоря, ее интересует «платежеспособный спрос». Таким образом, спрос – это наличие желания и способности покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. А величина спроса – это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.
Зачастую по низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по цене более высокой. Одновременно повышенный, ажиотажный спрос к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный – к их снижению. Данная обратная зависимость между рыночной ценой товара и его количеством, которое можно купить или продать по этой цене, носит название закона спроса.
Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Возможна и другая формулировка этого закона: закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.
Закон спроса
Закон спроса – это один из фундаментальных законов рыночной экономики. Глубинные причины его существования коренятся в самой природе стоимости и цен. Они будут рассмотрены позже в рамках анализа теорий стоимости. Сейчас же, что перечислим непосредственные предпосылки его возникновения:
- 1) уменьшая цену ведет к увеличению числа покупателей, этим данный товар становится доступным;
- 2) один потребитель позволяет себе покупать большее количество подешевевшего товара. В экономической литературе это явление принято называть эффектом дохода, потому что снижение цен равносильно увеличению дохода потребителя;
- 3) подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, одно в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров. Это явление также особенно называют – эффектом замещения.
Действие закона
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и объемом продукции, которую желают купить потребители. Тем самым этот закон провозглашает цену главным фактором, который определяют размеры спроса. Но хозяйственная практика убеждает нас в обратном: в рыночной экономике спрос в большой степени определяется ценой. Однако не стоит принимать в расчет экстремальные ситуации, именно цена в первую очередь интересует потребителя, решившего купить товар. А все другие характеристики обязательно рассматриваются через призму цен (вспомним, как мы рассуждаем, например, о такой важнейшей характеристике, как качество: дорогой автомобиль, но он своих денег стоит).
Зависимость между ценой товара и спросом на него можно представить табличным, графическим и функциональным способами. Например, известно, сколько килограммов колбасы может быть продано в соседнем универсаме за неделю при различных уровнях цен.
Мы коротко рассмотрели величина спроса. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.