Закон спроса

Добавлено в закладки: 0

Что такое закон спроса? Описание и определение понятия.

Закон спроса – это экономический закон, который говорит о наличии обратной зависимости меж ценой на товар и величиной спроса. Спрос определяется платёжеспособной потребностью покупателя в определённой услуге или товаре. График закона являет собой кривую с негативным наклоном, который говорит о желании покупателя купить большое число товаров по низкой цене. Кривая спроса объективно показывает, какое именно число товара покупатель готов приобрести на данный момент времени. Закон спроса имеет три экономических эффекта: замещение, доход, рост выгоды.

Спрос

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на покупку товара по средствам, которые имеются у него, которые предназначаются для этой покупки. Закон спроса 2Спрос с одной стороны отображает, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание купить эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, которая имеется в границах «доступного» диапазона.

Спрос вместе с данными обобщенными определениями характеризуется некоторыми свойствами и числовыми параметрами, из которых прежде всего нужно выделить объём или величину спроса.

Спрос на товар с позиций количественного измерения, понимается как объём спроса, означает количество этого товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина спроса — это число услуг или товара определенного качества и вида, которое покупатель хочет приобрести в течение определенного периода времени по данной цене. Величина спроса связана с доходами покупателей, ценами на услуги и товары, ценами на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданиями покупателей, их вкусами и предпочтениями.

Неценовые характеристики товара

Закон спросаОднако помимо цены на величину спроса оказывают влияние и некоторые другие факторы, которые называют иногда неценовыми. Это прежде всего мода, потребительские вкусы, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения этого товара другими.

Закон спроса — это объём (величина) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это обозначает, что между величиной спроса и ценой обратная зависимость (но не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x, это может быть и отрицательная линейная зависимость). То есть увеличение цены вызывает уменьшение величины спроса, уменьшение же цены вызывает увеличение величины спроса.

Природа закона спроса не является сложной. Когда у покупателя есть определенная сумма денег на покупку этого товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем цена больше и наоборот. Конечно, реальная картина гораздо сложнее, так как покупатель способен привлечь дополнительные средства, купить другой товар вместо данного — товар-субститут.

Неценовые факторы, которые влияют на спрос:

  • Размеры рынка;
  • Уровень доходов в обществе;
  • Наличие товаров-субститутов (заменителей);
  • Мода, сезонность;
  • Инфляционные ожидания.

Закон спроса в некоторых курсах микроэкономики формулируется так: Если с ростом дохода спрос на товар становится больше, то с ростом цены этого товара спрос на него обязан уменьшаться.

Эта поправка обуславливается существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые увеличивается при росте цены. Но в подавляющем большинстве случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) приведенная выше закономерность действует.

Эластичность спроса

ЭласЗакон спроса 3тичность спроса — это показатель, который выражает колебания совокупного спроса, которые вызваны изменением цен на услуги и товары. Эластичным называется спрос, который сформировался при условии, что изменение его объёма (в %) больше процентного выражения снижения цен.

Если показатели увеличения спроса и падения цен, которые выражены в процентах, равны, то есть рост объёма спроса только компенсирует уменьшение уровня цен, то эластичность спроса равняется единице.

В ситуации, когда степень уменьшения цен больше показателя спроса на услуги и товары, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса является показателем степени реакции (чувствительности) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением потребительских доходов. Поэтому отличают эластичность спроса по доходам и по цене. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и величина спроса, и доход изменяются на одинаковый процент, так что суммарный доход остаётся по мере изменения цены постоянным.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть нейтральной, слабой, сильной. Каждый из них вызывает соответствующий спрос: единичный, неэластичный, эластичный. Возможны варианты, когда спрос абсолютно эластичен или совершенно неэластичен.

Закон спроса 4Как правило, есть товары с разной по цене эластичностью . В частности, соль и хлеб являются примерами неэластичного спроса. Снижение или повышение на них цен не влияет в целом на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет огромное практическое значение. Так, к примеру, продавцы товара с большой эластичностью спроса могут пойти на уменьшение цены для того, чтобы резко увеличить объём продаж и получить больше прибыль, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров, обладающих низкой эластичностью спроса такая ценовая практика является неприемлемой — при уменьшении цены объём продаж слабо изменится и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого числа продавцов спрос на какой-либо товар будет эластичным, так как даже незначительное увеличение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться к другим продавцам, которые предлагают этот же товар дешевле, за покупкой.

Кривая спроса

Кривая спроса показывает возможное число товара, который можно продать по определённой цене и за определенное время. Чем спрос эластичнее, тем выше может быть установлена цена на товар. ‘Эластичность спроса — реакция рынка на отсутствие товара, возможность его альтернативы, цену конкурентов, уменьшение цен, нежелание покупателей изменять свои потребительские привычки и искать другие, более дешёвые товары, увеличение качества товаров, естественный рост инфляции и другие факторы.

Влияние рынка

Закон спросаВсех продавцов (производителей) на рынке объединяет предложение: продавец при низкой цене предложит меньше товара или придержит его, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается увеличить максимально производство. Так образуется цена предложения — гранично минимальная цена, по которой продавцы могут реализовывать собственные товары.

Мы коротко рассмотрели закон спроса: эластичность, кривая, влияние рынка, неценовые характеристики. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Закон спроса”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: